Выработка альтернативных решений
Многие неопытные психологи и психотерапевты склонны сразу выдавать решение задачи. “Итак, у вас налицо сексуальные проблемы... Я вам советую вот что...” Но установлению действительно эффективного раппорта должна предшествовать попытка взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Будет мало пользы, если вы решите проблему, а клиент будет чувствовать, что ему нужно совсем другое.
Как бы то ни было, если вы преуспели в выделении проблемы и поняли желаемый результат — вы готовы к тому, чтобы разрабатывать альтернативные варианты решений. Как мы уже упоминали в начале главы, именно на данном этапе вы сталкиваетесь с основными трудностями творческого процесса. Помните, что клиент приходит к вам смущенным и зажатым: ваша задача — раскрепостить его в целях творческого взаимодействия. Создавать условия для творческого реагирования вовсе не значит подталкивать клиента в русло уже готового у вас решения.
Как можно обеспечить процесс творчества у клиента? Один способ — это просто суммирование его проблемы, как вы их поняли, повторить формулировку желаемого результата, а затем противопоставить реально существующей ситуации — идеальное будущее.
Вот (в сокращенном виде) как это можно сделать с Джейн. Психолог: Джейн, позволь мне обобщить. Как я поняла, ты говорила о своих проблемах на работе и о своих трудностях с парнями и с боссом. Я также поняла, что для тебя эта работа достаточно ценна. Например, ты сказал, что хотела бы немного уважения со стороны своих сослуживцев. Тебе приходят на ум какие-нибудь средства, с помощью которых ты могла бы достичь своих целей?
Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией, данное в вашей естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Вы скоро обнаружите, что все, в чем нуждается клиент, это чтобы его внимательно выслушали и вербализовали его ощущения. Как только вы четко выявите разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть, клиент сам начнет предлагать возможные выходы из положения.
Некоторые клиенты могут предложить только ограниченный набор возможных решений. Именно здесь особенно важным становится знание теории, методологии, окружающей среды. Например, вы можете поделиться с клиентом оптимальным, с вашей точки зрения решением. Хороший совет, вовремя данный и умно использованный, бывает очень кстати. Но данный не вовремя, неверным тоном, даже лучший совет может быть отвергнут. Обычно люди, пришедшие на консультацию, слышали уже слишком много советов.
Психолог в нашем простом диалоге использует разные консультации. Вместо того, чтобы того, чтобы высказывать новые мысли, она скорее переходит к роджерианскому, клиенто-центрированному стилю рефлективного выслушивания:
Психолог: Ну, Джейн, кажется, у нас есть ключ к решению твоих проблем на работе. План, который мы выработали, выглядит многообещающе. Давай, однако, вернемся немного назад. Насколько я понимаю, у тебя есть проблемы и с Джо. (Помните, психолог не стала менять тему беседы в начале ее, а только обозначила семейные проблемы, чтобы вернуться к ним позднее. В другом варианте она могла бы оставить проблемы на работе, заняться семейными взаимоотношениями, а затем вернуться позднее к рабочим. Имеет право на существование любой из этих вариантов. Единственно, чего нельзя делать — это обсуждать все темы одновременно.)
Джейн: Да, он выглядит таким жалким и злым. Иногда я просто боюсь его. Я думаю, ему нравится унижать меня и бить.
Психолог: Ты очень озабочена его чувствами, но, насколько я поняла, ты боишься за себя.
Джейн: Он уже бил меня. Он не может вынести, что у меня есть работа, а у него нет. Я все время стараюсь угодить ему — я все делаю по дому.
Психолог: Ты пытаешься угодить ему, но безуспешно. Но я чувствую гнев в твоем голосе.
После осмысления чувств психолог может вернуться на стадию выработки решений и помочь Джейн найти новые способы взаимодействия с мужем.
Психолог: Мы выяснили суть дела. Ты осознала, насколько ты сердита на него. Ты не можешь больше выносить моральных и физических издевательств. В то же время, тебе трудно и очень больно, потому что ты его все еще любишь. Я верно тебя поняла?
Джейн: Да. Пока мы с тобой не пообщались, это было неопределенно и зыбко, а теперь все прояснилось.
Психолог: Принимая во внимание, что в тебе одинаково сильны и любовь, и гнев. Какую стратегию поведения ты выберешь? Ты говоришь, что не хочешь жить, как раньше. А что может тебе помочь изменить ситуацию?
Джейн: Я уже думала от него уйти, а потом опять захотела остаться.
Психолог: Два противоположные чувства, однако, продолжают существовать. Допустим, что ты покинула мужа. Что тогда произойдет?
Обсуждается перспектива нормального существования без мужа. Чтобы помочь осознать чувства и рассортировать намерения можно использовать некоторые техники рефлексии. Психолог: Подводя итог, можно сказать так: ты веришь, что сможешь жить без Джо, “творя саму себя”. Тебе будет больно и грустно, но ты будешь довольна, что нашла в себе силы сделать это. Но ранее ты говорила, что другие чувства велят тебе остаться с мужем. Давай посмотрим, что будет, если ты останешься. Давай снова подумаем, какие возможности у тебя есть для налаживания жизни в семье? А затем мы сравним две стратегии поведения в свете их результатов.
Таким образом, основной задачей консультанта в данном случае было: поработать с Джейн, помочь ей выработать возможно больший набор стратегий поведения. Личность, которая обладает одним или двумя стратегиями поведения, не может похвастаться, что она контролирует свою жизнь. Как бы то ни было, а клиент, у которого в запасе три или более выборов, можно сказать, уже стоит на пути к тому, чтобы стать творческой личностью, и зависеть от себя, а не быть марионеткой в руках внешних обстоятельств.
Итак, четвертый этап интервью наиболее важен для дальнейшего роста и развития клиента. Целью этого этапа является повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого Я психотерапевта. И, наконец, облегчает клиенту выработку альтернативных линий поведения в данном случае — ваше знание теории (например, когнитивной или психодинамической модели).
ОБОБЩЕНИЕ
Вы можете проделать огромную работу по сбору фактов, определению целей, выработке и сортировке альтернатив, но, если не сделаны выводы относительно изменения поведения, ваши усилия могут быть напрасны. Психологическая практика изобилует рассказами о потрясающих инсайтах и об удивительном понимании, но самый радикальный показатель — это ответ на вопрос: изменилось ли что-нибудь в жизни клиента после вашей беседы? Стал ли клиент вести себя по-другому в результате консультирования?
Поработав над проблемой и уяснив ее, большинство психологов, психотерапевтов и клиентов испытывают искушение на этом покончить и разойтись. Факты показывают, что клиент часто (возможно даже всегда) очень быстро теряет то, что он приобрел на консультации. Нужно принимать специальные шаги, чтобы быть уверенным, что ваши с клиентом конструктивные решения не пропали даром.
Как терапевт вы должны уделять особое внимание выводам, чтобы быть уверенным, что приобретения, полученные в процессе психотерапии, не будут потеряны в первые же дни или месяцы после вашей встречи. На начальном этапе интервью вам может помочь один очень простой метод: просто спросите клиента: “Что вы собираетесь делать сегодня? Какие шаги собираетесь предпринимать завтра, чтобы реализовать то, что вы наметили?” Как это не кажется наивным, но обсуждение некоего явного или неявного контраста между вами и клиентом может оказаться последнему большую поддержку. То, что сделал клиент из намеченной программы действий, можно обсуждать в начале следующей встречи и отметить факты, говорящие вам о его росте и развитии.
Обобщение, которое не содержит плана дальнейшего поведения, скорее всего, не приведет ни к духовному росту, ни к изменению в жизни клиента. Это свидетельствует о непрофессионализме. Однако следует иметь в виду, что определение — имеется или нет рост и изменение — может быть разным для каждой культуры и каждого индивида. Если вы профессионал, вам непозволительно путать свое определение личностного развития и изменения с определением клиента.
Психолог: Джейн, мы пришли л заключению, что тебе надо кое-что сделать, чтобы изменить ситуацию. У тебя много возможностей. Давай договоримся, что именно ты будешь делать на следующей неделе. Затем мы встретимся и посмотрим, работает ли это. Что бы ты хотела сделать?
Джейн: Я бы предпочла прямо сказать о своих чувствах на работе, когда ребята снова станут задевать меня. Мне понравилось, что вы говорили мне о тренировке воли и уверенности. Если мои высказывания не помогут, я попробую заняться этим тренингом. Я бы хотела также поговорить с Джо, но я боюсь, что сейчас для этого слишком неподходящий момент.
Чем более подробно как консультант вы распишете программу действий клиента, тем более вероятно, что ваше вмешательство в его жизни принесет какое-то изменение. Вы скоро обнаружите, что любое запланированное действие приводит и к неожиданным последствиям.
В данной главе приведена обобщенная модель принятия решений и общая структура психотерапевтической беседы, которые могут быть изменены в зависимости от обстоятельств. Использование различных теорий и подходов меняет акценты на определенных аспектах данной модели. Вы можете пропустить или объединить этапы беседы, в зависимости от особенностей вашего
клиента. В дальнейшем мы проиллюстрируем, как эта пятишаговая метамодель может быть применена в рамках психодинамической, бихевиористской, роджерианской и других теорий.