Пресс – лагерь в лагере и в отряде
Пресс – лагерь в лагере – это место, куда собирается вся информация для детского коллектива. Ее собирает детская пресс – группа, руководит которой взрослый (старший вожатый). О чем может рассказать пресс- лагерь? Какая информация важна для ребят?
На стендах и газетах пресс - лагеря может быть размещена следующая информация:
Ø Сегодня в лагере/ отряде (информация о главных делах лагеря/ отряда)
Ø Конкурс дня (положение о конкурсе, который проводится в этот день)
Ø Банк идей (предложения, советы ребят)
Ø Вопросы (вопросы ребят к начальнику лагеря, вожатым, воспитателям)
Ø Поздравляем (с днем рождения, днем ангела, победой в соревновании или конкурсе, с хорошим настроением, с удачным днем, с утренним ливнем и т.д.)
Ø Интересная личность (интервью с известными в лагере людьми: от ребенка до начальника лагеря)
Ø Песенная страничка (тексты отрядной или любимой песни, гимн лагеря)
Ø Фотоинформация (о прошедших делах)
Ø На досуге (смешные случаи, анекдоты, кроссворды, и т.д.)
Ø Вести из отрядов (информация об отрядных делах)
Ø Информация о программе смены
Ø Наш лагерь (краткая историческая справка)
Ø Законы и традиции лагеря / отряда
Ø Режим дня
Ø Адрес лагеря
Ø Хит-парад (песен, дел, людей)
Ø Наши достижения (победы и успехи отряда/лагеря)
Ø Книга жалоб и предложений
Темы для статей и заметок
1. «Письмо домой». Каждый ребенок говорит 1 предложение (самую главную информацию), какое он бы передал домой. Составление общего письма.
2. «Мой отряд ….» (анализ, какой информацией о своем отряде ребенок располагает)
3. «Кто или что делает твой день добрым?» (анализ взаимоотношений в отряде и в лагере)
4. «Что такое, кто такой?» (анализ информированности участников, их ориентации в терминах и понятиях, используемых на смене, в случае сюжетно-ролевой игры)
5. «Экскурсия по лагерю» (выяснение знаний о территории лагеря, расположении важных объектов)
6. «Все дороги начинаются с порога» (первые открытия, первые победы и поражения, анализ оргпериода смены)
7. «Пресс-конференция» (анализ содержательной жизнедеятельности отряда)
8. «Рейтинг популярности дел» (анализ оценок происходящих в лагере событий)
9. «Хит-парад личностей» (назвать 10 самых популярных людей в лагере, организовать встречу)
10. «Большой секрет для маленькой компании» (секреты отряда, анализ ситуаций в компаниях, оценка норм взаимоотношений в группах)
11. «Время решений» (проблемные ситуации, анализ самых важных для ребенка проблем в этот период смены)
12. «Рецепт хорошего настроения» (выявление особенностей в организации жизнедеятельности групп)
13. «А напоследок я скажу…» (О чем я расскажу своим друзьям, когда вернусь из лагеря? Анализ самых ярких впечатлений о прошедшей смене)
Требования к оформлению стенда пресс-лагеря или отрядного уголка:
Ø информация должна быть оперативной и достоверной (содержание рубрик должно постоянно обновляться)
Ø уголок должен отражать разнообразную деятельность лагеря / отряда (дежурство, спорт, творческие достижения, награды, дни рождения, участие в лагерной жизни и т.д.)
Ø в оформление стенда лагеря и отрядного уголка обязательно должны принимать участие дети
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: приобщение к миру природы, включение детей в общение с природой
Формы работы:
- Академия лесных наук
- Аукцион цветов
- Экскурсии (в лесничество, в лес)
- Выставка лесных даров
- День леса
- Зеленый патруль
- Исследовательская экспедиция
- Экологическая тропа
- Зеленый десант
МАССОВЫЕ ФОРМЫ
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие творческих способностей
Формы:
- Концерт
- Шоу
- Театрализованное представление / праздник
- Вечер
- Клуб веселых и находчивых
- Мисс лагеря или мистер лагеря
- Конкурс талантов
- Конкурс актерского мастерства
- Конкурсные программы
- …………………………….
ТРАДИЦИОННЫЕ ДНИ В ЛАГЕРЕ
Родительский день
Родительский день – это праздник для детей, день встречи детей со своими родными и близкими. Как и любой праздник, он требует тщательной подготовки
Что нужно сделать в преддверии родительского дня:
· привести в порядок корпуса и комнаты
· привести в порядок внешний вид детей
· поговорить с детьми о том, что нужно сделать, чтобы пойти на встречу с родителями
· поговорить с детьми о том, что вы собираетесь рассказать их родителям
· сделать выставку творческих работ детей
· подготовить силами детей концерт или спектакль
· продумать конкурсную программу или веселую эстафету, в которых можно участвовать всей семьей
· продумать, как поступить и что делать с детьми, чьи родители не смогли приехать
· проверить какие продукты привезли детям их родители
· убедите детей к кому приезжали родители поделиться с теми, кто был обделен вниманием
Если к ребенку приехали родители, то вожатый действует в соответствии с инструкцией о правилах выхода ребенка из отряда
Формы работы:
· Концерт для родителей
· Эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья»
· Викторина «Счастливый случай», «Алфавит»
· КТД «Дружная семейка»
Банный день
Банный день проводится 2-3 раза за смену.
Чтобы он прошел организованно, четко, без накладок, необходимо:
· собрать, пересчитать и сдать постельное бельё
· получить чистое постельное бельё
· проверьте наличие банных принадлежностей (мыла, мочалки, полотенца, шампуня) и чистого нижнего белья
· проверьте чистоту в бане или душевой, наличие ковриков, исправность кранов
· расскажите детям о правилах поведения в бане и возможных неожиданностях (отключение воды, скользкий пол, попадание мыла в глаза)
· ведите в баню детей по группам (в зависимости от условий)
· во время мытья в каждом отделении, и у мальчиков и у девочек, должен находиться взрослый;
· помогите девочкам с длинными волосами промыть голову
· проследите за санитарной обработкой ногтей
· напомните детям, что грязное белье необходимо постирать
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Заключительный период – самое трудное время в смене. Трудное потому, что вскоре предстоит расставание, отъезд из лагеря. В ребятах просыпается вседозволенность. «Всё равно из лагеря уже домой не отправят» – думают некоторые, «теперь можно и пошалить». В этот период чаще всего происходят чрезвычайные происшествия, травмы. Также, если ребятам в течение смены было хорошо в лагере, могут наблюдаться истерики, подавленность.
Чтобы подготовить ребят к расставанию, необходимо …
· Решить массу организационных проблем, связанных с отъездом детей (уборка комнат и территории, сдача постельного белья, книг, спортивного инвентаря и т.д.)
· Провести диагностику (сбылись ли ожидания детей, достигнуты ли намеченные результаты и т.д.)
· Психологически подготовить детей к расставанию
· Настроить детей на последействие, на использование того опыта, что они приобрели в лагере
· Подвести итоги смены (насколько удалась или не удалась смена, ее положительные и отрицательные моменты, что улучшить и т.д.)
· Наградить отличившихся детей
В этот период смены все внимание вожатого должно сосредоточится на своем отряде, нужно быть мобилизованным, спокойным и уверенным. Постараться не забыть решить все проблемы и намеченные дела.
Предложите детям пересмотреть все свои вещи, аккуратно сложить их, если обнаружились бесхозные предметы туалета, - можно организовать “Бюро находок”. Если в лагере существует камера хранения, и детские вещи хранились именно там, то нужно забрать вещи и упаковать их, оставив только все самое необходимое и одежду для дороги.
Самой хлопотной будет процедура сдачи постельного белья. Она проводится в самое последнее утро. Но можно заранее проверить наличие всех простыней, пододеяльников, наволочек, полотенец. А утром вам лишь останется собрать их и пересчитать. Если что-то пропало. Нужно организовать ребят на поиски пропавших вещей, тщательно проверят тумбочки, шкафы, укромные уголки, включая даже кулисы актового зала.
На закрытие смены все дети и взрослые ждут незабываемого праздника с сюрпризами, награждением, взрывом положительных эмоций. И, конечно, с особой тщательностью нужно подготовиться к прощальному огоньку, где обсудить с ребятами как прошла смена? Что удалось сделать и что не удалось? Подчеркнуть успехи каждого ребенка, наметить план их дальнейшего развития.
И для прощанья предлагаем вам несколько ритуалов, которые используем в своей практике.
ПРОЩАЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ
Ленточки на дереве.
Вожатый готовит заранее для каждого члена отряда небольшую ленточку. Все вместе ребята выбирают «свое» дерево, затем все привязывают на ветки свои ленточки, загадывая при этом желание.
«Кораблик»
Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам реки в далекий путь, в страну детства.
Свечи.
У каждого члена отряда в руках – горящая свеча. Желательно, включить тихую красивую мелодию. При этом ребята подходят друг к другу, говорят слова, которые хочется сказать или пожелать данному человеку, и капают ему на ладошку немного воска. Затем меняют партнера, и ритуал повторяется.
Обнималки-целовалки
Ведущий заранее готовит на каждого участника веревочку с кисточкой из шерстяных ниток и надевает их каждому члену отряда. Затем ребята подходят к другим, говорят добрые, теплые слова на прощание или пожелание, при этом выдергивают ниточку из своей кисточки и повязывают ее на нить своего партнера. Затем подходят к другому, к третьему, и т.д.
Монетки
Все ребята выходят на берег реки или моря, и, загадывая желания, одновременно бросают монетки в воду.
«Угольки»
После последнего прощального костра, конечно, остаются угольки. Вожатый, провожая ребят домой, вручает каждому угольки костра и говорит о том, что они – символизируют дружбу, понимание и доброту и память об отряде и тех людях, с которыми было прожито столько интересных дней. Увозя с собой эти угольки – ребята увозят с собой теплоту и свет отрядного костра.
Шарики с желаниями
Все ребята пишут на маленьких листках свои сокровенные желания, помещают листки в воздушные шарики. И все вместе, одновременно, опускают шарики в воздух.
Карусель
Все ребята образуют два круга: внешний и внутренний с одинаковым количеством человек в каждом. Участники из внешнего и внутреннего круга образуют пары, поворачиваются лицом друг к другу. По команде ведущего, в течение 1 минуты, стоящие во внешнем кругу говорят своему партнеру прощальные слова, начиная фразу со слов «Я желаю тебе …». Участники во внутреннем круге мола слушают. Затем через 1 минуту, по команде ведущего, участники из внешнего круга делают шаг по движению часовой стрелки, образуя другую пару, и все повторяется снова. После того, как участники вернулись к своим первоначальным партнерам, движение начинают участники внутреннего круга.
Орлятский круг
Перед отъездом все ребята встают в круг. Правую руку кладут на плечо соседу справа, левую руку кладут на талию соседа слева. Вещи отъезжающих ставятся в лагерь круга. Ребята поют прощальные песни. Затем отъезжающие подходят к каждому в кругу, обнимаются и говорят прощальные слова.
День отъезда
В день отъезда не забудьте:
· Соберите, посчитайте и сдайте бельё
· Уберите комнаты, отрядное место, оставьте их в порядке и чистоте
· Проверьте, все ли свои вещи собрали ребята
· Организуйте «бюро находок» (определите место, где будут находится потерянные вещи)
· Напомните ребятам о правилах поведения во время поездки домой
· Посадите детей в автобус и проверьте списочный состав
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ
Вот и закончилась смена. Каждому вожатому и всему педагогическому коллективу нужно проанализировать смену, а именно:
· деятельность отряда
· деятельность самого вожатого
· деятельность педагогического коллектива в целом
Что оценивать:
· Структуру занятости детей и ее разнообразие
· степень включенности каждого ребенка в деятельность
· уровень и характер взаимоотношений в детском и взрослом коллективах, взаимодействие между ними
· защищенность и комфортность пребывания детей в лагере/ отряде
· имидж лагеря
Схема анализа степени развития детского коллектива
Да | Иногда | Нет | ||
Отряд объединяла одна общая цель деятельности | В отряде есть только отдельные личности, которые стремятся выполнить цель, поставленную перед коллективом | |||
Отряд представляет собой единое целое | Отряд не имеет ряд отдельных группировок, которые не дружат друг с другом | |||
Совет отряда занимает не только руководящую роль, но и сами принимали активное участие в подготовке и проведении дел | Совет отряда занимает позицию контролера – наблюдателя | |||
Совет отряда самостоятельно проводил заседания, планировал деятельность, выносил решения, контролировал их выполнение | Совет отряда не мог самостоятельно решать организационные задачи | |||
Временный командир занимает ведущее положение в жизни отряда | Он пассивен, постоянно ждет подсказки со стороны вожатого | |||
Отряд имеет способных организаторов | Отряд не имеет организаторов | |||
Совет отряда избран в соответствии с желанием большинства ребят | Лидеры навязали свое руководство отряду, не считаясь с его мнением | |||
Во время отрядной работы ребята трудятся коллективно | Отсутствует стремление к коллективному труду (каждый выполняет только свой участок работы) | |||
На вечерних «огоньках» критические замечания принимаются доброжелательно, самокритично, создавали стремление к осмыслению и исправлению недостатков | Критические замечания принимаются недружелюбно, создавая нервозную, напряженную атмосферу в отряде |
Отряд активно взаимодействовал с другими отрядами | Отряд не имел выхода на другие отряды | |||
Доброжелательность в отношениях, каждый стремиться сплотить отряд | В отряде царит недоброжелательное отношение друг к другу, антипатия, конфликтность | |||
В отряде существует справедливое отношение ко всем членам отряда, стремление поддержать слабых | Отряд заметно разделяется на «Привилегированных» и «принебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым | |||
Ребята стремятся постоянно общаться друг с другом | У ребят нет стремления постоянно общаться друг с другом | |||
Достижение положительных результатов в работе увлекательно для всех или для большинства членов отряда | Каждый увлекается лишь тем, что представляет интерес для него, не считаясь с тем, что представляет интерес для всего отряда | |||
Отряд активен, полон творческой энергии | Отряд инертен, пассивен | |||
Преобладание мажорного, приподнятого, бодрого общего тона в отряде | Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в отряде |
Другие выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема самоанализа деятельности вожатого
Работа в лагере оказалась для меня ________________________________________________
Для меня стало открытием _______________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________________
Я научился (лась) _________________________________________________________________
Я узнал (а)_______________________________________________________________________
Я понял (а) _______________________________________________________________________
Было трудно _____________________________________________________________________
Мне не хватало __________________________________________________________________
Мне мешало _____________________________________________________________________
Мне помогало ____________________________________________________________________
Отношения между вожатыми и детьми будут лучше, если __________________________
Чтобы в лагере было приятнее отдыхать детям и работать вожатым необходимо _________________________________________________________________________________
При подготовке к работе в лагере необходимо _______________________________________
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Общие положения.
В детском оздоровительном лагере должна быть обеспечена полная безопасность детей.
Устанавливается полная ответственность персонала за выполнение режима дня, правил внутреннего распорядка, за жизнь и здоровье детей.
Сотрудники ДОЛ без регистрации их обязательств в части ответственности за жизнь и здоровье детей, соблюдения норм пожарной и санитарной безопасности, безопасности труда, к работе не допускаются
Вожатые (воспитатели) с территории ДОЛ могут отлучаться, самостоятельно или с детьми, только с разрешения старшего воспитателя и при соответствующей записи в журнале.
Детям запрещается уходить с территории лагеря без сопровождения вожатых, воспитателей или других сотрудников педагогического коллектива. Организованные группы детей в сопровождении вожатых (воспитателей) могут покидать территорию лагеря только при наличии отметки в специальном журнале (на срок не более 3-х часов, при наличии устного разрешения старшего воспитателя) или при наличии приказа по лагерю (письменного распоряжения старшего воспитателя), при продолжительности выхода за территорию более 3-х часов. При выходе группы детей за территорию продолжительностью более 5-и часов, а также при проведении автобусной экскурсии или туристского похода, дополнительно требуется письменное разрешение медицинского работника.
Дети могут выходить за территорию лагеря в сопровождении родителей (лиц их заменяющих) только при наличии письменного разрешения старшего воспитателя на заявлении и на срок не более 4 часов.
Наиболее важным и ответственным в охране жизни и здоровья детей, предотвращения несчастных случаев и травматизма, является организационный период и заключительный период смены (обычно – первые и последние 3 дня).
В этот период и в последующем, вожатые (воспитатели) обязаны обеспечить полную организованность и порядок в отряде, уделять особое внимание организации детского коллектива, не выпускать из поля зрения ни одного ребенка, т.е. принимать все меры безопасности в детском коллективе.