Теория роста черной идентификации
Джексон выдвинул четырехступенчатую теорию развития, которая описывает рост и изменение сознания черных. Он считает, что если консультант хочет эффективно работать с клиентом независимо от того, одной ли они расы, он должен определить уровень сознания клиента. Из теории Джексона явно следует, что многие терапевты, не принадлежащие к черной расе, не смогут эффективно работать с некоторыми черными клиентами. Даже черные терапевты могут иметь трудности с черными клиентами, мировоззрение которых отличается от их взглядов. Сами члены определенных групп — расовых или национальных меньшинств — смогут извлечь пользу для себя, изучив данные теории.
Стадия 1. Принятие. На этой стадии черный клиент думает о себе как о “небелом”. Личная идентификация определяется как “другой”. Образ жизни белых представляется как единственно правильный. При работе с белым консультантом такой клиент может вести себя услужливо и приниженно. На этой стадии самым разумным будет обратиться к черному консультанту. Чтобы описать эту теперь довольно редкую форму черного сознания, иногда используется стереотип “дяди Тома”, угождающего белым.
Стадия 2.Сопротивление. Черный американец переживает критическую стадию и начинает признавать, что быть черным — это есть идентификация, сама по себе ценная. Человек переживает феномен своей принадлежности к черной расе и его значение. На этой стадии некоторые клиенты испытывают негативные эмоции по отношению к белому и могут отказаться работать с белым консультантом. Задача развития на этой стадии — достижение личной и культурной идентификации.
Стадия 3.Рефреймировние. Развитие черного сознания продолжается. На второй стадии черное сознание фокусировалось на отделении черных от белых, а не ориентацией на культуру черных. На стадии 3 черный американец может отойти от белой культуры и заняться историей черной расы и черного населения Америки. В этом периоде белые мало интересуют черного клиента. Задача развития здесь — восстановление черного сознания в полном объеме.
Стадия 4.Интернациализадия. Человек становится личностью, гордящейся своей принадлежностью к черной расе, и сознающей ценность других рас. Он использует все лучшее из всех стадий своего развития, тем самым признавая и принимая все ценные аспекты белой культуры, борется с проявлением расизма и угнетения, разделяет самомнение и чувство собственного достоинства и интегрирует все стадии в трансцендентное сознание.
Джексон утверждает, что каждая стадия имеет свое значение в развитии личности. Он утверждает, что все стадии, кроме первой, достойны того, чтобы черный американец находился на них всю жизнь. Хотя четвертый уровень сознания имеет видимые преимущества. Он подразумевает такое сознание, с которым трудно действовать в расистском обществе, по сравнению с другим уровнем. При том расизме и угнетении черной расы, существующих в США и во всем мире, мы должны признать ценность не только одной позиции.
Для консультирования, независимо от того, к какой расе относится терапевт, важно сознавать различия в развитии культурной идентификации. Понятия, введенные Джексоном, оказались в высшей степени полезными для понимания различий между отдельными людьми и группами.
Феминистская терапия
Считаем ли мы проблему индивидуальной или рассматриваем в контексте общества, культуры? Стремится ли терапия добиться независимости или взаимозависимости? Является ли терапевт авторитетной фигурой для клиента или они равны? Будет ли клиент приспосабливаться к миру, каков он есть, или он(она) будет принимать участие в борьбе против угнетения? В каждом случае вторая альтернатива говорит об идеологии феминистской терапии.
В феминистской терапии считается, что традиционные системы психотерапии страдают недостатками, которые происходят из традиционного отношения к женщинам. Тем самым нет полного доверия принципам исследования, теориям личности, клинической практике. Феминистская ориентация в терапии является эклектичной. Здесь отдается предпочтение теоретическим позициям, которые постулируют первичность и причинность внешних факторов. Подчеркиваются сильные, а не слабые стороны клиентки. Феминистическая терапия требует отношений полного равенства между терапевтом и клиенткой.
Можно легко заметить, что многие конструкты и теории, которые обсуждались ранее в этой книге, открыты для феминистской критики. Кроме того, легко проследить структурные параллели между феминистской терапией и движением развития, идентификации черной и цветной рас. И те и другие испытывают угнетение и потребность найти для себя новую группу и место в обществе. Однако, нужно отметить, что движение за женские права имеет свой собственный облик и существует отдельно от движения народов за равные права и справедливое отношение.
Основные области действия феминистской терапии таковы:
1. Отношения равенства. Терапевт-феминистка считает, что они находятся с клиенткой в партнерских отношениях. Она ценит женщин и их потребность во взаимной поддержке. Самораскрытие своего собственного опыта как женщины — особенно важная часть терапевтического процесса.
2. Использование ресурсов общества. Терапия не заканчивается с окончанием интервью. Многие практики направляются в женские группы поддержки, включаются в работу по месту жительства, ими оказывается юридическая помощь и другие услуги.
3. Активный стиль консультирования. Чувствам придается большое значение, но также важно обозначить конфронтацию противоречивых факторов в самой клиентке и между ней и обществом. Примером этого может быть клиентка, переживающая сильный конфликт. Терапевт работает с клиенткой, стараясь понять ее эмоции, но также вступает в конфронтацию с ней в целях развития и решения проблем. Терапевт может работать в мягкой манере, но одновременно добиваться движения к независимости мысли. Терапевт может использовать для этого многие методики, описанные в этой книге, но она будет это делать в контексте феминистских принципов.
4. Снабжение информацией. В феминистском консультировании присутствует сильный обучающий компонент. Терапевт может рассказать клиентке об исторических корнях неравноправия женщин и о влиянии на это культуры.
5. Личная валидизация. Многие женщины пережили ситуации угнетения, когда они почти или совсем не сознавали своей значимости. В феминистской терапии терапевт стремится создать у клиентки отношение к себе как к уникальной и ценной личности.
Ценностный конфликт внутри феминистской теории фокусируется вокруг вопроса о том, когда и как женщина вступает в конфликт по поводу неравноправия. Внезапно столкнувшись с социальным неравноправием, женщина может испытать серьезное потрясение. Брак может разрушиться из-за того гнева, который появляется, когда клиентка переходит на более высокий уровень феминистского сознания. Некоторые терапевты считают, что традиционная терапия более подходит для “традиционной” женщины, а феминистская терапия должна подключаться позже, когда клиентка уже продвинулась по пути равноправия. Другие терапевты считают, что боль и трудности — необходимая часть этого пути, и поэтому они пытаются привести по нему всех женщин.
Теоретики феминизма, как и общество в целом, имеют различные взгляды на проблему аборта, на степень необходимости различных общественных и политических акций, о месте лесбиянок в феминистском движении и на то, какие отношения между мужчиной и женщиной можно назвать правильными.
Фрагмент интервью, приведенный ниже, иллюстрирует терапевтический подход, используемый в данной ориентации. Обратите внимание на взаимоизучение терапевта и клиентки и на то, как отражаются на интервью культурные факторы.
Консультант: В прошлый раз вы рассказали мне о вашей истории, нынешней ситуации, о том, что более всего беспокоит в целом, о взглядах на жизнь. Мы выяснили вашу феминистскую ценностную ориентацию и ваше желание исследовать конфликты на работе и в семье и многое другое. Я рассказала вам о моей ориентации в консультировании и о моих личных феминистских взглядах. Мы договорились провести вместе 6 сеансов, а затем произвести ревизию. Мне очень интересно, какая реакция была на первый сеанс, и как вы чувствовали себя в промежутках между сеансами.
Клиент: Реакции были сложными и разными. Мне было легко с вами. Я поняла почему вам была нужна именно эта информация и мне было легко рассказывать о своей истории, росте и нынешних трудностях. Я почувствовала облегчение от того, что вы не видите во мне больную или недалекую. Мне помогло то, что вы сказали, что у многих женщин бывают подобные ситуации и что решать их можно по-разному. Я почувствовала поддержку и понимание и что вы не сводите мой случай к схеме, как это было раньше. И еще я ощутила уверенность в том, что я не буду одна при решении моих проблем, но решение это будет мое.
Консультант: Все эти реакции позитивные. А были реакции менее ясные или внушающие тревогу?
Клиент: Да, не могу пока понять, что думать о наших с вами отношениях. Не похоже на консультирование, которое было несколько лет назад, тогда терапевт держался в отдалении, я чувствовала, что разговариваю с профессионалом, а с другой стороны это не похоже на разговоры с подругами из группы поддержки.
Консультант: А могли бы вы все же подумать, на какие отношения это больше всего похоже?
Клиент: Может быть, похоже на сотрудничество с коллегами на работе, но здесь больше внимания уделяется моим проблемам. Но я не уверена, как мне вести себя с вами. Можно ли пригласить вас на ланч, задавать вопросы из вашей личной жизни, или все же относиться к вам как к эксперту или начальнику?
Консультант: Итак, не очень ясна роль и границы поведения и это беспокоит, если я правильно поняла.
Клиент: Да, и то и другое.
Консультант: Трудно чувствовать комфорт, когда не определены роли, границы и ожидания. Это похоже на появление на чужой территории. Если вам это будет полезно, давайте поговорим о наших отношениях и об их границах.
Клиент: Да, будет, я думаю.
Консультант: Хорошо, но сначала нам надо на некоторое время сфоку-сироваться на процессе нашей беседы, потому что я думаю, что это относится к общим проблемам жизни и вашего брака. Интересно, вы бы сказали сами об этом, если бы я вас не спросила ? И еще мне интересно знать, является ли для вас стереотипом задержка чувства смущения и неловкости в отношениях с людьми.
Клиент: Это наблюдение очень точное, для меня является стереотипом задержка чувства дискомфорта в отношениях с людьми и желание удовлетворить потребности других членов семьи.
Консультант: Таким образом, наше взаимодействие воспроизвело ваш обычный стереотип — придавать большое значение чувствам, потребностям, просьбам других. Каковы ваши чувства по отношению к этому?
Клиент: Это меня смущает. Думаю, мне не надо так делать, но так уж сложилось.
Консультант: Вы усматриваете в этом какую-нибудь связь со стереотипом женской роли в обществе?
Клибнт: Я еще не связала этого. Конечно, если я это сделаю, это скажется на моих паттернах общения.
Консультант: Это важно, и об этом можно поговорить еще, но я вас прервала, вернемся ли мы к выяснению наших отношений, границ и ожиданий?