Состояние моторных навыков в течение эксперимента

Моторные навыки до эксперимента Моторные навыки на протяжении эксперимента
Пассивен Расслаблен Сложно выполнять обычные упражнения (приседания, ходьба) Не статичен Не умеет играть в мяч Не умеет прыгать Не выполняет перешагивания через препятствие Активен Легко выполняет простые упражнения (приседания, ходьба мелким и крупным шагом) Легко выполняет статичные упражнения Стал хорошо бросать и ловить мяч Стал прыгать не только на месте, но и в стороны Выполняет перешагивания через различные препятствия (верёвка, кегли)

Развитие общей моторики. Мы проводили следующие упражнения, помогающие детям с данным синдромом (данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность):

1. Массаж ушных раковин (с помощью взрослого и без). Сначала взрослый показывает, а затем ребёнок пробует самостоятельно зажать мочку уха указательным и большим пальцами, таким образом разминает ухо по краю снизу вверх, потом обратно.

2. Массаж боковых поверхностей пальцев рук(с помощью взрослого и без). Растопырив пальцы, хлопаем в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкоснулись. Затем хлопки выполняем ладошками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Массаж головы (с помощью взрослого и без). Пальцы рук немного сгибаем. Плавными поглаживающими движениями обеими руками двигаем от ушей к макушке.

4. Общий массаж ног (с помощью взрослого и без). Поглаживаем и растираем бедра, икры, ступни.

Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

"Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываемся по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

"Колобок". Лежа на спине, подтягиваем колени к груди, обхватываем их руками, голову подтягиваем к коленям. В таком положении перекатываемся несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обеими руками сначала двигаем в одну сторону, затем в противоположную. Сначала ребенок рисовал прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем изображал разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

"Паучок". Ребенка усаживали на пол, руки ставили немного позади него, ноги сгибаем в коленях и приподнимаем над полом, опираясь на ладони и стопы. Ребенок шагал одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполнялось по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево).

"Гусята". Отрабатывался "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же самое выполняли с плоским предметом на голове. После отработки мы включали разнонаправленные движения головы, языка, глаз.Исходное положение - стоя на одной ноге, руки располагали вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу.

После усвоения подключали различные пальчиковые движения [3].

Упражнения для развития пространственных представлений.

"Зеркало". Упражнение выполняли в паре с педагогом. На первом этапе упражнение выполнялось в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала взрослый совершал медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторял движения педагога. Получалось не с первого раза. Когда упражнение освоилось, мы переходили в положении стоя и подключали движения всего тела.

"Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего-педагога (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Мы прятали конфеты и мячики. Найденные ребёнком предметы мы отдавали ему в подарок.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Лепка из глины и пластилина. Эти занятия очень полезны и отлично влияют на развитие мелкой моторики рук. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие нашего испытуемого и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Мы обращали внимание на рисунки ребёнка. Они были очень разнообразны. Все рисунки мы сопровождали речью. Что конкретно рисовал ребенок, то он и проговаривал. Мальчик на начальных этапах рисовал только машины и самолёты, что вряд ли положительно повлияло бы на развитие образного мышления ребёнка. Но позже, после наших занятий ребёнку стало интересно рисовать природу и животных, а позднее он стал рисовать семью.

Мы изготовили с ребёнком поделку из природного и подручного материала: шишек и пластилина. Эту композицию ребёнок назвал сам «Ежики любят грибы». (Приложение 6). Это было самым увлекательным для него занятием в весеннее время. Кроме развития мелкой моторики рук такое занятие развивает также и воображение, фантазию ребенка.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Переборка круп, насыпали в небольшое блюдце: гороха, гречки и риса и просили ребёнка перебрать. Развивали осязание, мелкие движения пальчиков рук.

Полезно было проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого мы использовали тест “вырезание круга”, проводили его до начала тренировки и по её окончании. Результат был лучшим после занятий.

Все эти упражнения принесли тройную пользу ребёнку:

во-первых, развили мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, сформировали у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Наши рекомендации