Условия размещения личного состава
При размещении личного состава должны соблюдаться следующие условия:
1) Размещение должно быть выше ватерлинии.
2) Покомандное размещение личного состава в жилых помещениях..
3) Количество коек должно быть на 5 % больше, чем матросов.
4) Жилые помещения должны быть отграничены от служебных
Жилые помещения на кораблях.
Как уже было сказано жилые помещения различны для матросов и офицеров. Для матросов предназначены кубрики, для офицеров - каюты. Должны выполняться нормы площадей и кубатуры.
Для матросов в кубрике необходимо 1.6-2 метра квадратных площади при высоте 1.8 - 2.2 метра. Кубатура таким образом равна примерно 3.6 - 4 метра кубических.
Для офицеров в каюте норма площади 5 квадратных метров, кубатура 10 - 12 метров кубических.
К материалам, применяющимся на кораблях для отделки жилых помещений предъявляются определенные требования:
1) Высокая теплоемкость
2) Низкая теплопроводность.
3) Низкая звукопроводимость.
4) Вибростойкость.
5) Материал не должен изменять химический состав воздуха
6) Материал должен быть негорючим, прочным.
В качестве отделочного материала лучше всего применять пробку, войлок, пенопласт, альфоль (алюминиевая фольга).
ОГЛАВЛЕНИЕ
15. Гигиенические требования к освещению корабельных помещений. Виды освещения.
Требования к освещению:
1) Достаточность
2) Равномерность
3) Близость к естественному свету.
4) Источник света не должен изменять химический состав воздуха (что может наблюдаться при применении люминесцентных ламп).
5) Атравматичность ламп.
Виды освещения.
Освещение может быть
1. Повседневное - 30 лк на палубе (для ламп накаливания).
2. Аварийное освещение (от аккумуляторов).
3. Боевое освещение (во время военных действий).
4. Дежурное освещение (около люков, шахт и тд.)
5. Адаптационное освещение (после яркого освещения).
Уровень освещения в медицинских помещениях - 75 лк, при операциях (на операционном поле) - 800 лк.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Гигиеническая характеристика отопления и вентиляции на кораблях.
Вентиляция.
На старых кораблях используется система вентиляции (СВ), которая может быть
1. Естественная (через иллюминатор)
2. Приточная
3. Вытяжная
4. Приточно-вытяжная.
На современных кораблях используется система кондиционирования воздуха (СКВ).
Эта система включает в себя
1) Воздухонагреватель и воздухоохладитель.
2) Увлажнители воздуха
3) Вентиляторы
4) Воздуховоды
5) Приборы для регулировки.
СКВ может быть центральной и автономной (рубка, отсеки, медицинские отсеки, камбуз, туалеты).
Приток и вытяжка соотносятся между собой исходя из общего принципа вентиляции (приток преобладает в чистых помещениях, вытяжка в грязных).
В кубрике приток равен вытяжке. На камбузе, в туалетах, погребах -только вытяжка.
По конструкции СКВ может быть
1) Одноканалъная - по кубрикам идет один воздуховод, подающий воздух.
2) Двухканальная - идут два канала для подачи воздуха разной температуры (теплый и холодный), который может быть смешен для получения нужной температуры. Такая система имеется в медицинских пунктах, каютах.
По величине давления и скорости движения воздуха в трубопроводах СКВ делится на
1. Низконапорные (15 -17 м/с)
2. - Средненанорные (17 - 27 м/с)
3. Высоконапорные (27 - 30 м/с).
На современных кораблях используются средние и высоконапорные каналы..
Вентиляции на корабле также делится на
1. Повседневную (обычную) вентиляцию
2. Боевую вентиляцию (предусмотрена герметизация, подача воздуха через фильтры и тд.).
Работает вентиляция не постоянно, а по специальному графику работы. Для обеспечения достаточного количества воздуха в различных корабельных помещениях необходима следующая кратность воздухообмена:
кубрики - 8-10
машинное отделение - 30-60
энергоотсеки - до 100.
Отопление.
Отопление может быть
1. Центральное - по всем помещениям 1. Паровое
2. Местное 2. Водяное
Отогшение на корабле предназначено (как и везде) для поддержания постоянного необходимого температурного режима в помещениях.
Помещения корабля | Температура летом | Температура зимой |
Кубрики, медицинские палаты | 20-25 °С | 18 °С |
Помещения боевых постов | до 17 °С | до 18 °С |
Энергетические отсеки (котлы и тд.) | до 45 °С | до 18 °С |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Корабельный шум. Профилактические мероприятия.
Корабельный шум.
Для кораблей характерен повышенный уровень шума. С гигиенической точки зрения под шумом принято понимать совокупность звуков, неблагоприятно влияющих на организм человека.
Причинами шума на корабле мо1ут быть
1) Волны и тд. (шум ударно-механического происхождения).
2) Паровые энергетические установки.
3) Дизельные установки.
4) Различные электромагнитные агрегаты (радиоаппаратура, сигнализация).
5) Движение пара по трубам (гидродинамический шум).
6) Стрельба
7) Взлеты самолетов
Особенности шума на корабле:
1. Постоянство шума.
2. Обилие металлических перегородок, способствующих хорошей проводимости звука.
3. Ограниченные возможности снижения шума
4. Широкий спектр шума (80 - 12000 Гц).
В машинном отделении, котельных уровень шума достигает 110 - 120 дБ, что действует не только на органы слуха, но и на сердечно-сосудистую и нервную системы.
Выделяют три режима акустической обстановки:
1) Стояночный режим. Источники шума - вентиляция и работа насосов (50 - 60 дБ).
2) Режим плавания на экономичном ходу. При этом добавляется шум от работы энергетических установок (общий шум - 70-80 дБ)
3) Режим максимальной скорости судна.. Шум увеличивается за счет увеличения частоты вращения механизмов до ПО - 120 дБ.
40 % личного состава на кораблях подвержены воздействию сильного шума.
Фазы воздействия сильного шума на человека:
1) Фаза адаптации
2) Фаза утомления (порог слышимости возвращается к норме при отдыхе)
3) Фаза переутомления - начало глухоты
Кроме действия на орган слуха шум оказывает воздействие на весь организм и прежде всего на ЦНС. Появляются нарушения сна, замедление скорости психических реакций, слабость. Могут быть также серьезные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы - гипертензивные, реже гипотензивные состояния, нарушения обменных процессов
Профилактические мероприятия:
1) Технологические мероприятия - конструктивные решения для уменьшения шума при работе различных механизмов, например, замена клепки на сварку и тд., использование различных материалов, поглощающих шум, различные планировочные решения.
2) Саншпарно-технические мероприятия - использование шумопог-лощаюших материалов для облицовки, специальных защитных кожухов и тд.
3) Индивидуальные средства защиты. Беруши - уменьшают шум в среднем на 15 дБ, наушники - на 30 дБ
4) Организационные мероприятия - регламентация вахт.
5) Медицинские профилактические осмотры.
6) Поддержание нормального уровня шума ( не более 55-60 дБ) в кубриках.
ОГЛАВЛЕНИЕ