Упражнение на развитие монокулярного глубинного зрения по вторичным факторам глубины, увеличения остроты зрения

Ребенок должен указать форму предмета, его расположение в пространстве по отношению к идентичным предметам. Дистанция между предметами постепенно сокращается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.

Упражнение на развитие остроты зрения и расширение пред­ставлений о временах года

Описание детьми времен года устно и последующее воспроизведение их характерных признаков в цветном рисунке, широкое использование цветной дифференциации.

Упражнение на развитие остроты зрения амблиопичного глаза и ассоциативных связей между тактильной и зрительной чув­ствительностью

Ощупывание в мешочке предметов. Нахождение идентичного заданному по форме, извлечение его, сортировка по цвету.

Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности

Дети должны выложить треугольник из 3 цветных палочек. В ходе занятий производится постепенное уменьшение их размера, цветовой насыщенности и яркости.

Упражнение на развитие остроты зрения и мышления

Детям раздается по три рисунка в различном цветовом оформлении. Они должны показать цвет детали рисунка, подобрать к каждому рисунку соответствующий эталон. В процессе лечения уменьшается яркость окраски и величина деталей.

Ежедневная гимнастика для глаз (Г.Г.Демирчеглян, 1990)

В домашних условиях полезно проводить комплекс уп­ражнений для глазных мышц:

• 5—10 раз посмотреть, не поворачивая голо­вы, вправо, влево, вверх, вниз и сделать глазами круговые движения в одну и другую сторону. Эти упражнения можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами;

• плотно закрывать и широко открывать глаза 5—6 раз подряд через 30 секунд;

• быстро моргать в течение 1—2 минут;

• смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 се­кунды, поставить палец руки по средней ли­нии лица на расстоянии 30 см от глаз и пе­ревести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку. По­вторить 10—12 раз.

Эти упражнения облегчают зрительную работу на близ­ком расстоянии (чтение), снижают утомление глаз, сохра­няют зрение.

Комплекс для снятия статического напряжения с мышц глаза и улучшения кровообращения

1. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз подряд).

2. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).

3. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).

4. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение

1—2 мин.

5. И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль

3—4 мин.

Комплекс для улучшения координации глаз и головы и развития сложных движений

1. а) Поднять глаза вверх;

б) опустить глаза;

в) посмотреть в правую сторону;

г) посмотреть в левую сторону.

Повторить 3—4 раза.

2. а) Поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое вращение по часовой стрелке;

в) круговое движение против часовой стрелки.

Повторить 2—3 раза.

3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) посмотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;

в) посмотреть на носок правой ноги;

г) посмотреть на лампочку.

Повторить 2—3 раза.

Комплекс для снятия утомления и расслабления глазных мышц

1. Исходная поза (И.п.) — стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.;

б) поставить указательный палец на расстоянии 25—30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3— 5 сек., опустить руку, повторить 4—5 раз.

2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;

опустить голову, смотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты.

Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — стоя у окна (без очков):

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;

б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;

в) посмотреть на облака или летящую птицу;

г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге.

Повторить 2 раза.

Комплекс для улучшения упругости век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. — сидя на полу:

а) ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;

б) повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине. Повторить 2 раза.

2. И.п. — сидя;

а) «Спрячь глазки» (зажмуриться);

б) «У кого глазки больше» (широко открыть);

в) «Угадай фигуру».

3. И.п. — сидя в удобной позе. Следить глазами за игрушкой или предметом, не поворачивая голову:

а) нарисовать глазами геометрические фигуры;

б) взглядом рисовать цифры, буквы.

Наши рекомендации