Состояние моторных навыков после эксперимента

Моторные навыки Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет
Общая моторика:  
-умение бросать мяч    
-умение ловить мяч    
-умение перекатывать мяч    
-умение прыгать на скакалке    
-умение играть в подвижные игры      
Крупная моторика:  
-умение наклоняться (вперёд, назад, влево, вправо)    
-умение прыгать на месте    
-умение прыгать (вперёд, назад, влево, вправо)    
-умение приставного шага    
-умение крупного шага    
-умение бегать      
Мелкая моторика:  
-умение застёгивать пуговицы    
-умение завязывать шнурки    
-умение вырезать ножницами из бумаги крупные предметы    
-умение вырезать ножницами из бумаги мелкие предметы    
  -умение держать карандаш    
Итоговая оценка

Игровые действия ребёнка сводились к перекладыванию игрушек из одной коробки в другую. Эта деятельность могла состоять из 3—4 циклов. В конце он уставал и приступал к импульсивному разбрасыванию игрушек.

Первый этап: учите ребенка одному конкретному игровому действию с одной игрушкой. Ребенок учится выполнять и обозначать действие, называть глагол. Это действие он выполняет с одним предметом. Например: кормить куклу. Для игры можно расположиться на полу, на диване, за столиком. Важно, чтобы расстояние между игрушкой и ребенком не превышало длины вытянутой руки ребенка. Действие, которому учит взрослый, можно выполнять с ребенком по очереди. Пусть сначала взрослый поднесет ложку ко рту куклы, а затем ребенок. В этой игре взрослый учит: 1) соблюдать очередность, что необходимо для ведения речевого диалога в будущем; 2) использовать глагол «ам-ам» в значении «есть»; 3) понимать, что ребенок кормит куклу по имени Ляля; 4) давать поручение кукле: «Ляля, ешь». За одну короткую игру выполняется только одно действие с одной игрушкой, а ребенок учится строить фразы: 1) местоимение и глагол («я кормлю»); 2) местоимение и существительное («моя кукла»); 3) существительное и глагол повелительного наклонения («Ляля, ешь»). Действия необходимо сопровождать простыми словами. Фраза «А давай сейчас мы с тобой покормим нашу любимую куколку» не подходит. Речь должна быть краткой, с выделением ключевых слов: «ЕШЬ, Ляля».

Второй этап: учите ребенка выполнять одно действие с разными игрушками. Игрушки должны быть подготовлены заранее и располагаться рядом друг с другом. Взрослому необходимо взять, например, кошку, собачку, куклу, бегемота, крокодила, посадить их в ряд и показать, как их можно кормить кашей. Поскольку это не занятие по знакомству с окружающим миром, то кашу могут есть все, включая крокодила с бегемотом. В этой игре важно зафиксировать внимание ребенка на повторяющемся действии. Именно в повторяющихся, цикличных действиях ребенок будет ощущать стабильность и надежность в отношениях с миром. В стабильной ситуации ребенок активней использует речь.

Таким образом, обучение фразовой речи происходит как и в первом этапе игры, но с возможностью распределения внимания между разными игрушками, которые находятся в одном зрительном поле. У ребенка закрепляется навык подражания действиям, а если учитывать, что речь — это деятельность, то, соответственно, и навык подражания речи, сопровождающей игровые действия.

Третий этап: учите ребенка игровым действиям с учетом небольшого изменения пространства. В этом случае необходимо немного изменить расположение игрушек. Если на втором этапе они располагались в ряд, то теперь игрушки можно расположить сначала полукругом, а потом вокруг ребенка. Это делается для того, чтобы ребенок учился постепенно распределять свое внимание между игрушками, двигаясь в различных направлениях. Характер речевых инструкций остается прежним.

Таким образом, взрослый постепенно усложняет игровую ситуацию, но в то же время игра остается доступной ребенку, и он не будет от нее отказываться. С усложнением игры предлагаемым образом происходит развитие внимания у ребенка с постепенным включением в игровую деятельность речи и ее усложнением.

Четвертый этап: учите ребенка выполнять знакомые игровые действия, перемещаясь в пространстве. Перемещение в пространстве должно равняться ровно одному шагу в различных направлениях. Например, чтобы накормить кошку, необходимо сделать шаг вперед – она сидит на стуле; чтобы накормить собаку, необходимо наклониться – она сидит под стулом; чтобы накормить крокодила, необходимо повернуться – он сидит на диване. Ребенок начинает свободнее ориентироваться в пространстве. В данном случае новизна не повлечет за собой блокировку речевой продукции.

В связи с активным включением детей с синдромом Дауна в учебный процесс и необходимостью определе­ния их образовательных потребностей вопросы развития их речи и обоснования адекватных методик коррекционной работы приобретают особую актуальность.

Известно, что с развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основ­ных психических функций (восприятия, мышления и др.). Наличие широкой вариативности речи детей с синдромом Дауна, нарушенная возрастная динамика ее развития вместе с нарушениями развития коммуника­ции определяют необходимость разработки конкретных приемов и методов педагогической работы.


Наши рекомендации