Что привело меня к изучению хатха-йоги

Неполноценное физическое здоровье? В какой-то сте­пени — да. Однако, скорее всего свойственная каждому лю­бознательность. Но и не только это. По здравому раз­мышлению я должен признаться, что какое-то значение имела и сама необычность темы. Оглядываясь назад, я понимаю, что первая беседа с моим наставником как раз совпала с трезвой оценкой юношеских искусов и, стало быть, семена были брошены на подготовленную почву.

Припоминаю, как спустя некоторое время я уже сам старался распространять приобретаемые мною знания. И сразу получил первый вполне наглядный урок. Мои по­пытки приобщить к Йоге «ближнего» оказывались часто безуспешными. Для пожилых людей стал «увлекающимся мальчишкой», для приятелей-студентов — предметом шу­ток, а для родных близких — чудаком, который «бог знает чем занимается».

Как правило, Йогой сначала заинтересовывались, про­бовали ее, добивались кое-каких успехов, но затем осты­вали и, смущенно улыбаясь, старательно избегали моего укоризненного взора.

Лишь значительно позже я понял во всей глубине значение полученного урока (и затвердил его надолго): ни какое знание «насильно мило не будет», пока для него не подготовлена почва.

Итак, я оказался некоторым образом в одиночестве. Пользоваться частыми беседами с учителем не мог (боял­ся быть назойливым), хотя знал, что идти по тропе по­знания Йоги лучше с наставником. В этом я убедился вполне, когда увидел, как трудно даются мне первые успе­хи и победы. Зато, к счастью, я не упустил других верных «педагогов»: твердой убежденности в пользе разумных советов и собственной воли. Ну и не разочаровался до сей поры...

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Прошло немало времени, а я до сих пор помню тот день, когда я впервые открыл книгу с непонятным загла­вием и непривычной русскому глазу фамилией автора — Рамачараки. Но затем мною невольно завладело чувство приобщения к какому-то неведомому таинству (нечего гре­ха таить — ему всегда готово открыться юное сердце). Оно еще держалось некоторое время, но здравый смысл книги и мой собственный избавили меня от каких бы то ни бы­ло мистических умонастроений.

Все приемы и способы дыхания стали понятными и вы­полнимыми уже через несколько недель. Но вот над соз­данием в уме образа Праны при упражнениях (и без них) пришлось биться долго. Далеко не сразу удалось вызвать соответствующее представление, к тому же достаточно яркое, чтобы упражнения и приемы дыхания делались не механически, а приносили внутреннее удовлетворение.

Мне, студенту технического вуза, наиболее близкой ока­залась идея о всепроникающей энергии, ясно что разлитой во всей Вселенной. Тем более что, дыша по-йоговски, соз­давая образ животворной энергии, я ясно ощущал именно энергию, ее прилив. Пока я не научился этому, дело не шло. Кстати,другие могут вырабатывать иные представ­ления, .лишь бы они достигали цели.

Например, можно воссоздать в уме, на сердце воисти­ну блаженство, которое ощущает всякий, когда в первый раз после шумной и пыльной атмосферы зимнего города попадает на распускающуюся природу весной, далеко за предела города. Помните? Вы вдыхаете, наслаждаясь, у вас срываются невольно радостные восклицания, вы до головокружения наполняетесь радостью жизни. Вот и твер­дите себе при дыхательных упражнениях это ощущение, сосредоточьтесь на нем. Такое самовнушение, как говорят врачи,—добрая штука для здоровья. Впрочем, можно най­ти образы и другие. Каждому свое. У меня получались всякие образы. Но лучше всего подходило ко мне — имен­но энергия.

Далее, как бороться за свое здоровье, если имеешь лишь слабое представление о внутренних органах и их на­значении, взаимодействии? Анатомию я знал приблизи­тельно, физиологию, признаться стыдно, и того менее. Пришлось засесть за анатомический атлас и учебники, на­глядные пособия в виде рельефного макета внутреннего строения человека.

Потрудиться пришлось изрядно, но, только выполнив эту работу добросовестно, в полную силу, я получил удо­влетворение.

И знаете, хотелось мне того или нет, но, по логике по­знания, стоило взяться за основы анатомии, физиологии, как тут же понадобились новые знания. Так что Йога за­ставила меня обратиться ко многим предметам...

После первых же попыток приобщения к полному ды­ханию, упражнениям, применению воды (внутрь и снару­жи) у меня появились уверенность в своих силах, лег­кость в теле, выносливость и т. д.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ»

Не успел я преодолеть первые трудности, как увидел, что впереди маячит новое огромное препятствие, которое предстояло преодолеть. Я говорю о переедании.

Как это ни покажется странным на первый взгляд, но оно упорно и постоянно преграждает путь современному человеку, идущему «по тропе» здоровья. Передо мной оно тоже встало преградой номер один. Словом, я прошел весь искус налаживания питания, как велит Йога. Повто­рять уже сказанное об этом ранее в других разделах кни­ги я не стану. Скажу лишь так: пока я не привел свое питание в порядок, все усилия по овладению Йогой были тщетны (как, впрочем, и без правильного режима дня, без работы над душевным равновесием, без культуры по­требления воды и т. д.). Зато я вытвердил себе: количест­во съеденной пищи — не критерий; важно, не сколько съе­дено, а сколько усвоено организмом, на что Йога дает недвусмысленный ответ.

Нужно утолять голод, а не наедаться. Да, самое глав­ное—не переедать.

Человек, не устраивающий завалы в желудке, всегда здоровее и долговечнее, несравненно меньше нуждается в отдыхе, энергичнее и т. д. Однако жизнь, конкретная со­циальная среда заставляют считаться с собой, с вырабо­танными на протяжении веков, пусть и неправильными, взглядами, устаревшими обычаями. Привычка, есть плот­но, досыта заставляет многих поглощать неимоверное ко­личество пищи. Заглатывать ее, а не жевать.

Увижу такую картину раз, другой, третий — да и не выдержу. Наемся до отвала. Опомнюсь, вернусь к разум­ной мере потребления пищи. Но... за счастливым периодом умеренности вновь приходит срыв. И так повторялось не раз...

Значит, один в поле не воин? И да и нет. Во всяком случае браться, как я понял, надо всерьез и действовать не опуская рук. Постарался подобрать компанию едино­мышленников, в среде которых легче было устоять перед гастрономическими и иными соблазнами.

Немало усилий мне потребовалось, чтобы отказаться от такой, казалось бы, привычной пищи, как консервы, копчености, солености, сладости, колбасы, — всего того, без чего иной не мыслит рациона питания.

Зная опыт многих народов, ученые призывают нас к потреблению максимального количества натуральных и свежих продуктов, к разнообразной многовитаминной пище как важному условию физического и душевного здоровья. Как можно больше сырых фруктов и овощей, к тому же съеденных до тарелки супа.

Но всегда ли в магазине, столовой есть свежие овощи? «Вписывается» ли их цена в семейный бюджет? Хватает ли времени на походы в магазины в поисках нужных про­дуктов, на стояние в очередях? Увы, и эти проблемы вам придется решать.

С первых же шагов мне стало ясно, что с организмом надо установить «искренние взаимоотношения»: я обещаю поставлять тебе доброкачественные «стройматериалы», верно дышать, а ты отвечай мне делом, т. е. хорошей работой всех органов и систем. Само собой, «речи» мои произносились с достаточной твердостью, и потому дело пошло на лад. Проявив терпение и последовательность, я достиг важных результатов. Прежде всего— постоянной уверенности (но не самоуверенности) в своих силах и воз­можностях. Правда, мне очень повезло. На моем пути оказались опытные и терпеливые врачи и физиологи. Спа­сибо им, они вовремя помогали не сбиться с курса.

Кстати, о некоторых соблазнах. Кому из нас, придя в гости, не приходилось садиться за стол, уставленный бутылками с горячительными напитками. Как поступить в таком случае? Йога отвечает однозначно: не пить! Да и от курения надобно отказаться. Если же организм все же «замусорился», примите неотложные меры «спасения». Очистите желудок, а затем сутки-двое воздерживайтесь от еды. Хорошо бы при этом попариться в бане, на худой конец в ванне. Питание начинайте с фруктов и овощей.

Еще о неожиданностях, которые преподносит жизнь. Предположим, утром почему-либо сорвались занятия.

В другой раз вы попали в условия, где на весь день лишь кружка воды. Что же, из-за этого впадать в панику, считать все дело загубленным? Ни в коем случае. Ну, отступили вы на шаг от Йоги. Так ведь можно и нужно вернуться на верную стезю.

Я это правило выучил хорошо. И пусть моему челну постоянно угрожают Сцилла и Харибда, я знаю как за­латать пробоины и залечить раны.

Идя все дальше по дороге познания, не перестаешь удивляться обилию и силе предрассудков, дурных привы­чек. И пасовать перед ними нельзя. Надо бороться за жизнь полноценную до последнего вдоха. И тогда, образ­но говоря, он наступит куда позднее.

ЧЕГО УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ

Вот некоторые итоги. В первый же год практики в Хатха-йоге начавшийся было, до того процесс в легких исчез бесследно. Улучшился состав крови. Объем легких увеличился на 2600 см3. Прибавилось энергии, сосредото­ченности в мыслях и действиях. Выносливость, например, стала выражаться в 16-часовой ежедневной умственной и физической нагрузке.

Выработалось осознание своего тела. Сосредоточением я регулировал приток .крови к разным частям тела и ра­боту пищеварительного аппарата. Добился (но против это­го Йога предостерегает) контроля над биением сердца.

Моя физическая форма заметно улучшилась. Это по­зволило, в частности, за 2-недельный срок перед призывом в армию (в 26 лет) легко сдать все нормативы ГТО.

Я забыл про хвори и простуды, перестал беспокоить врачей. Задержка вдоха при полном дыхании, достигала 150 секунд, а число обычных дыханий —4 в минуту. Уста­новилось ритмичное дыхание, и оно стало естественным.

Повышенная физическая и душевная выносливость очень помогала мне в многотрудной фронтовой жизни. И если я еще жив и пишу книжки, то «виновата» в этом Хатха-йога...

О БДИТЕЛЬНОСТИ

Но и по сей день, осталась необходимость быть бди­тельным. Малейшие поблажки себе неизбежно приводят к срывам. Да, дышать надо правильно и возможно более чистым воздухом, совмещать дыхание с целенаправлен­ными упражнениями, полноценно питаться, работать над собой. Ну, а если идеала достичь не удается? Оставить йогу? Мое мнение таково: нельзя возводить соблюдение правил и требований Йоги в абсолют. Это может вступить в противоречие с темпом, укладом, смыслом общественной и личной жизни, как она у нас сложилась.

Признаюсь, я до сих пор ищу разумного сочетания полезных основ Хатха-йоги с окружающей действительно­стью. Вне этого, без органичной слитности того и другого нас ждут лишь разочарования.

Моя программа, подтвержденная многолетним опытом, включает теперь следующие части. Полное, очищающее, голосовое дыхание; несколько дыхательных упражнений, совмещенных с избранными асанами, и целевые динамич­ные упражнения (например, для обретения бодрости, вос­становления ритма кровообращения и т. д.); ритмическое дыхание в специальных случаях. Внутренняя и наружная гигиена, потребление воды в достаточном объеме. Исполь­зование любого свободного отрезка времени для разных физических упражнений, в том числе и вполне полезных «для дома и семей» (колка дров, копание огород» и т, п.).

Дальше. Обязательные прогулки, но не просто так, а по возможности с практической целью, ибо моему ха­рактеру претит бесцельное гуляние. Так же как и сосредо­точение на предметах, сугубо невесомых, абстрактных. Я предпочитаю «разбавлять» его мыслями о жизнеполезных актах.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Мой личный опыт получен, выстрадан мной. У вас, чи­татель, все будет по-другому. Легче или труднее, но ина­че. Это также несомненно, как то, что нет двух одинако­вых людей. Поэтому каждый должен быть готов пра­вильно оценить свои нужды, склонности и особенности, а затем отобрать подходящие дли себя упражнения, прие­мы и режимы. Для получения хороших результатов окру­жайте себя единомышленниками; выбирайте их с таким же тщанием, как поступки и мысли. Кстати, и те, и дру­гие, как о том предупреждает Йога, должны быть благо­желательными.

Без правильно налаженного питания, как, впрочем, и дыхания, успехов в занятиях Йогой не будет. Основные условия: еда в определенные часы и в спокойном состоя­нии духа; в рационе возможно больше натуральных про­дуктов, овощей, фруктов; потребление мяса должно идти по убывающей линии (чем старше, тем меньше); предпочтение вареной пищи перед жареной и паровой перед ва­реной. Набор продуктов следует согласовать с националь­ными, издавна проверенными привычками народа, но с обязательным присутствием большого количества зелени.

Каждому отведено в течение жизни ограниченное ко­личество пищи и дыханий, так лучше распределить их на более длительный срок. Это позволит добиться главной цели Йоги — до глубокой старости сохранить полноцен­ное здоровье, т. е. ощущать беспрерывную радость сущест­вования.

Практика в Йоге полезна всем. Но ученикам в возрас­те или с расстроенным здоровьем надо помнить: приме­нение упражнений и асан должно быть согласовано с опытным врачом.

В основе побуждений, приводящих вас на тропу Йоги, не должно быть ничего нечистого и искусственного (с чем, к сожалению, приходилось сталкиваться); вроде стремле­ния научиться какому-то влиянию на других со специаль­ной, корыстной целью или ради достижения каких-то жизненных благ. Цель одна — добиться физического и ду­ховного здоровья, достижения благожелательной сдержан­ности, хладнокровия и терпимости при надлежащем конт­роле, ума и воли над мыслями и поступками.

Не допускать никакого самолюбования — этой душев­ной ограниченности. Оно неизбежно ведет в тупик, к от­рыву от устремлений коллектива.

Усилия каждого на пути совершенствования тела и ума, следуя законам Йоги, вознаграждаются лишь после на­стойчивого преодоления преград, чаще всего лежащих в самом себе. Успех приходит через борьбу с бытующими предвзятыми и .неверными представлениями, иногда с иро­ническим скепсисом окружающих и, конечно, как непре­рывный, опыт сочетания принципов Хатха-йоги с действительноетью.

ЙОГА ИЛИ СПОРТ?

Просто удивительно, с какой легкостью некоторые про­тивопоставляют эти два понятия, вместо того чтобы разъ­яснить их гармонию. С помощью рекомендаций йоги, че­ловек создает себе отличную психофизическую базу, каж­дая из его клеток активнее участвует в жизнедеятельности, к ним и между ними идет непрерывный ток «строймате­риалов» и т. д. А если каждая клетка, каждый орган полны жизненной силы, постоянно готовы к действию, то и спортивные достижения, нет сомнения в том, будут выше. Об этом знали не только создатели Йоги. Справедливость этих слов подтверждают физиологи, врачи, да и сами спортсмены.

Вы обратили внимание, как спортсмен перед прыжком или иным выступлением пытается сосредоточить свое вни­мание? Еще бы, не «соберешься» — не получишь хороше­го результата. То же и актер перед выходом на сцену, и хирург перед серьезной операцией... Особая ценность Йоги в том, что она учит, как выработать способность к наибо­лее полному и быстрому сосредоточению всех физических и душевных сил, самообладанию в любой критический мо­мент, волепроявлению.

И у Йоги, и у спорта, разумеется, свои задачи, но оба дополняют друг друга. Как сестра с братом имеют одних родителей, так и два эти «конкурента» имеют одного учи­теля и прародителя — Природу, Йога заботится о здоровье всестороннем, а спорт развивает успех в динамичном плане.

Во многих странах мира спортсмены достигают благо­даря Хатха-йоге прекрасных результатов. Например, йога широко используется для подготовки спортсменов в Гер­манской Демократической Республике.

В нашей стране много сил и средств тратится на соору­жение спортивных комплексов, на вовлечение людей в за­нятия спортом. Так почему бы человека, особенно подрост­ка, юношу с первых его шагов навстречу физической куль­туре не научить умению сосредоточиваться «телом и духом», питаться «со смыслом» и т. д.?

И еще об одном заблуждении. Активность, динамика жизни, по мнению некоторых, никак не может ужиться со статикой Хатха-йоги. Нет, такое противопоставление едва ли оправдано.

Итак, вопрос: Йога или динамика — так даже ставиться вопрос не может.

Йога, повторяю, учит полноценного здорового человека быть готовым к любому действию в любой час с макси­мальным эффектом. Делает она это, правда, и с помощью фиксированных положений тела. Но целью йоги является все-таки именно побуждение к действию, а не стремление к статике, неподвижности.

Движения, двигательные процессы суть естественное проявление и требование организма. Без движений (как и без дыхания) нет жизни. Мыслительные, творческие и дру­гие способности без физической активности человека затухают, а при энергичных и систематических движениях (физический труд, занятия спортом и т. п.), напротив, улучшаются.

Можно было бы привести длиннейший перечень выска­зываний ученых, писателей, врачей всех времен и народов о зависимости здоровья, долголетия, работоспособности от количества и качества движений.

Итак, в движении — жизнь. Йога учит, как извлечь из них максимальную пользу, а движения возвращают чело­веку, живущему по заветам Йоги, дополнительный стимул для занятий ею...

Вот и я, откликаясь на зов природы, постоянно стрем­люсь к силовым упражнениям, а не побегав или ее отправившись в турпоход, чувствую себя просто «не в своей тарелке». И меня нисколько не заботит, что какой-ни­будь сторонний наблюдатель назовет меня чудаком, стран­ным типом. Мой выигрыш значительно больше и важнее, чем одобрительные или нет взгляды со стороны.

В ЦЕНТРАХ ЙОГИ

Конечно, я всей душой стремился попасть в Индию, и счастлив, что мне это удалось. Целью моей поездки было не только ознакомление с этой великой страной, а и жела­ние увидеть в натуре, какую роль играет Хатха-йога, в оздоровлении людей на той земле, где это учение роди­лось и прошло испытание временем.

Хорошо осведомленные официальные лица мне сказа­ли, что если я побываю хотя бы в одном-двух крупных ле­чебных центрах Йоги, то я уже составлю себе вполне вер­ное представление о состоянии дел. Я выбрал Бомбей и Мадрас, поскольку именно в этих крупнейших городах Индии имеются интересующие меня и известные всему ми­ру учреждения.

...Дом 43 на Нетай Субхаш Род в Бомбее. За неширо­ким газоном стоит двухэтажное здание лечебного центра в окружении многоэтажных билдингов современного стиля.

Директора центра мы не застали: он уехал по делам. Нас, меня и В. Трапезникова, заместители генерального консула по прессе, встретил его помощник мистер И. X. Рао, среднего роста, стройный человек лет сорока, лицо которого выражало полное доброжелательство к со­беседникам. Как выяснилось потом, у него каждый день расписан по минутам, однако он ничем нам этого не пока­зал. Напротив, был нетороплив и в жестах, и в речах.

В завязавшейся беседе он ответил на ряд наших во­просов.

— Мистер Рао, каково предназначение Вашего учреж­дения?

— Пользуясь рекомендациями Йоги, мы лечим боль­ных, а здоровых по их желанию учим, как укрепить свое здоровье.

— Какие заболевания Вы излечиваете, в каких воз­растных пределах и с чего Вы начинаете?

— Возраст пациентов — от 8 лет и старше. А начина­ем с осмотра; и тщательных медицинских исследований. Затем назначаем лечение: подбираем подходящие диагно­зу асаны и другие упражнения, включаем больного в группы людей с аналогичными заболеваниями. Во время лечения настаиваем на выполнении наших указаний о характере и количестве пищи, об использовании воды внутрь и для; «наружной гигиены и т. д. Пациенты приходят еже­дневно в назначенные им часы. Как оправило, к нам обра­щаются люди с хроническими заболеваниями, на излече­ние которых затрачивается 1—3 месяца. Нам удается из­лечивать многие известные медицине функциональные расстройства. Среди них астма, гипертония и гипотония, диа­бет, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, импо­тенция, бронхиты, диспепсия, геморрой, радикулиты, ревматизм, тучность, устраняем бесплодие некоторых видов, исправляем ненормальное положение матки и т. д.

— Когда было организовано Ваше учреждение?

— В 1924 г.

—— Обладаете ли Вы необходимыми современными средствами для диагностики, достаточным помещением?

— Да, у нас имеется все необходимое.

Выяснилось далее, что наш собеседник имеет диплом об окончании института Йоги. Кроме него, дипломы имеют еще три инструктора. Им-то и доверяются пациенты с наи­более сложными заболеваниями. Всего в центре 25 ин­структоров, а весь штат состоит из 40 человек. Сюда вхо­дят и счетовод, и кассир, и обслуживающий персонал. Общее число лечащихся ежедневно достигает 400 человек. Для женщин время лечения до 18 часов, затем принимают мужчин.

— Мистер Рао, скажите, по каким методикам Вы ле­чите?

— По общим для всех лечебных центров Индии, согла­сованных с министерством здравоохранения страны.

Ну что ж, подумал я, значит, имеется известная гарантия против проникновения в Йогу каких-либо шарла­танских приемов. Еще вопрос:

— Вы говорили, что не только лечите?

— Да, у нас функционируют еще группы по практи­ческому изучению Йоги просто с целью укрепления здо­ровья, достижения лучшей психофизической гармонии че­ловека. Число обучающихся обычно по 100 человек в день.

Из дальнейших пояснений мы поняли: здесь использу­ют главным образом рекомендации Хатха-йоги. Овладению высшими ступенями тут не учат. Впрочем, сказал мистер Рао, достигнутое у нас психофизическое равновесие орга­низма уже предопределяет подготовку сознания для вос­приятия и высших нравственно-духовных категорий. Оста­лось выяснить, благотворительное ли это учреждение.

Нет, пациенты платят. Вносят сначала 15 рупий за первичный прием (плюс несколько рупий за обслужива­ние), а потом платят за излечение своих хронических недугов по 20 рупий в месяц. Таким образом, полное изле­чение в среднем обходится пациенту, в 50—-70 рупий (для студентов имеются льготы). Мы стали прикидывать много это или мало? Что ж, если сравнивать с окладом инжене­ра, получающего 500—700 рупий в месяц, или рабочего на металлургическом предприятии, то недорого. Что же каса­ется людей, зарабатывающих по 30—60 рупий, то им та­кие лечебные центры малодоступны.

Мы поблагодарили мистера Рао, осмотрели помеще­ния, приобрели кое-какие инструкции и методики, попро­щались и вышли. Потом я еще вернусь сюда и с вопроса­ми и размышлениями...

В этом лечебно-профилактическом центре, как мы поня­ли, действительно мало занимаются внедрением высших философских категорий в сознание обучающихся, а боль­ше учат познавать свое физическое «я» и лечат с помощью доступных большинству людей физических и тщательно вы­веренных; дыхательных упражнений. Кстати, всех тех, о которых каждый может прочитать в популярных книгах и инструкциях по Хатха-йоге и Пранаяме. К помощи по­добных лечебно-профилактических центров прибегают те, кто не может обойтись по складу своего характера без наставников (их в Индии называют «гуру»).

Популярность учреждений такого рода велика и легко объяснима. Ведь подавляющее число больных, даже с осо­бо тяжелыми хроническими, расстройствами, выздоравливают. И, кроме того, еще получают заряд на будущее: в лучшую сторону изменяют свой режим жизни, чтобы не заболевать впредь.

В Международном институте Йоги в Мадрасе я побы­вал благодаря содействию Г. С. Киценко и А. Сорокиной, которые живут и работают в этом городе. Они же помога­ли в беседе, когда мне не хватало знаний английского языка.

В институте нас принимал его директор А. Раманатхан. Ему 37 лет, у него черные волосы, темно-коричневые гла­за, рост около165 см. Он худощав, строен, одет, вернее завернут, по индийскому образцу в хлопчатобумажную ткань белою цвета.

Вот лаконичная запись нашей беседы.

— Скажите, сколько школ Йоги в Индии?

— Тысячи...

— А институтов?

— Точно не знаю, но не меньше нескольких десятков...

— Чем занимаются эти школы и институты?

— Все они внедряют, показывают Йогу и лечат по еди­ной системе. Больше всего используют асаны, также дают советы относительно пищи, потребления воды, дыхания и т. д.

— Как построена работа института?

— Отдельных помещений для индивидуального пользо­вания клиентов 13. Штат 3 инструктора (в том числе ди­ректор) плюс обслуживающий персонал. Плата? Да, мы берем небольшую плату. Пациенты приходящие. Каждому назначается определенное время. Инструкторы ездят в кол­леджи, школы, где они преподают Йогу (факультативно) по специальной программе, содержащейся в инструкциях института и руководствах. (Мне подарил он все 3 книжки с надписью своей рукой.-—Авт.). За это берется неболь­шая плата и на эти средства существует институт.

— Какие болезни поддаются лечению йогой и с каки­ми из них обращаются чаще всего?

— Мы лечим все нарушения в организме (но не ин­фекционные болезни или органические поражения). Ну, а приходит чаще с расстройствами нервной и сердечно-со­судистой систем.

— В чем Вы видите значение и возможности Йоги для народов Индии и других стран? Задачи институтов, школ?

— Показ того, как добиваться здоровья (физического и душевного). Приобщение максимального количества людей к этой практике здоровья методом показа и рассказа. Не только лечить, восстанавливать здоровье у потерявших его, но самое главное — широчайшая пропаганда профи­лактики, недопущения болезней... И этому желательно учить людей уже с детских лет.

— Как совместить Йогу с новыми, все время меняю­щимися условиями жизни человека теперь и в будущем? Существует ли модификация в приемах и методике Йоги?

— Надо все время пользоваться традиционной йогой. Она проверена тысячелетиями, и она не подведет никого. Все и всегда смогут пить из этого источника и получать пользу.

— Можно ли не принимать во внимание резкого ухуд­шения экологии: отравленных воздуха, воды, грохота, ску­ченности, бедности - всех этих атрибутов современной ци­вилизации?

— Увы, мы не в силах изменить условия. Делаем с по­мощью Йоги, что можем... А польза все равно получается.

— Какие взаимоотношения Вы усматриваете между со­временной наукой, религиями, обычаями народов и йогой?

Он помолчал, а потом сказал, что эти вопросы, пожа­луй, вне его компетенции...

Считаете ли Вы, что йога безупречна?

— Да.

— Тогда почему она нестала единственной философи­ей здоровья в мире, и почему к ней обращаются далеко не все?

— Все в руках Кармы, предопределенности жизни, в сущности каждого человека. Каждому свое. Наше же де­ло пропагандировать, внедрять, показывать. А за резуль­татами уследить нам, не дано. Но они всегда сказываются и скажутся.

— Знаете ли Вы хоть одного совершенного йога в Ин­дии или в других странах?

— Нет, такого я не знаю. Быть может, где-нибудь в отрогах Гималаев и есть такой (такие), но я об этом не осведомлен.

— Правда ли, что только диплом окончившего институт Йоги дает человеку право называться йогом?

— Нет, для знания и обучения других Йоге совсем не­обязателен диплом.

— Какого Вы мнения о йоге Рамачараке (приехавший в Индию из Америки в начале века пенсильванский судья Аткинсон, принявший имя Рамачараки)?

— Я читал его книги, они и теперь издаются в Индии, и считаю его сведущим специалистом и достойным чело­веком.

И последний вопрос, который я задал:

— До какого времени Вы собираетесь прожить в этой «оболочке»?

Этого предусмотреть никому, не дано.

Потом я изложил ему концепцию моей «милосердной», доброй Йоги для всех, слабых и сильных, концепцию актив­ной, доброжелательной Йоги. Он слушал внимательно, на его лице ясно читалась игра ума и чувств. Он улыбнулся и сказал, что его радуют мои энергия, глубокая убеждён­ность в правоте дела и долгая личная практика в Йоге, что он считает меня своим другом и единомышленником, пожелал мне и дальше делать то, что подсказывают душа, ум и воля.

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ

До сихпор никто, ни в ученом трактате, ни в художест­венном произведении, еще не сумел с достаточной полно­той нарисовать или объяснить ту удивительную гармонию, которая называется жизнью тела и души.

Когда мы здоровы и все в организме взаимно отлаже­но, мы легки телом и сильны духом. Все нам по плечу и жизнь бесконечно радует нас.

На случай изменений условий существования (жара, холод, особенности питания и т. д.) в организме вырабо­таны отличные возможности, приспосабливаться. Защитные эти механизмы автоматически заботятся о нашем благопо­лучии. Даже если мы нарушаем какие-то веления приро­ды, она сразу сигналит нам разными способами: покалы­ванием, спазмами, недомоганием и прочим.

Не будучи услышанной, природой и тут не опускает рук. Во имя спасения целого идет на уступки во второстепен­ном. И все сигналит, сигналит... А мы слышим, да не всег­да отзываемся, мы предпочитаем ответственность за рас­шатанное здоровье сваливать на голову ближнего с вра­чебным дипломом. Нет, не врач виноват в наших болезнях. И он не кудесник, способный избавить больного от всех его хворей. Здоровье каждого в его собственных руках.

Как часто мы не бережем великое благо — здоровье, ко­торое нам дано природой. А, потерявши его, принимаемся собирать по крохам по любой, даже знахарской, рецеп­туре и... ругать врачей.

Не примите, читатель, эти слова за досадливое нраво­учение. Нет, это еще одно напоминание самому себе о вре­де заболеваний. И я не избежал ошибок, но я искал и ищу синхронизации Йоги с жизнью... Великий И. П. Пав­лов говорил: «Для человеческой личности открыты чрез­вычайные возможности... не только направлять и совер­шенствовать свои привычки, но в значительной степени регулировать прирожденную силу или слабость».

Значит, если хочешь быть здоровым, — не пренебрегай заботами о «драгоценном сосуде», чтобы, разбив его, не подбирать потом жалкие осколки. Что ж, способов оздо­ровления за всю историю человечества предлагалось не­мало, почти все они были и искренними, и полезными. Однако не всяк пил из этих источников. И в этом ряду особенного внимания к себе заслуживает, по моему мне­нию, мудрая Хатха-йога, о которой я только что рас­сказывал.

Она никого не завлекает в свои «сети» и никому не угрожает: смотри, мол, ежели не подчинишься, так пропа­дешь. Нет, она с подкупающей искренностью отворяет две­ри и говорит: вот, пожалуйста, я предлагаю то, чем вла­дею, но ничего не принимай на веру. Все проверь на себе и тогда выноси суждение, годится все это для тебя или нет.

Но Йога и сама бережет свой авторитет от покушений. Она предупреждает: если кто-то вознамерится с ее по­мощью выработать из себя «особенного» человека, собира­ется использовать дар повышенной жизнеспособности в своекорыстных целях, то ничего не добьется, кроме худа.

В задачу Йоги не входит готовить фокусников, гото­вых часами выдерживать, лежа в откопанной яме, двух­метровый слой грунта, глотать яды и т. п. Ее истинная цель — научить зоркости, недопущению «вывихов», здо­ровью, самообладанию, умению устранять всяческие непо­ладки в организме (если они возникнут), синхронизиро­вать все в себе и себя в обществе.

Ну, а насчет какого-либо влияния на окружающих, то отличного эффекта, устраивающего обе стороны, можно достичь, лишь будучи человеком безупречно вежливым, внимательным к нуждам ближнего, думающим о нем не дурно, а хорошо и делающим ему благо, не помышляя об оплате. В коллективе не бойтесь проявлять свою индиви­дуальность, в то же время с готовностью идите навстречу его требованиям и устремлениям. Как видим, Йога хотя и древняя наука, но вполне со­временна. Такие же задачи ставит перед нами и переуст­ройство нашей жизни. Наука тогда считается верной, если она многократно подтверждена жизнью.

Наши рекомендации