В чем отличие Хатха йоги от йоги вообще?

Что такое йога?

Сегодня нам предстоит познакомиться с Хатха йогой. И давайте мы попытаемся рассмотреть этот предмет в лучших традициях Открытого Йога Университета. Мы считаем, что даже сложные вещи можно объяснять простым, понятным и доступным языком даже для тех людей, которые только начали заниматься йогой, как говорится, с нуля. Вот таким образом мы и пойдем, чтобы человек с нуля мог сразу же понять, в чем смысл Хатха йоги, в чем ее сила, и как ее можно непосредственно применить уже в своей личной жизни.

Начнем мы с формальных моментов. Собственно говоря, что же такое йога?

Надо с самого начала определиться, чем является йога, а чем она не является. Ответ следующий, йога – это система самопознания, которая дошла к нам с древнейших времен. Настолько древних, что мы можем только предполагать и гадать, когда же, собственно, возникло это учение. То есть, это период времени, исчисляемый тысячами лет. Йога - это очень интересная система самопознания, где человека призывают соблюдать морально-этические принципы. Так называемые Первый и Второй принципы йоги.

Первый принцип йоги - это никому не причинять вреда без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, то поступать так, как велит нам наш долг, и всеми силами стараться сократить этот вред.
Второй принцип – это принцип здравого смысла, это принцип некой логичности, который призывает нас тратить все наши жизненные силы только лишь на достижение поставленных целей. Т.е. со здравым смыслом подходить ко всем задачам, которые мы перед собой ставим. Причем неважно, какие это задачи, но если мы занимаемся йогой, то это задача самопознания.

Ну и наконец, самая важная отличительная деталь в йоге, что самопознанием мы должны, как призывает нас йога, заниматься гармонично. Ни о каком насилии над собой и речи быть не может. Это важно с самого начала понять. Особенно людям, которые йогой никогда не занимались. Обычно со словом йога у них возникает множество страхов, фобий, что надо себя как-то насиловать, надо себя принуждать к чему-то, испытывать какой-то дискомфорт. Так вот, с самого начала мы должны здесь очень четко и ясно определиться. Йога не предполагает насилия над собой. Другое дело, что иногда приходится себя заставлять, приходится делать какие-то усилия. Но, даже делая эти усилия, мы наблюдаем за собой с заднего плана и радуемся, что мы преодолеваем сами себя.

Это все, что касается йоги вообще. Йога - это та система, которую ни в коем случае ни один человек бояться не должен. Каждый найдет себе такую тропинку или такой стиль в йоге, который подходит лично ему. В этом отношении даже другие люди, которые занимаются йогой, для нас, в общем-то, не показатель. Иногда показывают по телевизору людей, которые демонстрируют очень сложные скрученные позы, и это многих отпугивает. Многие думают про себя: «Да нет, никогда я так не скручусь, никогда мне такого не достигнуть». Так самое интересное, что йога и не требует от вас, чтобы вы так скручивались, демонстрировали вот такие чудеса гибкости. Точнее, со временем, как говорит йога, вы это приобретете плавно, естественно, без насилия над собой. Так вот, человек не должен бояться йоги. К сожалению, такая тенденция сейчас есть. Многие люди боятся даже подступить к йоге, потому что боятся, что им будет очень трудно. С самого начала надо четко себе сказать, что древнее учение не предполагает того, что вы должны делать больше, чем ваше тело в состоянии сделать на момент начала занятия йогой. Да, конечно, в будущем все изменится. И тело изменится, и разум изменится, и нервы станут крепкими, но это будет потом. А сейчас, вот что у вас есть, то и хорошо.

Вот здесь давайте еще раз акценты расставим. Йога - это нечто живое, йога это нечто естественное, йога это то, что и так в нас есть. Если Вы когда-либо наблюдали за маленькими детьми, которые только-только научились ходить, и вот они с удивлением рассматривают свои руки, ноги, могут схватить свою ножку, поднять ее вверх и на нее смотреть, улыбаясь, потом бросить ее. И все движения естественные, все играючи и с интересом. Вот это идеал йоги – как маленький ребенок. Опять же, настолько насколько у всех что-либо получается делать. Внутри вас могут быть какие-то жесткие колючие установки - вы прочитали в какой-нибудь книге, делай так, а не эдак. Или вы увидели картинку, где какой-то дядечка скрутился совершенно свирепым образом. Эта картинка вас напугала и скорее оттолкнула - знайте, что что-то не то. Йога это гармония.Если вы не чувствуете гармонии, знайте, либо ее там нет действительно, либо, возможно, она вам не открылась. Почему? Есть разные характеры, есть разные предпочтения у людей.

Кто придумал йогу?

Идем дальше. Мы еще, безусловно, коснемся вопроса поз. Сейчас мы в общем и целом проанализируем Хатха йогу, а затем займемся более детальным анализом, ЧТО делать, КАК делать, КОГДА делать. Следующий вопрос, который всегда интересует людей, начинающих заниматься Хатха йогой, это откуда взялась йога, кто ее придумал?

Друзья, ответить на этот вопрос мы не можем. Она возникла настолько давно, что не сохранилось авторов, не сохранилось никаких имен. Это произошло по ряду причин. Традиция в течение длительного времени не записывалась ни на какие материальные носители, а передавалась устно. С другой стороны, это было не всегда уместно, оставлять свое имя. Но мы можем однозначно сказать, что йоге много-много больше, чем 3000 лет.

Вообще называют разные цифры в оценках. Некоторые считают, что йоге более 5000 лет. Некоторые называют еще больший срок. На самом деле это не суть важно. Важно то, что это учение каким-то образом дошло до нас. И вот тем фактом, что оно так долго существовало, мы можем доказать для себя, хотя и косвенно, совершеннейшую эффективность этого метода. Ведь огромное количество других систем, в том числе и систем самопознания, просто не дожили до наших дней. А йога продемонстрировала, что это настолько сильная система, что было безумием отказаться от нее в древности. Таким образом, она из поколения в поколение переходила и дошла до нас с вами. Конечно, есть имена тех или иных авторов или Учителей, которые стали известны на более поздних сроках распространения йоги. Но по сути дела мы не знаем, откуда взялось это учение. Это одна из тайн, одна из очень серьезных тайн истории.

Физическое здоровье

Во-первых, занятия Хатха йогой нам дают физическое здоровье. Иногда даже в узких кругах Хатха йога является некой панацеей, т.е. лекарством, помогающим от всех болезней. Действительно, нельзя недооценить эффект от Хатха йоги. Если у Вас есть какие-либо физические заболевания или физическая слабость, то Хатха йога может значительно вам помочь преодолеть эти проблемы.

Но тут же вам следует помнить, что йога никогда не заменяет медицину. И если у вас есть какое-либо заболевание, то в первую очередь необходимо проконсультироваться с врачом. Хотя бывают такие случаи, когда медицина бессильна, а йога может помочь. Но чтобы не было неправильного понимания, что якобы йога может заменить медицину. Нет, йога не может заменить медицину, у йоги другие цели. Цель йоги – это самопознание. Медицина лечит. Йога тоже отчасти занимается физическим телом, но только лишь для того, чтобы беспрепятственно шел процесс самопознания. Но она никогда не ставила задачу кого-либо лечить. Итак, йога дает физическое здоровье.

Психическое здоровье

Дальше идет по нарастающей. Психическое состояние современного человека чрезвычайно расшатанное. Более того, понаблюдайте сами за собой, и вы иногда с удивлением будете осознавать, что время от времени вы ведете себя неадекватно. И это на самом деле очень хороший знак. Это говорит о том, что вы действительно приблизились к пониманию своего психического здоровья. Это вызвано стрессами, это вызвано изменяющимися условиями жизни, окружающей среды. Так вот,йога дает психическое здоровье через воздействие на физическое тело, т.е. от грубого к тонкому. Или как известная поговорка говорит нам, что в здоровом теле здоровый дух. Если понимать под словом дух наше психическое состояние, то вполне хорошая поговорка.

Творческие способности

Следующее, что дает Хатха йога, это раскрытие творческих способностей. Во многом то, что называется творческими муками, определяется вовсе не какими-то непреодолимыми преградами на нашем ментальном уровне. Все, как учит нас йога, значительно прозаичнее и банальнее. Просто мы не в тонусе. У нас нет жизненных сил, для того чтобы поддерживать работу нашей нервной системы на должном уровне, чтобы она была достаточно восприимчива, достаточно креативна, как сейчас говорят. Энергии не хватает. Как компьютер, если не хватает электроэнергии, батарейка садится, и он отключается.

Когда же мы начинаем заниматься Хатха йогой, все системы настолько в хорошем состоянии, что возникает некий избыток жизненных сил. А если есть избыток жизненных сил, это гарантия того, что человек начинает демонстрировать творческие прорывы. Поэтому, если кто-то из вас человек творческой профессии, то иногда гораздо легче сделать такой прорыв, если упредить его занятиями Хатха йогой. Т.е. грубо говоря, ваша мышечная энергия, ваша мышечная жизненная сила перейдет во что-то тонкое или тончайшее. Еще раз, друзья, этого не наблюдается или очень редко наблюдается у спортсменов. Точнее наблюдается только лишь у тех спортсменов, которые в своих спортивных тренировках как-то интуитивно переоткрывают метод йоги. А простое накачивание мышц к этому не ведет. А йога дает и накачивание мышц и еще усиление интеллектуальных и творческих способностей.

Сверхспособности

Ну и наконец, что же еще открывает йога? Много спекуляций на эту тему, но и не сказать об этом нельзя. В каждом из нас есть способности, о которых мы даже не догадываемся. Какие это могут быть способности? Это могут быть способности из тех, которые иногда нам кажутся чудесными. Чтение мыслей, например. Так вот из песни слов не выкинешь, в древних трактатах достаточно однозначно нам об этом говорят, что следующим эффектом от занятия Хатха йогой становится именно раскрытие этих чудесных способностей. По тому же самому принципу, как раскрываются наши творческие способности. В этом смысле, йога не делала разницы между сверхспособностями, как мы их теперь называем, и обычными способностями.

Сверхспособности - это всего лишь какие-то скрытые наши способности, которыми мы пока не можем воспользоваться. Они в нас находятся, но у нас ключика нет. Так вот,если человек очень долго занимается Хатха йогой, как учит йога, то он интуитивно нащупывает эту тайную дверь в сторону своих сверхспособностей. Человек может демонстрировать действительно уникальные вещи. Он может, скажем, приобрести дар лечить.

Сейчас очень много развелось всякого рода сомнительной публики, целителей, очень похожих на шарлатанов. Они на этом деньги зарабатывают, это целая индустрия. Я не говорю сейчас о такой публике. Я говорю сейчас о тех выдающихся йогах, которые могли буквально прикосновением человека излечить. Причем наиболее интересно об этом всегда читать или узнавать от людей не ангажированных. Мне, например, всегда было очень интересно читать воспоминания английских офицеров. Вы помните, что Индия долгое время являлась колонией Великобритании, и интересно читать воспоминания этих людей. Т.е. никак их не заподозришь в лояльности к йоге. И, тем не менее, мы читаем эти воспоминания. Так вот, опять же, все это приходит из занятия Хатха йогой. Т.е. это какой-то кладезь.

Ну и наконец, что самое ценное в учении Хатха йоги, что ведь йога, как мы с вами определили - это система самопознания со своей философией, со своими рассуждениями, размышлениями. И требуется иногда много времени, чтобы вникнуть в суть, что из чего происходит. Так вот, для занятия Хатха йогой, вы можете, как знать всю философию йоги, так и вообще ее не знать. Т.е. Вы можете быть в отношении йоги чистыми, как белый лист. Вам достаточно всего лишь разучить сравнительно небольшое количество упражнений, вам достаточно ухватить метод гармоничного выполнения этих упражнений и систематически их выполнять и все.

Как только вы начали заниматься, время работает на вас. Хотя вы можете о философии йоги даже ничего и не знать. Но так все хитро сделано, что, занимаясь физически, вы развиваетесь психически и ментально. Развиваясь психически и ментально, вы начинаете сами для себя переоткрывать те высочайшие законы самопознания, о которых учит йога древности. Иногда и считается, что Хатха йога так распространена именно по этой причине. Ведь если вы сталкиваетесь со словом йога в современном западном мире, то процентов на 80 будет иметься в виду именно Хатха йога. Хотя мы с вами уже говорили о том, что разделов йоги очень много самых разных. Дыхательные йоги и динамические йоги, работа с голосом и т.д. Но в основном популярна именно Хатха йога. Почему? Да потому что во всех остальных йогах нужна какая-то предварительная теория. А в Хатха йоге этой теории минимум. Будешь заниматься, все до тебя и так дойдет.

Позы Хатха йоги

Еще раз, что же собой представляет Хатха йога? Это позы. Какие это могут быть позы? Давайте я вам покажу для примера. Например, моя любимая поза: я ноги вперед выпрямил и поднял себя на ладонях рук. Все! Вот это поза Хатха йоги. Она не сложная. Я даже ногу за голову не забросил, в позу лотоса не сел.

Или другая поза. Согнул одну ногу, перебросил через другую и повернулся. Причем повернулся не на 360 градусов, а повернулся настолько, насколько моя растяжка позволяет сделать это. Сделал в одну сторону, потом сделал все то же в другую сторону. И вот череда таких упражнений составляет фактически ядро Хатха йоги. Т.е. иногда кажется ну прямо-таки просто. А так как сейчас на Западе все пытаются в коммерцию обратить, то даже некоторым Учителям йоги кажется все очень просто, и надо бы все это как-нибудь усложнить.

И вот мы с вами начинаем читать целые трактаты. По каждому упражнению книгу пишут, что ты смотри, делай так, дыши так, мантру какую-нибудь про себя повторяй. И начинает йога в современном мире обрастать огромным количеством усложняющих подробностей. Если вы посмотрите древние трактаты, то там не было таких подробностей. Эти подробности возникли совсем недавно. Т.е. кто-то пытается усложнить йогу. А прелесть Хатха йоги в ее простоте.

Поэтому мы всегда призываем настороженно относиться к излишней детализации йоги. Выполнять упражнения йоги как маленькие дети, которые принимают то одну позу, то другую. Пусть они вам объяснят, что они делают. Они вам скажут два-три предложения. Вот примерно так же мы читаем описание этих упражнений в древних трактатах. Почему? Потому что считалось, что и так все понятно, естественно. Но мы, современные люди, выросшие в среде каких-то машин, шестеренок, компьютеров, каждое действие должно быть запротоколировано. Если что-то не сказано, это может нас вводить в совершеннейший ступор.

Иногда люди по этой причине боятся начинать заниматься йогой. Им кажется, что если я что-то не ухватил, пропустил, а вдруг это что-то очень важное. Нет, друзья, йога это такая интересная система, которая делает человека самообучаемым. Она не просто дает какой-то эффект, она еще и в процессе самообучает человека. Т.е. все очень просто. Просто до такой степени, что иногда люди удивляются: а эффект-то в чем? Но, друзья, все гениальное просто. А позы йоги – это всего лишь набор ключей, которые открывают то, что в нас заложено.А ключ может очень просто выглядеть. Кусочек метала с каким-то окрасом.

Поэтому бойтесь излишней заумности в йоге, бойтесь излишней детализации, бойтесь неуверенного отношения к йоге. Если у вас есть неуверенное отношение к йоге, значит, вы не ухватили гармонию, а если нет гармонии, то бесполезно выполнять упражнения. Вы не получите эффект, даже если вы будете скручиваться так, как ни один гимнаст скрутиться не может. Т.е. нужно что-то неуловимое. И это неуловимое называется гармония.

Мы попозже более подробно об этом поговорим. Но внешне, когда гармония проявляется, она не выглядит как-то вычурно, она никогда не выглядит как-то противоестественно. К сожалению, я иногда просматриваю фотографии в западных книгах, как там йогу пытаются представить. Я смотрю на человека, который из кожи вон лезет, пытается какую-то позу, как ему кажется, «правильным» образом сделать. А на самом деле чувствуется, что ему неудобно сидеть, и все это для него противоестественно. А почему он так делает? Да потому что в каком-то современном трактате какой-то очередной умник на 20 страницах написал, как надо выполнять эту позу, вплоть до того, куда должен левый мизинец смотреть, на сколько градусов, сколько минут…

Потом очень бойтесь, когда вы встречаете в йоге что-то очень такое острое, какие-то категоричные заявления. Друзья, я очень давно изучаю йогу. Категоричности в йоге очень мало. А если она есть, то она по существу. Или иногда иносказательная. Иногда такой была стилистика языка, но я никогда не встречал в древних йоговских трактатах заявления: будете делать так и так – у вас возникнет такая-то болезнь. Как сейчас во многих современных трактатах по йоге. Это скорее не трактаты по йоге, а трактаты по запугиванию. Человек и так еле-еле смелости набрался сделать хоть одно йоговское упражнение, а ему 50 предупреждений жирным шрифтом: повернете голову туда – будет у вас такое-то расстройство. Друзья, не было этого в древних трактатах. Это начинают придумывать в современную эпоху.

Йога - это скорее маленькие дети, которые играют со своим телом, экспериментируют. Йога, она мягкая. А вот эти колючие высказывания, они неуместны. Я постоянно повторяю, что в традиции нашей Школы Йоги, мы готовим преподавателей йоги, у нас есть самое страшное преступление и самое страшное наказание за это преступление. Это если преподаватель во время занятия на полном серьезе начинает говорить: «Вот вы делаете позу неправильно». Вот за слово «неправильно», у нас дисквалификация.

Еще раз, бедный человек позу принял, думает, что и так над ним все смеются или, что он что-то делает не так. И вместо того, чтобы его расслабить, успокоить, в естественное состояние привести, когда еще преподаватель говорит: «Вы делаете неправильно», человека переклинивает, и уже никакой йоги нет - театр восковых фигур.

У нас за это дисквалифицируют. Но иногда срывается, имеется в виду, что ты неправильно не позу делаешь, а неправильно делаешь то, что тебе показали. Тебе сказали, поверни голову направо, а ты повернул ее налево. Т.е. в этом смысле. Имеется в виду, что якобы есть невидимые только лишь доступным адептам тайных наук каноны, какое упражнение делает человек правильно, а какое неправильно.

До тех пор, пока вы не залезете в самого человека и не почувствуете есть гармония или нет гармонии, сказать правильно или неправильно делает человек позу йоги невозможно в принципе. Наоборот, каждое такое колючее слово приводит к тому, что человек зажимается и сам начинает эту внутреннюю гармонию в себе блокировать.

Знаете, вот идет человек босиком по дороге, а кто-то там бутылку разбил, наступишь на осколок, поранишь ногу и дальше идти не сможешь. Вот точно так же и в вашем пути йоги. Если вы встречаетесь с такими руководствами или инструкторами йоги, сейчас их очень много самых разных развелось, иногда это совершенно своеобразный тип людей, которые начинают вас запугивать, которые начинают быть истиной в последней инстанции и кричать: «У вас правильно, у вас неправильно, а вы вообще смешно выглядите».

Если вы с этим сталкиваетесь, знайте, что это стекляшка на дороге, которую надо обходить, не следует идти туда. Не следует доверять тем, кто не понимает в йоге, не следует доверять тем, кто не понимает гармонии. Они никуда вас не приведут. Они сами зажаты. А ведь эта зажатость, когда физическое связано с психическим, психическое связано с ментальным. Это такой комплекс зажатости. Обычно это такой побочный эффект стресса.

Человек напряжен, он всего боится, он боится выглядеть смешным. Делает позу, а сам думает: «Как я выгляжу? А что скажет инструктор? А что скажет сосед справа? А что скажет сосед слева? Они будут надо мной смеяться». Друзья, все эти мысли абсолютно неуместны в йоге, если они возникают, значит, вы недавно занимаетесь.

Если они культивируются в том месте, где вы занимаетесь, знайте, вы попали не в йогу. Это может какой-то вид аэробики, гимнастики, но это никак не йога. Это надо помнить. Это надо помнить в первую очередь людям, которые только начинают заниматься йогой. Потому что человек, действительно, еще ничего не знает. Он не знает, а вдруг существуют какие-то каноны, правила, что делать, что не делать в йоге. Так вот самое главное правило в йоге – это гармония, ненасилие над собой.

Какая должна быть одежда?

Что нам говорят древние трактаты? Древние трактаты единственно, что упоминают, так это набедренную повязку. Вообще, в принципе можешь заниматься «в чем мать родила», но, если будешь в набедренной повязке, тоже неплохо.

Сейчас целая индустрия построена на том, чтобы делать коврики, некую одежду специальную для занятий йогой. Она, действительно, очень удобная и коврики удобные. Но это уже продукт современной цивилизации. В древности никто не предполагал, что будет специальная одежда для занятий йогой. В древности вообще с одеждой было не так чтобы очень хорошо. Набедренная повязка есть, и уже и счастлив вроде.

Безусловно, этому надо уделять внимание, но без паранойи. Нравится вам какая-то одежда, удобно в ней заниматься? Вот и, слава Богу! Нравится вам коврик, подходит он вам? Вот и хорошо! Поверхность ровная? Ровная! Вот и чудесно! Вот это из абсолютно необходимых вещей. Потому что если поверхности ровной не будет, как вы понимаете и позу вы не сделаете.

Сколько делать подходов?

Теперь следующий вопрос. А сколько надо делать подходов одного и того же упражнения во время занятия? Один подход, два или сколько? В этом смысле йога говорит, это целиком и полностью как вам приятно и удобно. Если сложное упражнение, лучше разбивать его на множество небольших подходов и набрать суммарное количество времени выполнения. Если же более или менее приятно находиться нам в позе, то мы можем за один раз набрать все время выполнения.

Метод Энергии

И здесь мы подходим к следующему такому моменту, я уже об этом сказал, что существует два диаметрально противоположных метода выполнения упражнений Хатха йоги.

Если своими словами описывать, то первый метод – метод Энергии, заключается в том, чтобы целиком и полностью довериться своим ощущениям и стараться максимум выжать наслаждения из своего тела.Примерно так же, как мы утром потягиваемся и зеваем, мы как бы выжимаем из себя наслаждение. Минимум заставлять себя, максимум следовать по тому пути, который показывают нам наши внутренние ощущения.

Т.е., например, выполняем позу, когда мы захватываем ладонями рук лодыжки ног и стараемся нагнуться к коленям, прямым желательно. Есть разные способы. Методом Энергии мы принимаем любое положение, которое считаем комфортным. Не обязательно головой ног касаться. Как приятно, так и выполняем. Но потом через какое-то время мы чувствуем, что нам приятнее еще немного нагнуться и еще чуть-чуть. И мы идем как бы на поводу у своих ощущений. Это метод Энергии. Он еще также называется материнским методом. Мы, как сказано в древнем трактате, приблизительно принимаем ту позу, которую мы хотим сделать, и отдаемся на волю Вселенной или своим ощущениям. И ощущения сами нам подсказывают, вот сейчас бы еще чуть-чуть вперед, сейчас еще согнуться. Это метод Энергии. Очень плавный, очень мягкий, не надо себя заставлять.

Метод Сознания

Существует прямо противоположный метод выполнения упражнений. Так называемый метод Сознания или отцовский метод. Это когда мы начинаем сами себя преодолевать. Это такой аскетичный подход. Вот сейчас мое тело меня не слушается, а я буду его преодолевать. И я делаю ту же самую позу, но уже делаю с усилием, преодолевая сам себя. Понятно, что мышцы сопротивляются, это усилие. Но это усилие, а ненасилие.

Есть разница между усилием и насилием. На заднем плане при этом вы должны ощущать радость от преодоления самого себя. Т.е. вот я себя сгибаю, и я радуюсь, какой я хороший йог. Мое тело не слушалось меня, а вот сейчас я его раз и заставлю слушаться. Потом выходишь из позы, и тело радуется, что его так хорошо погнули, в общем все довольны. И это метод Сознания.

Вы видите, он отличается в противоположную сторону от метода Энергии. Мы заставляем себя, мы активно выполняем позу. И вот все известные школы Хатха йоги, которые только существуют, они склонны либо больше идти методом Энергии, либо методом Сознания в зависимости от предыстории школы и т.д.

Комбинация двух методов

Но в любом случае в йоге призывают к следующему, нужно научиться делать как одним методом, методом Энергии, так и другим методом, методом Сознания. И потом, что самое важное, научиться комбинировать, делать то одним методом, то другим методом. Причем, даже в течение выполнения одного упражнения.

Начинаем методом Энергии, переходим к методу Сознания. Т.е. сперва выжимаем максимум приятностей из своих мышц, а потом, после какого-то момента, начинаем их уже сознательно растягивать.

Но в любом случае, я еще раз подчеркиваю, идем ли мы методом Сознания, или идем методом Энергии, мы должны испытывать радость либо от выполнения упражнения, либо от преодоления себя. Если радости на заднем плане нет, это значит, что что-то не то. Если же наоборот, мы чувствуем, что мы где-то насилуем сами себя, то это вовсе неприемлемо. И это не принесет долгосрочного результата.

Насилие над собой, как учит йога, не эффективно. Потому что тело начинает нам мстить. Да, оно нам подчиняется, но потом оно начинает нам мстить. Это не разумно.Конечно же, надо заставлять свое тело, но надо заставлять по-умному. Так же как иногда надо позволять своему телу расслабиться и тоже очень по-умному. Самое главное, надо уловить, в какой момент сменить тактику. Вот это самое-самое сложное.

Если вы осознаете, в какой момент надо менять тактику, то вы действительно здорово начнете разбираться в йоге и очень быстро максимум пользы сможете выжать из занятий Хатха йогой. Считается, что где-то на стыке этих двух методов, метода Энергии и метода Сознания, т.е. там, где мы себя заставляем и там, где мы себе позволяем, находится узкая тропинка, как лезвие бритвы. И если на нее выйти, то занятия и выполнение упражнений Хатха йоги становятся самыми эффективными.

Поэтому мы сначала пробуем так, потом эдак, а затем как бы начинаем сближать эти позиции. Либо переходить из одного в другое и пытаться уловить эту грань посередине. Но еще раз, если долгосрочно себя только заставлять, вы очень скоро начнете утомляться. Причем утомляться даже не столько физически, сколько психически. Каждое усилие, когда мы заставляем себя, оно ведь тоже требует энергии. И постоянно себя держать в таком напряженном состоянии, как натянутая стрела, нецелесообразно. Итак на работе мы должны быть в напряженном состоянии, еще какие-то дела решать, а тут еще и в йоге напрягаться. Очень быстро начинает наблюдаться психическая усталость, и, как правило, люди бросают заниматься йогой. Это одна из причин достаточно серьезных, почему люди бросают заниматься йогой. Они себя перегружают. А потом один раз пропустил, другой и уже как-то даже и не хочется возвращаться. Так вот постоянно себя напрягать неразумно.

Обратная ситуация, когда мы только позволяем себе. Т.е. максимально расслабленно делаем позу йоги. Это также в долгосрочной перспективе неразумно. Почему? Потому что тело начинает лениться, и нам все трудней и трудней будет его заставить что-либо сделать.

И только когда мы меняем эти подходы, только лишь тогда и появляется максимальная польза от Хатха йоги. Мы определили сегодня, что йога – это система самопознания, так вот в качестве определения метода йоги, достаточно универсального метода, т.е. метода, который применим не только в Хатха йоге, но и во всех других йогах.

Так вот метод йоги можно определить как то, где надо себя заставить и то, где можно себе позволить и как это друг с другом соотносится.

Поза отдыха

Вот мы начали выполнять наши упражнения каждодневные, это заняло у нас какое-то время, и теперь следующий момент, а чем следует завершать упражнения йоги? Т.е. что всегда делается в конце по завершению занятий йогой?

В конце занятий йоги всегда делается поза отдыха. Поза эта называется на санскрите Шавасана. Это, пожалуй, одна из немногих поз, где название в совершенно разных школах йоги одно и то же на санскрите. Переводится название этой позы несколько так устрашающе, как поза трупа. Как если бы йогин умер. И вот в названии этой позы содержится значительная доза того, как надо выполнять эту позу.

Т.е. в названии все сказано: ты должен лежать, как если бы ты умер. Или степень полного невовлечения в свое тело должна быть максимальная. Мы как бы обычно живем в своем теле, а тут мы начинаем вытаскивать себя из своего тела.

Чтобы это осуществить, приходится кое-какими хитростями пользоваться, и мы сейчас их оговорим. Но прежде, в йоге считается, мастерство йогина определяется вовсе не по тому, насколько он может на голове стоять или насколько он может скрутиться в ту или иную позу. Это считается не заслуживающим внимания.Т.е. умеете ли вы в позе лотоса на голове стоять или не умеете, с точки зрения йоги, это вовсе не является показателем вашего мастерства в йоге.

Показателем вашего мастерства в йоге является, как ни странно, именно эта поза Шавасана или поза отдыха. Дело в том, что расслабиться чрезвычайно тяжело. И требуется по-настоящему большое мастерство в управлении своим телом, чтобы просто подойти даже к этому уровню, как бы вытащить себя из тела. Как если бы человек умер и бросил свое тело.

Подходят к этой позе очень интересным путем. Во-первых, поза эта выполняется на спине. Так вот, сперва надо постараться расслабить свои руки и свои ноги. Затем следует расслабить свое туловище, затем приступать к расслаблению мышц своего лица. Это как бы по степени удаленности, т.е. сначала руки, ноги, потом туловище, потом лицо.

Почему? Потому что наше сознание наиболее сильно контролирует, высвечивает вот эти области поближе к голове, а области, ближе к рукам и ногам в меньшей степени. И получается, что расслабить их попроще бывает. А потом эта волна расслабления, которая идет снаружи к телу, к голове имеет такой облегчающий фактор. Там расслабилось и здесь имеет тенденцию расслабиться.

И вот как только мы поймали себя вот в этом состоянии, что мы вроде бы все расслабили, следует еще и еще раз просмотреть себя. Потому что иногда бывает, что нам просто кажется, что мы себя расслабили, а где-то остался маленький зажим, т.е. непроизвольное сжатие мышц. И мы вновь и вновь просматриваем себя и, если обнаруживаем такое зажатое состояние, мы стараемся его расслабить.

Но опять же, как учит нас медицина, есть настолько глубинные мышцы нашего скелета, которые вот так просто не расслабить. Они вне действия приказов обычного человека. Т.е. требуется какое-то очень глубинное воздействие, такое глубинное, чтобы импульс расслабления дошел вот до этих глубинных структур. Но этот импульс дойдет только лишь в одном случае, если вы точно так же устраните из головы все мысли, а затем и ощущения.

Так вот после того, как вы полностью расслабили все свое тело, вы начинаете концентрироваться на своих ощущениях, и тем самым вы блокируете мысли. На самом деле мысли и ощущения в некотором смысле конкуренты. Мы стараемся поглотиться ощущениями и следить за тем, чтобы на поверхности нашего разума не возникала волна мысли.

Сделать это, конечно, очень тяжело. Но тут нам на помощь приходит еще один такой метод в позе трупа Шавасане. Вы понимаете, что труп он на то и труп, чтобы не дышать. И мы начинаем замедлять вдохи и выдохи. Все реже и реже начинаем дышать. Дело в том, что если мы начинаем дышать слишком редко, тем самым мы не даем возникнуть мыслям в нашей голове. Но тут же возникает ощущение удушья, безусловно, мы не дышим, и мы делаем несколько вдохов, выдохов, и вслед за этим опять появляются мысли.

Т.е. мысли и дыхание очень связаны друг с другом. Если мы контролируем одно, то начинаем контролировать и другое. Так вот, постепенно замедляя дыхание, мы все больше и больше подходим к состоянию, когда мысли не возникают в голове. И вот после этого состояния еще более глубинный пласт наших мышц начинает расслабляться. Они начинают расслабляться сильнее и сильнее. В результате йогин может ввести себя в состояние анабиоза. Это полное владение своим телом, полное владение всеми жизненными процессами.

Понятно, что для людей, которые только начинают заниматься йогой, степень такого расслабления не достижима. Требуются долгие часы упражнений, чтобы его достичь. Но это на первых порах и не надо. Даже относительно небольшое погружение вот в такое расслабленное состояние дает отдых иной раз более глубинный, нежели несколько часов сна.

Получается так, что иногда это состояние расслабления на ранних этапах занятия йогой у людей переходит в сон. Человек просто засыпает. Это считается нормальным. Это не так, что высший пилотаж в области расслабления, но и не так плохо. Но потом, по мере своей практики, он действительно достигает очень глубинных состояний безмыслия, бесчувствия. Как если бы он, действительно, умер, что очень благоприятно сказывается на нервной системе, друзья.

Это чрезвычайно сильно помогает в преодолении огромного количества стрессовых ситуаций. Или ситуаций, когда мы не можем себя расслабить. Так вот именно этим упражнением, Шавасаной, как правило, принято заканчивать комплекс упражнений Хатха йоги.

Как долго в этой позе следует находиться? Ну, опять же, если мы с вами определили, что занятие, в особенности для начинающего человека, длится от 30 минут до 1,5 часов, то, как правило, Шавасана, поза отдыха, составляет от 3 до 15 минут. В среднем где-то 5-7 минут. Опять же, это может зависеть от множества факторов, если вы занимаетесь сами. Если вы занимаетесь в группе, то там вам беспокоиться не о чем, там забота квалифицированного преподавателя определить, когда и как долго находиться в этой позе. Понятно, что если же вдруг вам по каким-то причинам захотелось провести более продолжительное время в этой позе и вы считаете, что это нужно и возможно, ради Бога, можете увеличить время. Почему? Потому что также требуется время, дабы все наши внутренние структуры расслабились.

Занятия йогой и питание

Вопрос следующий, а как сочетать занятие йогой с едой? Ответ здесь такой, что начинать заниматься йогой не следует, если вы очень голодны. Также не следует заниматься и сразу после еды.

Если вы очень голодны, можете чего-нибудь легенького перекусить. А если вы только поели, то следует выждать минут 15-20 или побольше, это во многом зависит от человека, от многих факторов, но не раньше. А вообще говоря, через 1-1,5 ч. после еды, чтобы не было и голода и не было тяжести от съеденной пищи, чтобы ничего не отвлекало.

Конечно, у людей по-разному бывает, но тут есть еще один такой воспитательный фактор, если вы научитесь его использовать, вам будет легче овладеть Хатха йогой. Дело в том, что воздействуем мы на наше физическое тело, а оно в этом смысле, что и тело собаки, тело кошки имеет свои потребности. И одна из главных потребностей это, чтобы его кормили.

И вот очень хорошо бороться с леностью своего тела, которое не хочет заниматься йогой, вот не хочет и все, это если Вы себе назначите, что покушаете только после того, как позанимаетесь йогой. И уже ваше тело будет говорить, что давай быстрее занимайся, есть хочу. Чего ты ждешь? Иди, вон коврик есть. Вы выстраиваете эту цепочку мотиваций.

Вообще это один из самых интересных разделов в йоге – это цепочка внутренних мотиваци<

Наши рекомендации