Б) Определение остроты зрения

Для исследования остроты зрения у школьников и студентов определяется по таблице Сивцева – Головина (Приложение 2). Таблицы помещают в аппарат Рота - специальный ящик с зеркальными стенками и осветителем. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз школьника. Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы. Вначале определяется острота зрения при обоих открытых глазах, затем каждые глаза в отдельности. Для раздельного обследования сначала один глаз загораживается непрозрачной пластинкой из пластмассы специальным "язычком". При исследовании надо показывать буквы в разбивку, без лишней поспешности, начиная с десятой строчки таблицы (острота зрения = 1,0). Если школьник не видит или допускает ошибки в чтении букв 9-10-й строк, то его надо направлять к офтальмологу.

Острота зрения рассчитывается по формуле Снеллена:

VISUS = d / D,

где D - расстояние, при котором нормальный глаз видит знаки этого ряда (обозначено слева от оптотипов в каждом ряду таблицы), d - расстояние до места нахождения пациента.

К примеру: пациент с расстояния 5 метров читает 1-й ряд таблицы. Глаз с нормальной остротой зрения идентифицирует знаки этого ряда с 50 метров, т.е. следуя формуле: VISUS = 5/50 = 0,1.

Величина, обозначающая остроту зрения пациента, с каждой последующей строчкой таблицы увеличивается на одну десятую и исследования выполняются в десятичной системе на основании арифметической прогрессии

По полученным результатам сделайте выводы.

Контрольные вопросы:

1. Что такое анализатор?

2. Какие свойства анализаторов Вам известны?

3. Что такое сенсорный голод?

4. Какие отделы анализаторов Вам известны?

5. Чем представлен центральный отдел слухового анализатора?

6. Что такое острота слуха?

7. Чем чревато длительное прослушивание громкой музыки в наушниках?

РАЗДЕЛ 6

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА

Кора конечного мозга и подкорковые структуры является высшими отделами ЦНС человека. Они обеспечивают рефлекторные реакции. Впервые представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга выразил И.М. Сеченов, а И.П. Павлов развил рефлекторную теорию, создал метод изучения функций коры головного мозга- метод условных рефлексов, разработал учение о высшей нервной деятельности (ВНД), которое обосновывает психическую деятельность человека, дал понятие первой и второй сигнальным системам.

ВНД — совокупность разнообразных форм деятельности коры больших полушарий мозга и подкорковых структур, которая обеспечивает взаимодействие целостного организма с окружающей средой (поведение человека) [15].

Сигнальная деятельность нервной системы−это готовность организма к адекватным действиям до его непосредственной встречи с биологически важным раздражителем. Специфичность ВНД человека заключается в том, что у него можно выработать условные рефлексы на раздражители, которые делятся на 2 группы:

1 сигнальная система− представлена конкретными раздражителями. Она обеспечивает предметное конкретное (образное) мышление.

2 сигнальная система− представлена словом (речью), которое выступает как сигнал и имеет смысловое значение. Обеспечивает абстрактное (словесное) мышление. Эти системы взаимосвязаны. Вторая сигнальная система базируется на первой.

Рефлекс− это ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды организма при обязательном участии нервной системы.

По природе возникновения рефлексы бывают:

1) Безусловными (врожденными)− наследуемые, неизменные реакции организма на внешние и внутренние сигналы, осуществляемые подкорковыми структурами (спинным мозгом, стволом мозга).

2) Условными (приобретенными)− благоприобретенные реакции организма, осуществляемые высшими отделами ЦНС. Они свойственны отдельному индивидууму.

Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней и внутренней среды.

Функциональное недоразвитие коры у маленьких детей является причиной слабого контроля над подкорковыми образованиями, в результате чего регуляция жизнедеятельности детского организма осуществляется в основном за счет безусловных рефлексов.

По мере взросления ребенка происходит созревание мозговых структур, благодаря чему усиливается корковый контроль над спинным мозгом, движения становятся более координированными, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образовываются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Только к 14 годам у детей усиливаются процессы торможения и совершенствуется концентрация процессов возбуждения и торможения, в связи с чем продолжительность активного внимания в этом возрасте увеличивается.

К 18–21 годам морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, но их функциональное совершенствование продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия в объеме приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), в виде мышления и способности к анализу, силе воли и другие особенности ВНД, формирующие особенности поведения человека в социальной среде [15].

Характер– это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях.

Темперамент- это врожденное свойство нервной системы, которое в процессе жизни может корректироваться, например, у детей под влиянием воспитания и обучения, а у взрослых под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

Типы ВНД- это совокупность врожденных (генотипических) и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

В основе индивидуальных особенностей человека лежат такие свойства нервной системы, как: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В зависимости от преобладания тех, или иных свойств нервной системы различают следующие типы ВНД: холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный), сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматический (сильный, уравновешенный, инертный ) и меланхолический ( слабый).

В чистом виде типы ВНД не встречаются. В процессе воспитания генетические предпосылки типа ВНД существенно корректируются и поэтому, например, дети неуравновешенного типа могут приобрести черты, которые сближают их с детьми уравновешенного типа.

Основными психическими компонентами учебной познавательной деятельности человека (ребенка) являются: речь, мышление, внимание, память и т.д. [15].

Речь− это форма общения людей друг с другом с помощью устных и письменных сигналов в виде слов, являющаяся элементом мышления человека. Речь способна изменять функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействовать на мышечную и сенсорные системы.

Мышление−совокупность умственных процессов, заключающихся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. К мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.

Внимание− это избирательная направленность сознания на выполнение определенной работы. К основным характеристикам внимания относятся: объем, устойчивость, способность к распределению и переключению.

Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечениям, т. е. в помехоустойчивости.

Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности.

Переключение– это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой.

Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность– способность выделять значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта при игнорировании незначимых. Эта способность компенсирует небеспредельные возможности распределения внимания.

Память– это свойство нервной системы на короткое или длительное время сохранять отпечатки, следы, образующиеся в результате восприятия предметов и явлений окружающего мира после прекращения их действия [4].

Сложную структуру памяти подразделяют на 4 основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

По времени сохранения информации память бывает: сенсорная (доли секунды), кратковременная (секунды-минуты), оперативная (промежуточная- секунды-дни), долговременная (неограниченное время) [11].

Школьная зрелость- это такой уровень физического и психического развития, при котором ребенок полностью справляется со всеми требованиями школьного обучения без вреда для здоровья. Она определяется функциональной зрелостью основных функциональных систем организма к моменту поступления ребенка в школу, которая обеспечивается без вреда для здоровья. Функциональная готовность индивидуальна, возможны определенные колебания и в уровне психического развития [4].

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2−2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Ребёнок считается готовым к школе, если:

1) биологический возраст соответствует паспортному возрасту или опережает его;

2) не имеет медицинских противопоказаний;

3) обладает интеллектуальной зрелостью− у ребенка развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, внимание, мышление, воображение, т. е. все психические процессы;

4) у ребенка сформирована мелкая моторика рук− к 6–7 годам нормально развивающийся ребенок должен уметь выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию.

5) обладает эмоциональной зрелостью− умеет регулировать свое поведение, может достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

6) обладает социальной зрелостью−имеет потребность в общении со сверстниками и умеет общаться, а также способен выполнять роль ученика [5].

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них наибольшую распространенность имеют филлипинский тест и ориентировочный.

Процесс обучения в школе относится к категории специфического умственного труда, который требует постоянное, длительное активное напряжение интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций.

Состояние здоровья учащихся в значительной степени зависит от организации учебного процесса и благоустройства учебного заведения. Неправильно составленный школьный режим содействует развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффект урока, удлиняя время приготовления домашних заданий, нарушает другие составные части режима дня [12].

Усталость− это субъективный признак развивающегося утомления, являющийся следствием работы (физической или умственной) и представляющий собой сложное психическое состояние, которое сопровождается разнообразными негативными ощущениями.

Утомление− это состояние организма, возникающее во время работы (физической или умственной) и проявляющееся во временном снижении работоспособности, которому предшествуют дискоординация двигательных функций и появление чувства усталости.

Переутомление− это более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности.

Начальными признаками переутомления являются: изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, некоторые нервно-психические расстройства (плаксивость, раздражительность, нервные тики и т.д.), различные вегетативные расстройства.

Признаками выраженного переутомления являются: длительное снижение умственной и физической работоспособности, нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха), стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма, снижение иммунитета. Для ликвидации перечисленных признаков школьникам необходим более длительных отдых, а в некоторых случаях медикаментозное вмешательство.

В связи с возможностью развития утомления и переутомления детей и подростков в процессе обучения необходимо нормировать деятельность учащихся, в частности умственную работу, с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития [4].

В школе проходит основная часть учебного времени школьников, поэтому создание в ней гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского организма.

Лабораторная работа № 13

Тема: «Определение устойчивости внимания»

Цель работы:изучить устойчивость внимания.

Оборудование:демонстрационные таблицы (если таблицы выполнены на бумаге, их предпочтительный размер 20х20см), с различным расположением чисел (от 1 до 25)

Каждому испытуемому предлагается поочередно 5 таблиц (таблица 24,25,26,27,28). Необходимо как можно быстрее найти, показать и назвать вслух цифры (от 1 до 25). Время работы с каждой таблицей регистрируется с помощью секундомера. До начала работы таблицы должны быть закрыты.

Ход работы:

1.Испытуемый открывает таблицу 16 (демонстрационная таблица 1), экспериментатор одновременно включает секундомер и следит за правильностью показа чисел. Если испытуемый ошибся, экспериментатор просит его снова найти нужное число. Когда будет показано число 25, экспериментатор останавливает секундомер и записывает в тетради время, затраченное на просмотр таблицы (время Т1).

2.Подобным же образом определяется время, затраченное на просмотр таблиц 17,18,19,20 (демонстрационные таблицы 2-5). Время записывается в тетради и обозначается соответственно как Т2, Т3, Т4, Т5.

Таблица 16

Демонстрационная таблица № 1

Таблица 17

Демонстрационная таблица № 2

Таблица 18

Демонстрационная таблица № 3

Таблица 19

Демонстрационная таблица № 4

Таблица 20

Демонстрационная таблица № 5

3. Вычислите эффективность проделанной работы (ЭР) в секундах по формуле:

Т1+ Т2 + Т3 + Т4 + Т5

ЭР = –––––––––––––––––––

4. Дайте оценку концентрации активного внимания исходя из оценочной таблицы 21.

Таблица 21

Наши рекомендации