Тема 13: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ
СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Задания:
13.1. Ответьте на вопросы:
1) Из каких звеньев состоит каждый анализатор? _______________________
_______________________________________________________________
2) Как называют рецепторы анализаторов, воспринимающие раздражение из окружающей среды? _________________________
3) Как называют рецепторы, воспринимающие раздражение из внутренней среды организма? ___________________
4) Назовите важнейшие функциональные особенности анализаторов.
____________________________________________________________________
13.2. Распределите термины с их значениями:
1.Хрусталик | А) Плотная непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1 мм. | |
2. Передней и задней камерами глаза | Б) Отверстие, находящееся в центре радужки. | |
3.Склера, или белочная оболочка | В) Прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. | |
4. Зрачок | Г) Небольшие пространства между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком. |
13.3. Дополните предложения:
1) Сетчатка имеет сложную многослойную структуру. Она состоит из _______________, ___________ и __________________, отростки которых образуют зрительный нерв.
2) У человека в сетчатке имеется около ________ колбочек и _______ палочек. Палочки и колбочки распределены в сетчатке _____________.
3) __________________— совсем не содержит фоторецепторов и нечувствителен к свету. Это так называемое ____________.
4) Проводящие пути зрительного анализатора разделяют на ____________ и _________________.
5) ________________ — сложный процесс, в котором участвует зрительный центр коры мозга.
13.4. Определите, где имеется нарушение аккомодации:
_________________ _____________ ______________
13.5. Вставьте обозначения «Строение слухового анализатора»:
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
4. ____________________________
5. ____________________________
6. ____________________________
7. ____________________________
8. ____________________________
9. ____________________________
10. ____________________________
11. ____________________________
12. ____________________________
13.6. Вставьте обозначения «Строение зрительного анализатора»:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________
4. ___________________________________
5. ___________________________________
6. ___________________________________
7. ___________________________________
8. ___________________________________
9. ___________________________________
10. __________________________________
11. __________________________________
12. __________________________________
13. __________________________________
14. __________________________________
15. __________________________________
16. __________________________________ 17. ___________________________________
18.___________________________________ 19. ___________________________________
13.7. Выберите правильные варианты ответов в тестах, ответы оформите виде таблицы (условные обозначения см. стр. 3)
Номер теста | ||||||||||
ответ |
● 1. Как называют систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации?
1) Нервное волокно 3) Нервный центр
2) Нерв 4) Анализатор
● 2. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению
1) Клеток ушной раковины и передачи возбуждения на барабанную перепонку
2) Рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо
3) Слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг
4) Клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг
● 3. В какой доле больших полушарий мозга человека находится зрительная зона?
1) Затылочной 3) Височной
2) Лобной 4) Теменной
● 4. Какая структура глаза регулирует поступление света в орган зрения?
1) Зрачок 2) Хрусталик 3) Сетчатка 4) Стекловидное тело
►5. Под влиянием звуковых колебаний происходит:
1) нарушение равновесия 3) прогибание мембраны окна преддверия
2) ослабление слуха 4) смещение перилимфы
♣ 6. Установите соответствие между колонками:
1) белочная оболочка глаза а) колбочки
2) сосудистая оболочка глаза б) капилляры
3) сетчатка в) роговица
♣ 7. Установите соответствие между колонками:
1) наружное ухо а) молоточек
2) среднее ухо б) кортиев орган
3) внутреннее ухо в) ушная раковина
♦ 8. Укажите последовательность передачи и восприятия звука:
а) барабанная перепонка б) эндолимфа
в) слуховые косточки г) наружный слуховой проход
д) кортиев орган е) мембрана овального окна
►9. Назовите зрительные пигменты:
1) йодопсин 2) витамин А
3) родопсин 4) меланин
● 10. В какой доле больших полушарий мозга человека находится слуховая зона?
1) Затылочной 3) Височной
2) Лобной 4) Теменной
13.8. Закончите предложения:
Нарушение зрения, связанное с изменениями в коре головного мозга - ________
Различение предметов окружающей среды, находящихся на разных
расстояниях от глаза ____________
Невозможность схождения всех лучей в одной точке на сетчатке ____________
Преломляющие свойства глаза - ____________
Попадание изображений на совмещенные зрительные поля обеих сетчаток - _________________
13.9. Выделите верные и неверные утверждения (да, нет):
_____ С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости.
_____ У новорожденных зрение почти в 25 раз сильнее, чем у взрослых.
_____ Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения.
______ Монитор компьютера должен стоять так, чтобы на него падал свет яркой лампы или солнечные лучи.
_____ Видеотренажер позволяет противостоять гиподинамии, стимулирует кровообращение в области глаза и мозга.