Выработка альтернативных решений

Многие неопытные психологи и психотерапевты склонны сразу выдавать решение задачи. “Итак, у вас налицо сексуальные проблемы... Я вам советую вот что...” Но установлению действи­тельно эффективного раппорта должна предшествовать попытка взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Будет мало поль­зы, если вы решите проблему, а клиент будет чувствовать, что ему нужно совсем другое.

Как бы то ни было, если вы преуспели в выделении пробле­мы и поняли желаемый результат — вы готовы к тому, чтобы разрабатывать альтернативные варианты решений. Как мы уже упоминали в начале главы, именно на данном этапе вы сталкиваетесь с основными трудностями творческого процесса. Пом­ните, что клиент приходит к вам смущенным и зажатым: ваша задача — раскрепостить его в целях творческого взаимодействия. Создавать условия для творческого реагирования вовсе не зна­чит подталкивать клиента в русло уже готового у вас решения.

Как можно обеспечить процесс творчества у клиента? Один способ — это просто суммирование его проблемы, как вы их поняли, повторить формулировку желаемого результата, а затем противопоставить реально существующей ситуации — идеальное будущее.

Вот (в сокращенном виде) как это можно сделать с Джейн. Психолог: Джейн, позволь мне обобщить. Как я поняла, ты говорила о своих проблемах на работе и о своих трудностях с парнями и с бос­сом. Я также поняла, что для тебя эта работа достаточно ценна. Например, ты сказал, что хотела бы немного уважения со стороны своих сослуживцев. Тебе приходят на ум какие-нибудь средства, с помощью которых ты могла бы достичь своих целей?

Усиление контраста между реально существующей и идеаль­ной ситуацией, данное в вашей естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Вы скоро обнаружите, что все, в чем нуждается клиент, это чтобы его внимательно выслушали и вербализовали его ощущения. Как только вы четко выявите разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть, клиент сам начнет предлагать возможные выходы из положения.

Некоторые клиенты могут предложить только ограниченный набор возможных решений. Именно здесь особенно важным становится знание теории, методологии, окружающей среды. Например, вы можете поделиться с клиентом оптимальным, с вашей точки зрения решением. Хороший совет, вовремя данный и умно использованный, бывает очень кстати. Но данный не вовремя, неверным тоном, даже лучший совет может быть от­вергнут. Обычно люди, пришедшие на консультацию, слышали уже слишком много советов.

Психолог в нашем простом диалоге использует разные консультации. Вместо того, чтобы того, чтобы высказывать новые мысли, она скорее переходит к роджерианскому, клиенто-центрированному стилю рефлективного выслушивания:

Психолог: Ну, Джейн, кажется, у нас есть ключ к решению твоих проблем на работе. План, который мы выработали, выглядит многообещающе. Давай, однако, вернемся немного назад. Насколько я понимаю, у тебя есть проблемы и с Джо. (Помните, психолог не стала менять тему беседы в начале ее, а только обозначила семейные проблемы, чтобы вернуться к ним позднее. В другом варианте она могла бы оставить проблемы на работе, заняться семейными взаи­моотношениями, а затем вернуться позднее к рабочим. Имеет пра­во на существование любой из этих вариантов. Единственно, чего нельзя делать — это обсуждать все темы одновременно.)

Джейн: Да, он выглядит таким жалким и злым. Иногда я просто бо­юсь его. Я думаю, ему нравится унижать меня и бить.

Психолог: Ты очень озабочена его чувствами, но, насколько я поняла, ты боишься за себя.

Джейн: Он уже бил меня. Он не может вынести, что у меня есть ра­бота, а у него нет. Я все время стараюсь угодить ему — я все делаю по дому.

Психолог: Ты пытаешься угодить ему, но безуспешно. Но я чувствую гнев в твоем голосе.

После осмысления чувств психолог может вернуться на ста­дию выработки решений и помочь Джейн найти новые способы взаимодействия с мужем.

Психолог: Мы выяснили суть дела. Ты осознала, насколько ты сер­дита на него. Ты не можешь больше выносить моральных и физиче­ских издевательств. В то же время, тебе трудно и очень больно, по­тому что ты его все еще любишь. Я верно тебя поняла?

Джейн: Да. Пока мы с тобой не пообщались, это было неопределенно и зыбко, а теперь все прояснилось.

Психолог: Принимая во внимание, что в тебе одинаково сильны и любовь, и гнев. Какую стратегию поведения ты выберешь? Ты гово­ришь, что не хочешь жить, как раньше. А что может тебе помочь изменить ситуацию?

Джейн: Я уже думала от него уйти, а потом опять захотела ос­таться.

Психолог: Два противоположные чувства, однако, продолжают су­ществовать. Допустим, что ты покинула мужа. Что тогда произой­дет?

Обсуждается перспектива нормального существования без мужа. Чтобы помочь осознать чувства и рассортировать намере­ния можно использовать некоторые техники рефлексии. Психолог: Подводя итог, можно сказать так: ты веришь, что смо­жешь жить без Джо, “творя саму себя”. Тебе будет больно и груст­но, но ты будешь довольна, что нашла в себе силы сделать это. Но ранее ты говорила, что другие чувства велят тебе остаться с му­жем. Давай посмотрим, что будет, если ты останешься. Давай сно­ва подумаем, какие возможности у тебя есть для налаживания жизни в семье? А затем мы сравним две стратегии поведения в свете их результатов.

Таким образом, основной задачей консультанта в данном случае было: поработать с Джейн, помочь ей выработать воз­можно больший набор стратегий поведения. Личность, которая обладает одним или двумя стратегиями поведения, не может похвастаться, что она контролирует свою жизнь. Как бы то ни было, а клиент, у которого в запасе три или более выборов, можно сказать, уже стоит на пути к тому, чтобы стать творче­ской личностью, и зависеть от себя, а не быть марионеткой в руках внешних обстоятельств.

Итак, четвертый этап интервью наиболее важен для даль­нейшего роста и развития клиента. Целью этого этапа является повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и твор­ческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого Я психотерапевта. И, на­конец, облегчает клиенту выработку альтернативных линий по­ведения в данном случае — ваше знание теории (например, ког­нитивной или психодинамической модели).

ОБОБЩЕНИЕ

Вы можете проделать огромную работу по сбору фактов, оп­ределению целей, выработке и сортировке альтернатив, но, если не сделаны выводы относительно изменения поведения, ваши усилия могут быть напрасны. Психологическая практика изоби­лует рассказами о потрясающих инсайтах и об удивительном понимании, но самый радикальный показатель — это ответ на вопрос: изменилось ли что-нибудь в жизни клиента после вашей беседы? Стал ли клиент вести себя по-другому в результате кон­сультирования?

Поработав над проблемой и уяснив ее, большинство психо­логов, психотерапевтов и клиентов испытывают искушение на этом покончить и разойтись. Факты показывают, что клиент часто (возможно даже всегда) очень быстро теряет то, что он приобрел на консультации. Нужно принимать специальные шаги, чтобы быть уверенным, что ваши с клиентом конструк­тивные решения не пропали даром.

Как терапевт вы должны уделять особое внимание выводам, чтобы быть уверенным, что приобретения, полученные в процессе психотерапии, не будут потеряны в первые же дни или месяцы после вашей встречи. На начальном этапе интервью вам может помочь один очень простой метод: просто спросите кли­ента: “Что вы собираетесь делать сегодня? Какие шаги собирае­тесь предпринимать завтра, чтобы реализовать то, что вы наме­тили?” Как это не кажется наивным, но обсуждение некоего явного или неявного контраста между вами и клиентом может оказаться последнему большую поддержку. То, что сделал кли­ент из намеченной программы действий, можно обсуждать в начале следующей встречи и отметить факты, говорящие вам о его росте и развитии.

Обобщение, которое не содержит плана дальнейшего пове­дения, скорее всего, не приведет ни к духовному росту, ни к изменению в жизни клиента. Это свидетельствует о непрофес­сионализме. Однако следует иметь в виду, что определение — имеется или нет рост и изменение — может быть разным для каждой культуры и каждого индивида. Если вы профессионал, вам непозволительно путать свое определение личностного раз­вития и изменения с определением клиента.

Психолог: Джейн, мы пришли л заключению, что тебе надо кое-что сделать, чтобы изменить ситуацию. У тебя много возможностей. Давай договоримся, что именно ты будешь делать на следующей не­деле. Затем мы встретимся и посмотрим, работает ли это. Что бы ты хотела сделать?

Джейн: Я бы предпочла прямо сказать о своих чувствах на работе, когда ребята снова станут задевать меня. Мне понравилось, что вы говорили мне о тренировке воли и уверенности. Если мои высказыва­ния не помогут, я попробую заняться этим тренингом. Я бы хотела также поговорить с Джо, но я боюсь, что сейчас для этого слишком неподходящий момент.

Чем более подробно как консультант вы распишете про­грамму действий клиента, тем более вероятно, что ваше вмеша­тельство в его жизни принесет какое-то изменение. Вы скоро обнаружите, что любое запланированное действие приводит и к неожиданным последствиям.

В данной главе приведена обобщенная модель принятия ре­шений и общая структура психотерапевтической беседы, которые могут быть изменены в зависимости от обстоятельств. Использо­вание различных теорий и подходов меняет акценты на опреде­ленных аспектах данной модели. Вы можете пропустить или объ­единить этапы беседы, в зависимости от особенностей вашего

клиента. В дальнейшем мы проиллюстрируем, как эта пятиша­говая метамодель может быть применена в рамках психодинами­ческой, бихевиористской, роджерианской и других теорий.

Наши рекомендации