Что от йоги взять, или немного публицистики

Первая волна интереса к учению йогов поднялась в России, как и в некоторых других странах, незадолго до первой мировой войны. Настойчивые последователи довольно скоро ощутили на себе пользу этих занятий. Одна­ко войны, социальные катаклизмы надолго вытеснили Йогу из умов и сердец многих людей.

Сейчас поднимается новая волна увлечения Йогой, и она охватывает все большее число людей. Хочется думать, она станет удачливее первой.

Ценность Йоги основательно проверена и подтвержде­на длительным опытом многих поколений. Почему же все-таки на иной почве (вне Индии) происходит лишь нере­шительное и непрочное его закрепление? Не кроется ли причина (в значительной степени) в стремлении механи­чески пересадить этот опыт на почву по-другому сложив­шейся жизни? Не потому ли йога вначале вызывает сен­сацию, повальное увлечение, затем разочарование и спад интереса.

Разумеется, кто тверд и самостоятелен в суждениях, тот не отмахнется от очевидной пользы, но вот масса ско­роспелых и стихийных приверженцев йоги непременно от­станет. А жаль, им-то Йога, пожалуй, нужнее всего: об­ществу выгодно, чтобы здоровые корни пустили ростков побольше. Ведь йога дарует здоровье, самоуважение, са­модисциплину, высокую работоспособность, отвращает от алкоголя и других заблуждений и вредных привычек. Она рекомендует быть воздержанным, сосредоточиваться на благородных и высоких целях не ради наград, быть прав­дивым и т. д.

Но речь, по-видимому, должна идти об обязательном отборе рекомендаций, согласующихся с нашей действи­тельностью. Особенность нынешнего века — невиданные прежде активность и динамизм. Попробуй тут сосредото­читься только на познавании себя. Хотя работа над со­бой всегда остается задачей первостепенной важности, од­нако же, куда важнее сосредоточенность всех на всеобщей цели. Йога не видит смысла в самолюбовании, она учит сосредоточенности одного во имя всех, учит не столько «молиться», сколько делать со всеми и для всех. Так что противопоставлять йогу требованиям коллективистской морали просто неразумно.

Теперь вот о чем. Индия вынашивала свое мировоз­зрение тысячи лет. Срок, внушающий уважение. Но разве по этой причине мы обязаны внимать всему безоговороч­но? Вот уж с этим нельзя согласиться. Пусть опыт Йоги широк и глубок. Однако разве мы не вправе принимать ее с поправками на уклад и опыт нашей жизни? Кстати, ин­дийский народ всегда с готовностью брал положительный опыт даже от тех, кто приходил к нему с огнем и мечем, и «вписывал» его в конкретные климатические, социаль­ные и иные условия своей земли.

Да, не только в Индии накапливались знания о том, как совершенствовать дух и тело.

Если бы взять за труд объединить и систематизировать все взгляды и указания, которые выработаны в нашем на­роде, хотя бы в виде эпоса, сказаний, легенд, мифов, получились бы не менее всеохватные кодексы оптимального образа жизни.

Одних только поговорок и пословиц накоплено десятки тысяч! Вот несколько взятых на удачу: «Дружно не груз­но, а один и у каши загинет»; «Под лежачий камень и вода не течет»; «Здоровье тогда оценишь, когда потеря­ешь»; «В здоровом теле—здоровый дух»; «Что в людях живет и нас не минет»; «Время разум дает»; «На чужой каравай рот не разевай»; «Не рой другому яму — сам в нее попадешь»; «Как аукнется — так и откликнется».

В быту нашего народа существуют, и будут сущест­вовать незыблемые правила, например, частое провет­ривание квартир свежим воздухом и прокаливание по­стельных принадлежностей и всякого белья на солнце и морозе.

А скажите, чего добивается и что ищет человек, иду­щий лесом, степной дорогой, ободренный купанием в тихой речке, когда у него вырываются из груди радостные вос­клицания, когда он с благодарной улыбкой смотрит на весь этот «божий мир»? Он, безусловно, предчувствует, ощущает существование некоей положительной энергии, животворящей силы.

Да, и у нас всегда искали и находили дающую здо­ровье «свежесть», ощущали и ощущают после глубокого дыхания на природе прилив жизненной силы, прилив все созидающей и все проникающей энергии, Праны (по ана­логии с индусской), разлитой во вселенной, разумеется. Мы и сами тоже полезным образом «познавали самих се­бя» и, живя «своим умом», накопили и накопим еще не­мало ценного на путях коллективного и личного совершенствования.

И все же в учении йогов подкупает нас его закончен­ность, готовность к применению. Удобно взять, поразмыс­лить, сообразоваться с тем, чем уже сами владеем, да и создать свою Йогу для внутреннего, так сказать, пользо­вания.

Но, как и кому, этим заняться? Дело-то большое, одно­му или нескольким не под силу. Вот почему на ум прихо­дит такое соображение: хорошо бы организовать добро­вольное общество последователей йоги, некий центр со своим периодическим изданием, годовым или полугодовым журналом. «Опекунами» и научными консультантами мог­ли бы стать Всесоюзное общество «Знание» и Академия медицинских наук СССР. Пусть бы отбиралось и система­тизировалось все полезное, что в Йоге есть, а потом вы­давалось в виде проверенных рекомендаций желающим получить их.

...До сих пор я говорил о практически здоровом чело­веке, которому Йога поможет продлить здоровую жизнь, обеспечит трудоспособность, подарит те самые легкость и бодрость, цену за которые никто не отважится назвать до­статочно великой.

Ну а как быть человеку, уже имеющему хвори и не­дуги? Что ж, ему, если он не медик, не рекомендую впа­дать в самооболыцение и лечиться самому. Лучше уж положиться на человека, сведущего в Йоге, желательно врача. К сожалению, наши врачи зачастую не знают ее основ. Вот почему я считаю, что ученый совет Министер­ства здравоохранения СССР и Академия медицинских на­ук должны без промедления поставить Йогу на комплекс­ное изучение и выработать необходимые рекомендации врачам;

В самом деле, в ряде стран Йога уже стала надеж­ным помощником в лечении заболеваний, а у нас почему-то не торопятся взять от нее все полезное, что она в себе таит.

В Чехословакии уже около двадцати лет существуют так называемые физкультурные Комитеты, создаваемые с одобрения и при помощи министерства здравоохранения во многих городах страны: в Оломоуце, Праге, Брно, Ко-шице и др. Цель таких комитетов — подготовка инструк­торов Хатха-йоги на полугодовых курсах, а также практи­ческое лечение с помощью ее методов. Обучение идет в хорошо оборудованных помещениях, а лечение в стацио­нарных лечебных учреждениях (клиниках, больницах), где предоставляются койки для пациентов.

Учащийся имеет право выбирать профиль своей буду­щей лечебной работы:

— общеоздоровительные задачи;

— нормализация нервной системы; — лечение бронхиальной астмы;

— лечение диабета;

— лечение гинекологических заболеваний и др.

Выпускники на первых порах находятся под строгим контролем наставников.

Студенты обучаются, как правило, на средства местного Комитета, в орбиту которого входят курсы. Он же отби­рает из многих тысяч людей, стремящихся участвовать в пропаганде Хатха-йоги, оздоровлении ближних, наибо­лее способных к этому. Принятые на курсы должны пла­тить денежные взносы по 50 крон и более в год. Я встречал этих энтузиастов благого дела в разных городах. Кто они? Люди самых разных профессий и обще­ственного положения, а объединяет их, повторяю, единственно желание стать полезными людям, оказывать им бескорыстную помощь.

Каждые полгода городская организация представляет отчет о своей деятельности в общегосударственный Коми­тет. Здесь оценивается работа, отсюда же идет всевозмож­ная помощь «низам».

В городах и регионах издаются книги, рассказываю­щие не только об основах Йоги, но и о специфических и общих проблемах, связанных с внедрением и пользой это­го учения.

В Венгрии, Германской Демократической Республике, Румынии происходят аналогичные процессы. Особенно хорошо, дело поставлено в ВНР и ГДР, где даже проводятся ежегодные международные конференции по Йоге, имеющие целью обмениваться опытом ее внедрения. При этом в первую очередь обсуждается вопрос о том, что может дать Йога нам, живущим далеко не в йоговском созерцательном покое, но желающим использовать ее практические советы на пользу себе и обществу.

Побывав в центрах Йоги, увидев размах и четкость организации дела, я пришел к выводу: не впадая в амби­цию оттого, что не мы взялись за освоение Йоги первыми, нам нужно скорее последовать доброму примеру.

Однако польза получится лишь тогда, когда все будет поставлено на квалифицированную основу: этому в со­стоянии помочь, как я говорил ранее, не только создавав­шиеся бы, Центры (общества) Йоги, но и проникшиеся важностью дела представители Академии медицинских наук и просто отдельные ученые, пожелавшие связать свою судьбу с внедрением благополезной Йоги. Кстати го­воря, это помогло бы развеять «авторитет» ныне стихий­но расплодившихся «групп» и «кружков», «руководители» которых движимы не всегда бескорыстными мотивами; порой в основе таких «занятий» Йогой лежит элементар­ная неосведомленность, — она-то как раз может принести немалый вред участникам подобных кружков, и групп.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После публикации цикла моих статей о Хатха-йоге в журнале «Наука и жизнь» и в редакцию и мне пришли тысячи писем, в которых их авторы высказывают свое от­ношение к Йоге. И, представьте, среди них нет ни одного, хоть сколько-нибудь отрицательного. Писали студенты и рабочие, специалисты разных профилей и ученые, юные возрастом и пожилые. Оказывается, всем необходима Хатха-йога.

В этом нет ничего удивительного. Ведь речь идет о здоровье — самом важном элементе нашей жизни. Все ви­дят в Хатха-йоге способ и сохранения здоровья, и поправ­ки его в случае необходимости. А те, кто уже раньше ис­пользовал советы Йоги, с большим энтузиазмом сообщают о своих достижениях.

Вот что пишет Виталий Павлович Пузанов из Винницы (ему за пятьдесят, занимается йогой поболее 12 лет): «Из тучного, часто болеющего увальня я превратился в крепкого, физически развитого человека». От имени сво­их друзей и знакомых, занимающихся йогой, он заявля­ет: «Йога дает оптимизм, любовь ко всему живому, дела­ет человека чистым как физически, так и духовно. Тело наливается юношеской бодростью и силой. Развивается логическое мышление, сдержанность, спокойствие и твер­дость в достижении благой цели».

Того же мнения о Йоге держатся москвичи М. Г. Фа­деева, Л. И. Тетерников и А. Г. Тюрин, Ю. Г. Сагайдачный с. группой единомышленников, П. Г. Кузнецов из Со­чи, И. М. Собачкин из Свердловска, Ю. Волков из Под­московья, Ж. Л. Евтихов и В. С. Злобин из Красноярска и многие другие.

И все-таки, не побуждает ли Йога к отрыву от коллек­тива, не замыкается ли человек в самом себе, не отвлека­ется ли от общественных дел? На этот счет ответ у всех одинаков — никто и не подумал упрекнуть Йогу в подоб­ных грехах. А в отрывке из письма, которое я уже приводил, В. П. Пузанов, со свойственной ему прямолинейно­стью, назвал эти опасения «чистейшей глупостью». «Я вот, — продолжает он, — и на работе на добром счету, и всегда активно участвую во всех общественных делах, и в семье у нас, если можно так выразиться, дружный кол­лектив. Можете приехать и сами во всем убедиться. А за­кончу так: лишь индивидуалист может утверждать подоб­ное. Вот ему-то Хатха-йога нужнее всего, чтобы отучиться от своего индивидуализма».

Что к этому добавить? Поистине непростительным рас­точительством было бы, не воспользоваться тем набором советов и рекомендаций, которые древняя Йога накопила и отобрала для будущих поколений, т. е. для нас с вами, в результате долгого и кропотливого наблюдения, над явлениями окружающего мира в их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Итак, в путь за добрым здоровьем, друзья!

[1] Эффект дыхательных и физических упражнений проверен в спе­циальных медицинских учреждениях Индии по заданию министерства здравоохранения этой страны,

Наши рекомендации