Тема 13: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ

СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Задания:

13.1. Ответьте на вопросы:

1) Из каких звеньев состоит каждый анализатор? _______________________

_______________________________________________________________

2) Как называют рецепторы анализаторов, воспринимающие раздражение из окружающей среды? _________________________

3) Как называют рецепторы, воспринимающие раздражение из внутренней среды организма? ___________________

4) Назовите важнейшие функциональные особенности анализаторов.

____________________________________________________________________

13.2. Распределите термины с их значениями:

1.Хрусталик   А) Плотная непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1 мм.
2. Передней и задней камерами глаза   Б) Отверстие, находящееся в центре радужки.
3.Склера, или белочная оболочка   В) Прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы.
4. Зрачок   Г) Небольшие пространства между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком.

13.3. Дополните предложения:

1) Сетчатка имеет сложную многослойную структуру. Она состоит из _______________, ___________ и __________________, отростки которых образуют зрительный нерв.

2) У человека в сетчатке имеется около ________ колбочек и _______ палочек. Палочки и колбочки распределены в сетчатке _____________.

3) __________________— совсем не содержит фоторецепторов и нечувствителен к свету. Это так называемое ____________.

4) Проводящие пути зрительного анализатора разделяют на ____________ и _________________.

5) ________________ — сложный процесс, в котором участвует зрительный центр коры мозга.

Тема 13: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ - student2.ru 13.4. Определите, где имеется нарушение аккомодации:

_________________ _____________ ______________

13.5. Вставьте обозначения «Строение слухового анализатора»:

Тема 13: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ - student2.ru

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

6. ____________________________

7. ____________________________

8. ____________________________

9. ____________________________

10. ____________________________

11. ____________________________

12. ____________________________

13.6. Вставьте обозначения «Строение зрительного анализатора»:

1. Тема 13: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ - student2.ru ___________________________________

2. ___________________________________

3. ___________________________________

4. ___________________________________

5. ___________________________________

6. ___________________________________

7. ___________________________________

8. ___________________________________

9. ___________________________________

10. __________________________________

11. __________________________________

12. __________________________________

13. __________________________________

14. __________________________________

15. __________________________________

16. __________________________________ 17. ___________________________________

18.___________________________________ 19. ___________________________________

13.7. Выберите правильные варианты ответов в тестах, ответы оформите виде таблицы (условные обозначения см. стр. 3)




Номер теста
ответ                    

● 1. Как называют систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации?

1) Нервное волокно 3) Нервный центр

2) Нерв 4) Анализатор

● 2. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению

1) Клеток ушной раковины и передачи возбуждения на барабанную перепонку

2) Рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо

3) Слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

4) Клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

● 3. В какой доле больших полушарий мозга человека находится зрительная зона?

1) Затылочной 3) Височной

2) Лобной 4) Теменной

● 4. Какая структура глаза регулирует поступление света в орган зрения?

1) Зрачок 2) Хрусталик 3) Сетчатка 4) Стекловидное тело

►5. Под влиянием звуковых колебаний происходит:

1) нарушение равновесия 3) прогибание мембраны окна преддверия

2) ослабление слуха 4) смещение перилимфы

♣ 6. Установите соответствие между колонками:

1) белочная оболочка глаза а) колбочки

2) сосудистая оболочка глаза б) капилляры

3) сетчатка в) роговица

♣ 7. Установите соответствие между колонками:

1) наружное ухо а) молоточек

2) среднее ухо б) кортиев орган

3) внутреннее ухо в) ушная раковина

♦ 8. Укажите последовательность передачи и восприятия звука:

а) барабанная перепонка б) эндолимфа

в) слуховые косточки г) наружный слуховой проход

д) кортиев орган е) мембрана овального окна

►9. Назовите зрительные пигменты:

1) йодопсин 2) витамин А

3) родопсин 4) меланин

● 10. В какой доле больших полушарий мозга человека находится слуховая зона?

1) Затылочной 3) Височной

2) Лобной 4) Теменной

13.8. Закончите предложения:

Нарушение зрения, связанное с изменениями в коре головного мозга - ________

Различение предметов окружающей среды, находящихся на разных

расстояниях от глаза ____________

Невозможность схождения всех лучей в одной точке на сетчатке ____________

Преломляющие свойства глаза - ____________

Попадание изображений на совмещенные зри­тельные поля обеих сетчаток - _________________

13.9. Выделите верные и неверные утверждения (да, нет):

_____ С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости.

_____ У новорожденных зрение почти в 25 раз сильнее, чем у взрослых.

_____ Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения.

______ Монитор компьютера должен стоять так, чтобы на него падал свет яркой лампы или солнечные лучи.

_____ Видеотренажер позволяет противостоять гиподинамии, стимулирует кровообращение в области глаза и мозга.

Наши рекомендации