Методы и средства развития моторных навыков у детей с синдромом Дауна

Методы и методические приемы

Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психо­физических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточно­стью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеют ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной де­ятельности. К ним относятся:

-методы формирования знаний;

-методы обучения двигательным действиям;

-методы развития физических способностей;

-методы воспитания личности;

-методы организации взаимодействия педагога и занимающегося ребёнка;

-методы регулирования психического состояния детей.

В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Методы формирования знаний

Формирование моторных навыков содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических про­цессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощуща­ет свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного вос­приятия, дифференцировка движений и т.п. Дети с умственной от­сталостью нередко с трудом осваивают представления о схеме соб­ственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации [5].

Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях.

1. Закрепление знаний о строении тела и его частях:

голова - лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;

туловище - спина, грудь, живот, бок;

руки - плечо, локоть, кисть, пальцы;

ноги - бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.

3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.

4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно соб­ственного тела.

5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) - опуститься); согнуть(ся) - разогнуть(ся); наклонить(ся) - выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), катить, поднять, ловить (поймать).

6. Знание пространственных ориентиров:

- направления движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-влево, вниз-вверх;

построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;

представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать передгимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамей­кой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнас­тическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, прополз­ти под гимнастической скамейкой.

7. Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета и ролевых функций, последовательности действий, считалок, речита­тивов, если они есть в игре.

8. Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий в зале, на открытых площадках, в бассей­не, на лыжных прогулках.

В работе с умственно отсталыми детьми для формирования зна­ний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

Метод слова включает:

-объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, заме­чание, устное оценивание,

-обсуждение, совет, просьбу, беседу, диа­лог и т.п.;

-сопряженную речь - проговаривание хором;

-невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;

-зрительно-наглядную информацию - иллюстрации схемы тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т.п.

Практика показывает, что использование словесных методов в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников оставляет слабые следы. Необходимо их сочетание с практической деятельностью. Формирование знаний и обучение движениям проис­ходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепто­ров зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигатель­ный образ становится ярче и быстрее запоминается.

Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

-одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;

-рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;

-рассказ-описание двигательного действия по картинке с после­дующей демонстрацией и выполнением его;

-письменное описание одного упражнения с последующим раз­бором и выполнением (домашнее задание);

-по мере освоения выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методичес­ки правильно организованным:

-упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо­димо показывать, встав лицом к учащимся;

-упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необхо­димо демонстрировать, стоя боком;

-упражнения, выполняемые и во фронтальной, и всагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;

-зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;

-упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют умственно отсталым детям оперировать образ­ным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания. Фор­мирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у данной категории детей составляет основу обучения двигательным действиям.

Методы обучения двигательным действиям

Практические методы обучения двигательным действиям вклю­чают:

1. Последовательное освоение частей упражнения, что обуслов­лено, во-первых, неспособностью осваивать целостные сложнокоординационные движения в силу влияния основного дефекта, во-вторых, многие сложные по структуре физические уп­ражнения исходно предполагают изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением, например плавание.

2. Обучение целостному упражнению, если оно не сложно по своей структуре или не делится на части.

3. Создание облегченных условий выполнения упражнения (об­легченные снаряды для метания, бег за лидером, под уклон).

4. Использование подводящих и имитационных упражнений. Пер­вые в своей структуре содержат элементы основного упражнения, вторые - полностью воспроизводят всю структуру движения, но в других или облегченных условиях. Эти специальные упражнения ис­пользуются обычно для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кинематических характе­ристик, развития физических качеств. В адаптивном физическом воспитании дошкольников и младших школьников имитационные уп­ражнения часто используются как подражания движениям и звукам животных, насекомых, паровоза, при этом развиваются не толь­ко двигательные возможности, но и воображение, представление, фантазия.

Усложнение условий выполнения упражнения (повышенная опора, дополнительный груз, бег по песку, воде, в гору).

Варьирование техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, скорости, усилий, направления, траекто­рии, амплитуды и т.п.

Изменение внешних условий выполнения упражнений (в по­мещении, на открытых площадках, при разных погодных условиях).

Использование помощи, страховки, сопровождения для безо­пасности, преодоления неуверенности, страха.

Создание положительного эмоционального фона (музыкальное сопровождение), способствующего активизации всех органов чувств и эмоций на изучаемом двигательном действии.

Методы развития моторных навыков

Школьники с умственной отсталостью в большинстве своем имеют низкий соматический статус, слабое физическое развитие. Испытывая дефицит двигательной активности, они демонстрируют сниженные по сравнению со здоровыми сверстниками показатели мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и особенно коор­динационных способностей.

Развитие мышечной силыиспользуется в целях:

-обучения двигательным действиям;

-коррекции и компенсации двигательных нарушений;

-поддержания работоспособности и развития физических кон­диций;

-достижения результатов в выбранном виде спорта;

-активного отдыха, нормализации веса и коррекции телосло­жения.

Развитие скоростных способностей.

Для умственно отсталых детей скоростные способности необходимы в бытовой, учебной, спортивной, трудовой деятельности. Ребенок должен быстро реа­гировать на внешние сигналы, предвидеть и упреждать опасность (например, транспортную), быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями. Скоростные качества и реагирующая способность зависят от состояния центральной и периферической нервной системы, от психических функций (ощу­щений, восприятия, внимания), от уровня координационных способ­ностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.), от осо­бенностей характера и поведения. У детей с умственной отсталостью как минимум один или несколько из перечисленных факторов имеют Дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способ­ностей.

Быстрота простой двигательной реакции развивается в упраж­нениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во вре­мя ходьбы, бега по хлопку - остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. [7].

Выводы по первой главе 1. Болезнь «синдром Дауна», обусловленная аномалией хромосомного набора, основными проявлениями которой являются умственная отсталость, своеобразный внешний облик больного и врожденные пороки развития. Ученые выявили такую закономерность, что с возрастом матери увеличивается вероятность синдрома Дауна. Поэтому, у более взрослой женщины большая вероятность того, что у нее родится ребенок с синдромом Дауна. Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Коррекция двигательных нарушений для Даунов- это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики - такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно принимать пищу.

ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Наши рекомендации