Некоторые специфические методы семейной терапии
Семейная терапия обладает широким набором методик, способствующих изменению. Многие из них — это семейные варианты индивидуальных методик. К некоторым из важных методик семейной терапии относятся следующие.
Присоединение
Часто семейный терапевт присоединяется к семье, и, образно говоря, становится членом семьи, формируя некоторые семейные правила и структуры и участвуя в них. Это присоединение терапевта немедленно изменит структуру семьи и произведет непосредственные изменения, так же как появление в семье ребенка, даже не первого, всегда изменяет структуру семьи. Если вы используете присоединение как метод достижения раппорта, особенно важным будет знание культурных различий и уважение, если есть желание поддержать чувство эмпатии к этой семье. Некоторые семейные терапевты под присоединением подразумевают нечто вроде вступления в семейный клан, терапевты другой ориентации под присоединением имеют в виду присоединение к языковой системе семьи. Для других термин присоединение близок к эмпатическому пониманию и достигается выслушиванием.
Пример ролевой игры
На первой стадии вам понадобится семья с такими персонажами: подросток с деформациями в поведении (вплоть до хулиганства); излишне заботливая, сверхпривязанная к семье мать, явно проявляющая тенденцию к гиперопеке; отдаленный отец, занятый профессиональной карьерой; младший брат или сестра, требующие большего внимания к себе, но в целом, по-видимому, нормальные. Предположите, что в браке матери и отца имелись свои проблемы к моменту, когда случился кризис в поведении подростка.
Ваша задача — провести с этой семьей элементарный сеанс семейной терапии. Предложенная здесь структура представляет собой комбинацию нескольких описанных выше теорий. Тем не менее, она позволит вам пережить сложности и почувствовать возможности сеанса семейной терапии.
Стадия 1. Достижение раппорта/структурирование. Возможно у вас не будет времени установить легкий раппорт сразу с четырьмя членами семьи — по сравнению с одним это сделать труднее. Возможно, вы почувствуете, что установление раппорта требует от вас значительно большей энергии. Если это так, можно просто начать с такого введения: “Я рад, что я встретился с вами, понимаю, что вам надо со мной о чем-то поговорить. Кто хотел бы начать первым? Обычно тот, кто решится заговорить первым — самый активный член семьи и имеет особую власть в системе семьи.
Стадия 2. Сбор данных.
После того, как высказался первый, спросите каждого члена семьи, каково его определение проблемы. Внимательно выслушайте и используйте основные приемы выслушивания, чтобы получить определение проблемы. Когда определения прояснятся, суммируйте определения проблемы (скорее всего проблемой семьи будет назван подросток). Затем переформулируйте или интерпретируйте эту проблему примерно таким образом: “В этой семье действительно имеется проблема, но это не проблема одного человека, это проблема способа взаимодействия между членами семьи”. Естественно, для переформирования проблемы используйте свои собственные слова и конструкты и изменяйте темп речи и подбирайте слова таким образом, чтобы подстроиться под данную конкретную семью. Спокойно допускайте реакции на вашу интерпретацию, но придерживайтесь основной идеи о том, что проблема состоит в трудностях системного взаимодействия. При желании можно зеркально отразить вербальное и невербальное поведение некоторых членов семьи, включившись тем самым в структуру семьи. В такой роли вы лучше поймете “свою” семью и приобретете большую эмпатию.
Потратьте некоторое время на поиски факторов укрепления семьи путем поиска положительных целей. Что семья сделала правильно? Где семья действует хорошо? Можно рассмотреть, что конкретно не сработало при попытках найти решение вопроса ранее. Вы можете еще потратить время на исследование правил, действующих в семье, и ее структур, и изучение специфики функционирования этой семьи. Некоторые семейные терапевты возражают на это, утверждая, что определение проблемы должно занимать 95 процентов ваших усилий. Они говорят, что, если проблема хорошо сформулирована, то решение часто появляется тут же.
Стадия 3. Определение возможных итогов. Используйте основные итоги выслушивания для определения желательного исхода. Не попадайте в ловушку индивидуально ориентированной цели для семьи. Помогите семье в их совместном поиске общей цели, которая благотворно подействует на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Возможно, вы обнаружите, что ваша семья в настоящий момент действует в рамках иррациональных и ложных паттернов.
Стадия 4. Выработка альтернативных решений. В этой стадии вы должны выбрать терапию, наиболее подходящую для этой семьи и здесь, в середине ролевой игры, вы скорее всего почувствуете, что данная модель помощи довольно трудна для практического воплощения, хотя во многом она сходна с другими моделями. Для этого упражнения мы предлагаем следующие варианты методик, хотя вы, возможно захотите воспользоваться другими методиками, описанными выше.
а) Попросите семью разыграть типичный семейный ужин. Во время этой ролевой игры запомните, кто сидел рядом с кем и в каком порядке говорили члены семьи. Прокомментируйте это и структурируйте изменения положения за столом и разговоры. Может оказаться полезной в виде части данного процесса просьба к родителям сыграть роль детей, а к детям — роль родителей.
б) Заметьте специфический повторяющийся паттерн в семье. Кратко прокомментируйте его, а затем дайте семье инструкцию еще раз воспроизвести его и обратите внимание на их поведение, мысли и чувства. Это слабая парадоксальная директива, возможно, вам захочется ее усилить.
в) Для раскрытия семейных “секретов” воспользуйтесь методом опроса по кругу. Затем можно использовать положительный рефрейминг, чтобы вызвать более положительную реакцию на эти секреты.
Стадия 5. Генерализация.
Многие терапевты опускают этот шаг. В работе с семьей можно использовать почти любую из методик, предлагавшуюся в этой книге для “домашней работы” и последующего разбора. Один вариант слабой парадоксальной директивы часто может оказаться полезным для семейной терапии. Дайте семье директиву в течение недели на неэффективное поведение и попросите их потом рассказать о своем опыте. Если они сплотятся и откажутся выполнять это домашнее задание, вы можете быть довольны тем, что группа сплотилась ради своих интересов, и вы можете говорить о благоприятном исходе своего “провала”. Если парадоксальный метод сработал, то у вас появятся новые ценные данные для планирования. В любом случае, вы сохранили последствия терапии после окончания интервью.
Ситуативная ролевая игра.
Это еще одна методика, подобная ролевой игре, которая может быть использована при тренировке настойчивости. Но в этом случае вы как терапевт наблюдаете, как семья разыгрывает перед вами проблемную ситуацию. При этой методике вы просто просите семью разыграть некую семейную проблему, чтобы вы могли пронаблюдать семейное взаимодействие. Терапевт может подсказать и провести некоторые изменения, но структурная терапия не подчеркивает так сильно специфические поведенческие изменения, как это делает бихевиоральная или ког-нитивно-бихевиоральная школа. К ситуативной ролевой игре можно добавить парадоксальную директиву, в которой терапевт инструктирует семью продолжать то, что они уже делают, или преувеличить свои поведенческие реакции. Это задание можно перенести на следующую неделю, дав домашнее задание для всей семьи.
Наблюдение.
Эта методика включает в себя внимательное выслушивание разговорных паттернов и наблюдение того, кого слушают и в каком порядке — нечто подобное тому примеру, который приводится в главе о коммуникации. За этим можно указать семье на то, что происходит, предложить непосредственно разыграть данную транзакцию, а затем присоединиться к семье, если методы наблюдения невозможны.
Методы переконструирования.
Главный принцип такой методики — перефокусировать проблемное поведение семьи (иногда с помощью поиска положительных целей), изменяя позиции в семье относительно того, как сидеть за обеденным столом или изменяя порядок разговора за обедом. Затем можно вызвать семью на обсуждение того, как они хотели бы структурировать свои взаимодействия, потренироваться в этой роли в беседе, а затем генерировать эту роль в течение следующей недели. Конечно, эта методика не похожа на методику фиксированной роли Келли, в которой клиент вырабатывает идеальную для себя роль на будущее, а затем играет ее.
Опрос по кругу.
Это упражнение особенно полезно при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве. Вместо того, чтобы спрашивать отдельных членов семьи, что они думают о проблемах и взаимодействиях, вы выслушиваете одного члена семьи о том, что, как он думает, что думает другой член семьи. Например, терапевт может спросить ребенка: “Билл, как ты думаешь, что думает твой папа о том, что мама перешла на новую работу?” Если до того такой же вопрос вы задавали маме и папе, они, возможно, не выдали семейную тайну. Благодаря опросу по кругу можно выяснить факты, которые знает каждый, но не говорит об этом, и не знает о том, что другие знают. Опрос по кругу помогает членам семьи увидеть свою роль в симптоме “идентифицированного” пациента.