Выработка альтернативных решений

В зависимости от ваших целей и характера ваших отноше­ний с клиентом возможны 3 варианта дальнейшего анализа:

а) Суммируйте свои наблюдения и желаемый результат. Спросите клиента: “Как бы вы могли это объяснить?” Если вы правильно изложили факты, у клиента обычно появляются новые идеи и он пытается сам интерпретировать события. Структурирования, сделанного с помощью модели принятия решений, бывает иногда вполне достаточно, чтобы помочь человеку осоз­нать причины его затруднений.

б) Обобщите услышанное вами и отрефлектируйте основную эмоцию клиента. Можете спросить у него, какое чувство превалировало у него на начальном этапе беседы. Попросите клиента сконцентрировать внимание на этом чувстве, ощутить его как можно ярче. Используя метод сфокусированной свободной ас­социации, дайте клиенту указание взять за основу это чувство и вспоминать свои прошедшие годы, “забираясь как можно глубже, вплоть до раннего детства”. (Вы скоро обнаружите, что свободное ассоциирование идет лучше, когда отталкивается от эмоций, а не от рациональных построений.) Большинство первых ассоциаций клиента касаются его юности, а затем переходят на более поздние события. В некоторых случаях следует выявлять ассоциации, основываясь на основной последовательности выслушивания.

Теперь у вас на вооружении появились первые ассоциации, дающие вам понятие об определенных чувствах клиента. Осно­вываясь на этом, вы с клиентом уже можете определить некото­рые постоянные паттерны смысла. Открытие и маркировка этих паттернов — уже пример базовой психоаналитической консуль­тации.

Вы можете обнаружить слова, повторяющиеся в разных ас­социациях, оригинальные сны или проблемы. Для более глубо­кого понимания следует повторить упражнение.

в) Третий вариант отличается от первого только тем, что вы просите клиента свободно ассоциировать, вспоминая самое ран­нее детство. Снова используйте технику сфокусированного ассоциирования. Представьте себе эти образы, пользуясь ОНВ. Че­рез некоторое время вы сможете соединить воедино группы об­разов и обнаружите несколько стереотипов, в основном повто­ряющихся в повседневной жизни.

На этом этапе клиент может попробовать интерпретировать образы сам, и вам придется лишь направлять и добавлять. Во­обще говоря, интерпретации клиента более продолжительны и подробны.

Обобщение

Обычно психоанализ ориентирован на то, чтобы сказанное во время интервью переносилось на реальную жизнь. Однако, будет полезно попросить клиента обобщить то, что он понял в результате беседы. Что клиент запомнил в качестве основных фактов, чувств, интерпретаций? Вполне приемлемо, если вы захотите дополнить интервью разговором о перспективах клиен­та и разработать план некоторых действий.

Комментарий: Можно сделать вывод, что структура интер­вью, соединенная с микротехниками из третьей главы, является вполне достаточным основанием для построения продуктивного интервью психодинамической ориентации. Однако, такие поня­тия, как индивидуальная и культурная эмпатия, навыки наблю­дения (как за вербальными, так и невербальными проявлениями поведения клиента), вычленение инконгруэнтностей, присоеди­нение и руководство, поиск позитивных ресурсов — все это важные характеристики успешного сеанса.

Специфическими психодинамическими добавлениями явля­ются, во-первых, само содержание беседы, во-вторых, особые указания, а в-третьих, цели использования психологических техник — т. е. обнаружение жизненных стереотипов поведения и их связи с ранним опытом через применение оригинальных теоретических интерпретаций.

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Прочитав эту главу, вы должны уметь:

1. Понимать значение Фрейда как человека, который впер­вые систематически подошел к объяснению мыслительных про­цессов.

До него у нас не было реального понимания психических расстройств и отсутствовала работающая модель возможного лечения. Фрейд выдвинул и обосновал идеи, имеющие огромное влияние на западную культуру и общество; эти идеи были раз­виты его многочисленными продолжателями, такими, как Ад­лер, Юнг, Фромм.

2. Объяснять основополагающие постулаты психодинамиче­ской теории.

Мировоззрение Фрейда было представлено в современной, адаптированной форме. Модификация американскими Я-психологами фрейдизма повлекла за собой критику Жака Лака­на, призвавшего “вернуться к Фрейду”. Не смотря на это, все неофрейдистские концепции основываются на понятии бессоз­нательного и на признании его влияния на сознательные действия. В этой главе даны основные положения фрейдизма, включая стереотипы поведения, берущие начало в детстве и повторяющиеся во взрослой жизни. Обсуждались также защитные механизмы как примеры продолжения детского опыта. Была также приведена концепция структуры личности: ОНО, Я и Сверх-Я.

3. Понимать основные положения теории развития. Была представлена теория объектных отношений с акцентом на важности выделения и адаптации к основным задачам разви­тия растущей личности. Подчеркивалось огромное значение стиля поведения матери, а также обсуждались оральный, аналь­ный и Эдипов периоды в жизни ребенка.

4. Объяснять базовые техники психодинамического интер­вьюирования.

Основной техникой психоанализа является техника свобод­ных ассоциаций, включающая в себя фиксацию на чувствах, сфокусированное ассоциирование и повторение. Приведен ана­лиз феномена сопротивления, переноса и контрпереноса. Ин­терпретация была названа техникой, требующей очень серьез­ного знания психодинамической теории.

5. Знать некоторые практические приложения психодинами­ческого подхода.

Жизненно важным является выявление подсознательного поведения клиента. Даны пример практического применения вышеприведенных техник. Одним из наиболее распространен­ных направлений, трактующих психоаналитические методы, является транзактный анализ. В дополнение к предыдущему даны практические упражнения по этому направлению.

5. Определить и использовать ключевые термины главы: бес­сознательный опыт, интерпретация, свободная ассоциация, фиксация на чувствах, сфокусированное свободное ассоцииро­вание, повторение, сопротивление, перенос, контрперенос, инсайт, бессистемный (дикий) анализ.

ГЛАВА IX

БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕРАПИЯ

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

Наши рекомендации