Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центр психолого-медико-социального сопровождения
В помощь общеобразовательным учреждениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов.
Выпуск 1.
г.Липецк, 2011
Составители:
Горяева Елена Петровна - педагог-психолог;
Стебенева Наталия Викторовна– заместитель директора, педагог-психолог государственного (областного) образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-медико-социального сопровождения.
Редактор:
Кузнецова Алла Ивановна –директор государственного (областного) образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-медико-социального сопровождения.
Настоящие материалы адресованы педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим заинтересованным лицам, занимающимся проблемами возникновения аддиктивного поведения у детей и подростков.
Составители предлагают подборку тестов, анкет для проведения индивидуальной и групповой диагностики уровня осведомленности обучающихся о психоактивных веществах, склонности к вредным привычкам. Также при помощи предлагаемых анкет можновыявить подростков употребляющих ПАВ.
Содержание
Блок. Изучение осведомленности обучающихся о психоактивных веществах
1.1 Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»
1.2 Анкета «Что мы знаем о курении?»
1.3 Тест «Мои знания о курении»
1.4 Тест «Незаконченное предложение»
1.5 Анкета «Вредно ли курить?»
1.6 Анкета «Отношение к алкоголю»
1.7 Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений
1.8 Анкета «Наркотики и подросток»
1.9 Методика выявления степени информированности о вредных привычках учащихся
6 – 11 классов
1.10 Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»
1.11 Анкета «Что ты знаешь о наркотиках»
1.12 Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании
1.13 Тест «ПАВ»
1.14 Анкета «Отношение к наркомании»
Блок. Выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ
2.1 Опросник «Склонность к аддиктивному поведению»
2.2 Анкета «Мотивы курения»
2.3 Анкета «Мотивы, побуждающие молодежь употреблять алкоголь»
2.4 Анкета «Отношение кспиртным напиткам»
2.5 Анкета «Выявление отношения подростка к алкоголю»
2.6 Анкета «Вредные привычки».
2.7 Анкета для опроса школьников 5, 6, 7-х классов по проблемам
злоупотребления ПАВ
2.8. Анкета для опроса школьников 8, 9,10,11-х классов по проблемам злоупотребления ПАВ
2.9 Анкета «Как я отношусь к наркотикам?»
2.10 Анкета «Отношение к ПАВ»
Блок. Выявление обучающихся, употребляющих ПАВ
3.1 Анкета «Причины и отношение к курению»
3.2. Анкета «Все о курении»
3.3 Анкетирование (анонимное)
3.4. Анкета «Почему подростки пьют?»
3.5. Анкета «Отношение к алкоголю»
3.6 Анкета (анонимная)
3.7. Анкета «Отношение к употреблению пива»
3.8 Анкета «Что значит алкоголь для подростка?»
3.9 Тест-анкета «Есть ли у Вас симптомы алкоголизма?»
3.10. Анкета «Изучение проблемы алкоголизма и наркомании в подростковой среде»
3.11. Тест для родителей «Употребляет ли ребенок наркотики?»
Введение
Подростковый возраст недаром называют сложным периодом. Он труден не только для родителей, но и для педагогов. Ведь именно в 12—16 лет ребенок пытается самоутвердиться как личность, почувствовать себя взрослым и независимым. А в наше время, когда мир полон соблазнов и дозволенности, эта проблема становится еще более актуальной. По статистике, именно в этот период ребенок пробует первую сигарету, первый бокал алкогольных напитков. Несмотря на все попытки родителей контролировать поведение своего ребенка, часто это представляется крайне трудным. И очень грустным является тот момент, если ребенок полностью выходит из-под контроля или попадает под пагубное влияние плохой компании.
Областной Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения рекомендует использовать предлагаемый тестовый материал с целью изучения осведомленности обучающихся о вредных привычках, выявления несовершеннолетних, склонных к употреблению и употребляющих психоактивные вещества.
Предостерегаем вас, узнав о склонности обучающегося к употреблению ПАВ, крайне осторожно делайте выводы. Проводите систематическую антинаркотическую профилактическую работу в классе, что позволит вовремя остановить приобщение несовершеннолетнего к курению, употреблению алкоголя, наркотиков.
Если в образовательном учреждении есть подростки, нуждающиеся в психолого-педагогической помощи, рекомендуйте родителям обратиться на консультацию к нам в Центр.
Областной Центр предлагает вашему учреждению следующий комплекс услуг:
1. Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения:
1.1. Просветительская работа среди специалистов, способных активно содействовать реализации превентивных программ в рамках учебно-воспитательной работы данного учреждения.
1.2. Оказание организационно-методической и консультативной помощи педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогическому коллективу по вопросам профилактики зависимости от ПАВ.
1.3. Проведение совместных семинаров, тренингов и «круглых столов» антинаркотической тематики.
1.4. Диагностика педагогов на специализированном оборудовании, с целью стабилизации эмоционального состояния.
1.5. Коррекционно-реабилитационная работа с педколлективом на специализированном оборудовании с целью нормализации нервно-психического состояния.
2. Работа с детьми и подростками:
2.1. Реализация программ тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, навыков личностного роста, принятие решений в экстремальных ситуациях, выхода из конфликта и умение сказать «нет» наркотикам.
2.2. Проведение занятий на специализированном оборудовании с целью выработки волевых качеств, стабилизации психоэмоционального состояния.
2.3. Занятия в сенсорной комнате, направленные на снятие нервно-психического напряжения.
2.4. Организация и проведение классных часов антинаркотической направленности.
2.5. Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
3. Работа с родителями:
Организация работы выездного консультативно-диагностического пункта, с целью выявления несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ и нуждающихся в психологической помощи.
Участие в родительских собраниях по профилактической тематике.
О психоактивных веществах
Тест «Мои знания о курении»
Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
10.Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.
Ответы:
1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно
6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно
Анкета «Вредно ли курить?»
Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.
Сколько веществ содержится в табачном дыме? | 1.20-30 2. 200-300 3. Свыше 3000 | |
Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр? | 1. Не более 20% 2. 40% 3. 100% | |
Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма? | 1. До З миллионов 2. До 10000 3. До 1000 | |
Верно ли, что в большинстве стран модно курить? | 1.Курить никогда не было модно. 2. Курить модно. 3. Мода на курение прошла. | |
Что вреднее? | 1. Дым от сигареты. 2. Дым от газовой горелки. 3. Выхлопные газы. | |
На сколько лет раньше рискуют умереть женщины, мужья которых курят? | 1. На 4 года 2. На 10 лет 3. На 15 лег | |
Много ли мужчин осуждает курение женщин? | 1. 10-20% 2. 40-60% 3. Более 80% | |
Из 1000 подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением? | 1. Не менее 100 человек. 2. Менее 200 человек. 3. Около 250 человек. | |
У кого наибольшая зависимость от табака? | 1. У тех, кто начал курить до 20 лет. 2. У тех, кто начал курить после 20 лет. 3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить. |
Правильные ответы:1.3, 2.1, 3.1, 4.3, 5.1, 6.1,7.3, 8.3, 9.1.
Как ты учишься?
-отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- плохо.
Если предлагали, то кто?
- приятель;
- одноклассник;
- родственник;
- незнакомый человек;
-знакомый, сам употребляющий наркотики.
Учащихся 6 – 11 классов
Данная методика предназначена для выявления отношения к вредным привычкам учащихся 6 – 11 классов.
Она состоит из 3 – х частей:
1 часть с вопросами № 1, № 2, №3 основана на методике «Незаконченные предложения», предполагающей свободный ответ на предложенный вопрос.
2 часть с вопросами №4, №5, №6, № 7, №8 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Каждый вариант ответа имеет свою модальность (А – положительную, Б – нейтральную, В – негативную).
3 часть с вопросами № 9 и № 10 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Выявляется степень информированности респондента о вредных привычках и мнение об источниках их появления.
Анкета
1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:
1. По моему мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Последствиями вредных привычек я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.
4. Ваше отношение к вредным привычкам?
А – положительное
Б – нейтральное
В - негативное
5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?
А – ничего не будете делать
Б – оставите на сегодняшнем уровне
В - Ужесточите наказание
6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?
А – продолжите с ним общаться
Б – измените к нему отношение
В – перестанете с ним общаться
7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?
А – Поддержите
Б – Оставите выбор за ним (ней)
В – Попытаетесь отговорить
8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?
А – Поддержите
Б – Оставите выбор за ним (ней)
В – Попытаетесь отговорить
3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.
9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?
А – Семья
Б – Улица
В – Средства массовой информации
Г – Ближайшее окружение человека
Свой ответ - ______________________________________________________________
10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тест «ПАВ»
Инструкция: прочтите данные утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.
1. Большинство ПАВ не представляет собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах.
2. Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие, криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.
3. ПАВ вызывают у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна.
4. В каждом психоактивном веществе содержатся яды.
5. Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать смерть.
6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.
7. После употребления ПАВ, принявший их, человек нуждается в еще большем их количестве для получения так называемого «удовлетворения».
Обработка результата:
ДА - 2, 3, 4, 5, 6, 7.
НЕТ - 1.
Склонных к употреблению ПАВ
Анкета «Мотивы курения»
Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.
Аргументы в пользу курения | Аргументы против курения | |||
1. | Подражание. | 1. | Несколько первых сигарет приводит к легкому отравлению: обильное слюноотделение, тошнота, шум в ушах, головокружение, сердцебиение. | |
2. | Любопытство. | 2. | Вырождающийся рефлекс курения переходит в область бессознательного, следовательно, труднее будет бросить курить. | |
3. | Баловство. | 3. | Внесение в свой организм много ядов, а так же радиоактивные вещества токсичного дыма. | |
4. | Курящий учитель, тренер, родитель, кинокартины, телешоу. | 4. | Подрыв здоровья, нарушение репродуктивных, иммунных, кроветворных систем. | |
5. | Родители, чтобы не отстать от моды, украшают дом красивыми зажигалками, пепельницами. Ребенок видит это. | 5. | Регулярный неприятный кашель по утрам. | |
6. | Мода. | 6. | Материальные затраты. | |
7. | Коротание времени. | 7. | Неприятный запах изо рта. | |
8. | Пожелтевшие зубы. | |||
9. | Погрубевший голос. | |||
10. | Постоянно занят какой-нибудь карман. | |||
11. | В отсутствии сигарет приходится поступаться своим достоинством «стрелять». | |||
12. | Дома - въевшийся запах табака, постоянно пыльное место вокруг пепельницы. | |||
13. | Прожженные вещи. | |||
14. | Отрицательный пример для младших. | |||
Анкета «Вредные привычки»
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся учебных заведений, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
- о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
- дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
- помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Злоупотребления ПАВ
1. Знаешь ли ты, что такое психоактивные вещества? Если знаешь, приведи примеры.
2. Есть ли у тебя друзья, которые курят?
3. Есть ли у тебя друзья, которые принимают алкогольные напитки?
4. Есть ли у тебя знакомые, которые употребляют наркотики?
5. Пробовал ли ты курить?
6. Как ты думаешь, почему некоторые ребята курят?
7. Курит ли у тебя кто-нибудь из родителей?
8. По-твоему, насколько вредно курить?
А) совсем невредно, так как курение на здоровье не влияет;
Б) курить опасно, так как курение приводит к серьёзным нарушениям здоровья;
В) курить можно понемногу, ведь многие курят;
Г) возможные другие причины (сформулируй).
9. Какие наркотики и токсические вещества тебе известны?
10. По-твоему, насколько опасно действие наркотиков и токсических веществ?
А) и то, и другое опасно, так как сильно влияет на психику;
Б) и то, и другое разрушает внутренние органы и опасно для здоровья;
В) главное - не привыкать к наркотикам, а иногда их принимать не опасно.
11.Что тебя беспокоит в жизни больше всего?
А) твои отношения с родителями;
Б) отношения со сверстниками;
В) конфликты с педагогами;
Г) трудности в усвоении учебного материала;
Д) чем заняться в свободное время;
Е) другое (что именно).
12. Как ты обычно проводишь свободное время?
13. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
А) да, знают всегда;
Б) знают не всегда;
В) как правило, не знают.
Злоупотребления ПАВ
1. Злоупотребления какими психоактивными веществами, на твой взгляд, больше
распространено сейчас среди твоих сверстников?
2. Куришь ли ты?
3. Среди твоих друзей есть такие, которые курят?
4. Курят ли твои родители?
5. Как ты думаешь, почему ребята курят?
6. Как ты думаешь, курение опасно для здоровья, чем?
7. Говорят, что на дискотеках можно приобрести наркотики. О каких наркотиках ты слышал?
8. Как ты думаешь, какие из наркотиков легче всего достать в вашем городе, поселке?
9. Среди твоих друзей есть такие, кто употребляет наркотики или токсические
вещества?
10. Приходилось ли тебе хотя бы раз пробовать наркотики или токсические вещества?
11. Как ты думаешь, почему подростки начинают принимать токсические вещества
или наркотики?
12. Как ты считаешь, наркотики употреблять опасно? Почему?
13. Что тебя беспокоит в жизни больше всего?
А) возможность приобретения интересующей профессии?
Б) твои отношения с родителями;
В) отношения между родителями;
Г) отношения со сверстниками;
Д) конфликты с педагогами;
Е) трудности в усвоении учебного материала;
Ж) личная жизнь;
3) другое (что именно).
14. Как ты обычно решаешь свои проблемы?
А) советуешься с родителями;
Б) советуешься с друзьями;
В) решаешь проблемы самостоятельно.
15. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
А) да, знают всегда;
Б) знают не всегда;
В) как правило, не знают.
Анкета «Отношение к ПАВ»
Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.
Кто для вас авторитет?
а) родители;
б) друзья;
в) учителя;
г) никто;
д) свой вариант.
Анкета «Все о курении»
Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Ваш пол: а) мужской б) женский
Курите ли Вы?
а) да
б) нет
Анкетирование (анонимное)
Инструкция: ответьте на вопросы. Продолжи предложения, где это необходимо.
1. Вы курите?
- да (если «да», то когда выкурили первую сигарету?);
- нет.
2. Почему вы начали курить?
- потому что курили ваши друзья;
- потому что курили ваши родители;
- потому что курил старший брат или сестра;
- из любопытства;
- чтобы выглядеть старше;
- другие причины.
3.Сколько сигарет в день вы курите?
4. Большинство друзей курит?
- да;
- нет.
5. Как вы оцениваете свою успеваемость?
- выше средней;
- средняя;
- ниже средней.
6. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить, если «да», то сколько раз?
7. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
- да;
- нет;
- не задумывался над этим.
8. Если бы вы знали о вреде курения, начали бы вы курить?
- да;
- нет;
- не задумывался над этим.
9. В настоящее время я продолжаю курить и для меня это
10 Я бросил курить и для меня это
11. Чаще всего я курю тогда, когда
12. Я делаю попытки бросить курить, но мне мешают такие обстоятельства
13. Мои родители не догадываются о моей вредной привычке, но их начало волновать
14. Я считаю, что последствиями курения являются
15. Зависимость от курения можно победить, если
16. Как вы относитесь к курению:
а) малознакомых людей
б) родителей
в) друзей, подростков?
Анкета (анонимная)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
1. Какой спиртной напиток вы уже пробовали?
2. В каком возрасте это произошло впервые?
3. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?
- на своем дне рождении;
- во время домашнего праздника;
-у друзей;
- на дискотеке;
- другое.
4. Кто предложил вам спиртное?
- друзья;
- старшие мальчики;
- родители;
- случайные знакомые;
- другое.
5. Ваши ощущения после принятия спиртного?
- головная боль;
- тошнота, рвота;
- все поплыло перед глазами;
- все нормально, было весело;
- другое.
6. По какой причине вам бы хотелось повторить употребление спиртного?
7. По какой причине вам не хотелось бы повторять употребление спиртного?
8. В вашей семье употребляют спиртные напитки?
9. У тебя есть полезные и интересные увлечения?
- да;
- думаю об этом;
- нет;
- мне и без них неплохо.
10. Какие чувства ты испытываешь к пьяным людям?
- я их жалею;
- я их боюсь;
- они мне неприятны;
- безразличие;
- завидую;
- другое.
Употребляете ли вы пиво?
- да;
- нет.
Причина выбора пива?
- цена;
- низкое количество спирта;
- вкусовые качества;
- вызываемые эмоции (физиология).
С кем вы пьете пиво?
- один;
- с компанией;
- с кем придется.
Ходите ли вы на дискотеку?
2. Спиртное - это...
Вы употребляете спиртное?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
Что такое алкоголизм?
Ваш возраст?
21. Ваш пол?
- мужской
- женский
Литература
1. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик / Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004г.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Орешникова И.Б. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000г.
3. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие / Т.В. Черникова, И.В. Камышанова. – М.: Глобус, 2006г.
4. Гоголев Ю.Г., Рожков М.И. Успенский В.Б. и др. Приобщение подростков к здоровому образу жизни. – Ярославль, 2000г.
5. Грецов А.Г. психологические тренинги с подростками. –СПб.: Питер, 2008г.
6. Гринченко Н.А. Основы антинаркотического воспитания (Спецкурс для студентов педвузов). – 2-е изд., испр. и доп. – Липецк: Липецкое издательство, 2000г.
7. Дереклееа Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. –М.: ВАКО,2006г.
9. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В., Озерцковский С.Д. Типологические модели аддиктивного поведения. – СПб.,1997г.
10.Основы профилактики социально – психологической дезадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними. – ЦПРП «Перекресток», 2006г.
11. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М.Р. Битянова.- СПб., 2003г.
12. Проблемные классные часы. 8 – 9 классы / авт.-сост. Н.И.Билык, Я.В.Голубева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
13.Психолого– педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт-сост. С.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008г.
14. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006г.
15. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006г.
16. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Ппсихологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Мн.: «ТЕСЕЙ», 2003г.
17. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997г.
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,