Упражнение на развитие монокулярного глубинного зрения по вторичным факторам глубины, увеличения остроты зрения
Ребенок должен указать форму предмета, его расположение в пространстве по отношению к идентичным предметам. Дистанция между предметами постепенно сокращается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.
Упражнение на развитие остроты зрения и расширение представлений о временах года
Описание детьми времен года устно и последующее воспроизведение их характерных признаков в цветном рисунке, широкое использование цветной дифференциации.
Упражнение на развитие остроты зрения амблиопичного глаза и ассоциативных связей между тактильной и зрительной чувствительностью
Ощупывание в мешочке предметов. Нахождение идентичного заданному по форме, извлечение его, сортировка по цвету.
Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности
Дети должны выложить треугольник из 3 цветных палочек. В ходе занятий производится постепенное уменьшение их размера, цветовой насыщенности и яркости.
Упражнение на развитие остроты зрения и мышления
Детям раздается по три рисунка в различном цветовом оформлении. Они должны показать цвет детали рисунка, подобрать к каждому рисунку соответствующий эталон. В процессе лечения уменьшается яркость окраски и величина деталей.
Ежедневная гимнастика для глаз (Г.Г.Демирчеглян, 1990)
В домашних условиях полезно проводить комплекс упражнений для глазных мышц:
• 5—10 раз посмотреть, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз и сделать глазами круговые движения в одну и другую сторону. Эти упражнения можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами;
• плотно закрывать и широко открывать глаза 5—6 раз подряд через 30 секунд;
• быстро моргать в течение 1—2 минут;
• смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 секунды, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10—12 раз.
Эти упражнения облегчают зрительную работу на близком расстоянии (чтение), снижают утомление глаз, сохраняют зрение.
Комплекс для снятия статического напряжения с мышц глаза и улучшения кровообращения
1. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз подряд).
2. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).
3. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).
4. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение
1—2 мин.
5. И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль
3—4 мин.
Комплекс для улучшения координации глаз и головы и развития сложных движений
1. а) Поднять глаза вверх;
б) опустить глаза;
в) посмотреть в правую сторону;
г) посмотреть в левую сторону.
Повторить 3—4 раза.
2. а) Поднять глаза вверх;
б) сделать ими круговое вращение по часовой стрелке;
в) круговое движение против часовой стрелки.
Повторить 2—3 раза.
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:
а) посмотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;
в) посмотреть на носок правой ноги;
г) посмотреть на лампочку.
Повторить 2—3 раза.
Комплекс для снятия утомления и расслабления глазных мышц
1. Исходная поза (И.п.) — стоя:
а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.;
б) поставить указательный палец на расстоянии 25—30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3— 5 сек., опустить руку, повторить 4—5 раз.
2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:
а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты.
Повторить 3—4 раза.
3. И.п. — стоя у окна (без очков):
а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;
б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
в) посмотреть на облака или летящую птицу;
г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге.
Повторить 2 раза.
Комплекс для улучшения упругости век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
1. И.п. — сидя на полу:
а) ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;
б) повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине. Повторить 2 раза.
2. И.п. — сидя;
а) «Спрячь глазки» (зажмуриться);
б) «У кого глазки больше» (широко открыть);
в) «Угадай фигуру».
3. И.п. — сидя в удобной позе. Следить глазами за игрушкой или предметом, не поворачивая голову:
а) нарисовать глазами геометрические фигуры;
б) взглядом рисовать цифры, буквы.