Выработка гипотез (гипотетических альтернативных решений), перебор гипотез, принятие решения.

На данном этапе клиент уже дифференцировал для себя ситуацию, которая ранее была для него неясной или, быть может, непереносимой, произошла эмоциональная разрядка в процессе консультирования (на второй стадии).

Далее последует оказание помощи клиенту в определении способа, при помощи которого тот мог бы разобраться или справиться со своей проблемой.

Большинство теоретиков в области консультирования считают, что именно клиентдолжен заниматься определением возможных решений своих проблем.

1 шаг: Какие варианты решения этой ситуации вы видите ? Как вы можете это сделать?

Консультант может явно стимулировать увеличение вариантов решения или даже добавлять некоторые возможные варианты теоретически от себя. Напр.: А есть ли еще какие-то варианты, кроме противоположных, которые мы могли бы рассмотреть?

Психика так устроена, что нам кажется, что ответа нет, а на самом деле мы просто не можем его услышать. Как вы думаете, другие люди как в этом случае поступают? Что невозможно в вашем случае? Если учесть то, что вы говорите, то какой ответ, вариант решения возникает в душе? Давайте это попробуем учесть и сформулировать ваше решение.

Процесс определения возможных решенийможет быть поддержан методом так называемого мозгового штурма. Клиента просят попытаться придумать как можно больше возможных выходов из ситуации, вызывающей у него в настоящее время сложности, просят быть творческим, подчеркивают, что нет никаких границ фантазии, нет ограничений, не стоит пренебрегать никакими, даже самыми нелепыми решениями. Смысл заключается в нахождении как можно большего числа решений, расслабиться и побыть в этом – фактор времени. Как вам эти варианты? О чем Вы сейчас думаете, что вы чувствуете? Обычно вслед за этим приходит «очевидное» решение.Очевидным оно является для клиента. - Часто на этой стадии консультирования имеет место феномен, который называют «ага-переживанием» - внезапно или постепенно решение обсуждаемой проблемы буквально «сваливается» на клиента,приходит иррациональным путем, не возможно логически объяснить.

В результате первого шага клиент выдвигает возможные пути решения.

2 шаг: Прослеживаются последствия для клиента того или иного выбора:

Что будет, если так…. и что будет, если иначе…..

3 шаг: Предлагается клиенту выбрать вариант решения, удовлетворяющего его по большинству параметров.

Пр. 1. проблема сформулирована - «Мы расстались, хочу с ним встретиться, но не могу». Уточнение и обобщение - резюме - Насколько я понял, вы хотите возобновить отношения с ним, но не знаете (сомневаетесь) стоит ли это делать? Согласие клиента - Далее выдвижение гипотез: А что будет, если Вы встретитесь с ним? А если не встретитесь?

Пр.2. Хочу прекратить такую жизнь (с мужем алкоголиком). Как вы можете это сделать. (клиент начинает выдвигать возможные варианты решения - развод, лечение мужа, подождать (я просто устала), прийти с мужем к психологу).

Такой алгоритмизированный вариант решения проблем - самый простейший, но далеко не всегда работает.

Нет не могу ни на что решиться, Все равно это ни к чему не приведет. Не знаю.

Дайте совет. Я это уже все думал, Я и без вас все это знал.

Если не происходит продвижение необходимо использовать специальные техники, приближающие к психотерапии - конфронтация, интерпретация, информирование дальнейшее развитие мыслей клиента.

Консультант должен знать: Не со всем можно разобраться и не у каждой проблемы есть решение. Есть ситуации, которые можно только принять, пережить, приспособиться к ним, в плане сделать эту ситуацию более пригодной для жизни. Клиент может сам прийти к этому пониманию или консультант после соответствующего вопроса клиенту предлагает допущение об отсутствии выхода. Я думаю, что бывают безвыходные ситуации, где мы ничего не можем сделать, где от нас больше ничего не зависит. Что Вы об этом думаете? Или: Вы говорите, что не видите выхода Значит ли это, что Вы оказались в безвыходной ситуации, где мы бессильны. Следующим шагом здесь станет разработка плана, который позволит сделать эту ситуацию более пригодной для жизни.

Конфронтация

Это столкновение клиента с информацией, противоречащей его поведению, опыту, взглядам, Я-концепции.или (Egan (1986)) всякая реакция консультанта, противоречащую поведению клиента. Хэмбли – это высказывание правды с любовью. Столкновение м.б. с 1) внутренней реальностью клиента (Вы говорите, что вам безразлично, уйдет он или нет, при этом вы горько плачете). 2) с внешней реальностью – посмотреть глазами другого участника событий. (вы говорите, что собираетесь молчать, как вы думаете, что это будет для него?).

Цель конфронтации: противостояние направлено на то, чтобы показать клиенту его двойственное поведение: увертки, "игры", хитрости, извинения, " пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что метает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы, т.е. на осознание клиентом способов психологической за­щиты, используемые им в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности.

Суть конфронтации:консультант анализирует стиль межличностного общения клиента, отражаю­щийся в консультативном контакте, обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, ис­кажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

George и Cristiani (1990) выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация « целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или меж­ду мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п.

- Вы говорите, что неуверенный в себе человек, но я вас сейчас вижу, как очень уверенного в себе человека.

Здесь констатируется определенный аспект поведения клиента., затем противоречие чаще всего представляется словечками "«но» "однако»?). Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, кото­рое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить. Например:

Клиент: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать.

Консультант: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и теперь уже некоторое время сидите со скрещенными руками.

Еще несколько примеров противоречивых высказываний клиентов:

"Меня преследует депрессия и я одинока, однако вообще все не так уж плохо".

"Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить".

"Мне кажется, что у меня лишний вес, но другие гово­рят, что я выгляжу совсем неплохо".

"Я хотела бы слушать других, но почему-то всегда говорю больше всех".

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, а не только через призму потребностей клиента

Например, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация такова, что муж поменял работу после долгих ссор по поводу того, что на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен вернуть эту информацию клиентке, столкнуть ее с ней: «Вы говорили, что раньше часто ругались с мужем по поводу того, что он мало зарабатывает, чтобы показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи. Возможно клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи, трактует ситуацию удобным для себя способом или хочет невозможного (муж дома и деньги) – это можно обсуждать.

- Она мне грубит, кричит, это не выносимо….

- А вы что делаете в этот момент

- Молчу…

- (консультант выясняет, что означает ваше молчание – демонстрацию отчуждения, что ты - дура)

- Что вы обычно чувствуете, когда разговариваете с демонстративно молчащим человеком.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на го уклонение от обсуждения некоторых проблем.

Например, консультант высказывает клиенту удивление: "Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выделили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать".

Клиент может избегать говорить о чувствах второй стороны, когда консультант настаивает, то говорить с отсутствующим видом, формально, необходимо это отражать ему – что сейчас с вами или я замечаю, что вы стали другим, появилась равнодушная интонация.

(4). Как отдельный вариант конфронтации заслуживает вни­мания прерывание, повествования клиента. Позволив клиен­ту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить.

Прерывание клиента возмож­но, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не ис­черпав, предыдущих. Если клиент изменил тему, консуль­тант может вмешаться с замечанием:

"Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?".

- Сейчас Вы переходите уже к другой теме, мне еще не совсем понятно…., давайте остановимся здесь подробнее…

Однако частое прерывание повествования рискованно. Когда мы не позволяем клиенту рассказывать так, как ему хочется (постоянное прерывание), то обычно не достигаем желаемого, это порождает зависимость, т.к. большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

Наши рекомендации