Исследование фонематического восприятия
(дифференциации фонем)
Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.
И ЗАДАНИЯ
1. Повторение серий слогов.
Серии из | двух слогов | |||
бапа | паба гака | кага | тада | дата |
заса | саза саша | шаса | саца | цаса |
жаша | шажа зажа | жаза | шаща | щаша |
чатя | тяча щача | чатя | сяща | щася |
Серии из | трех слогов | |||
бапаба | пабапа | гакага | кагака | |
датада | тадата | засаза | сазаса |
цасаца жашажа щачаща |
сацаса шажаша чащача |
шасаша тячатя шащап1а |
сашаса чатяча щашаща
2. Показать картинки. Исследование проводит
ся с использованием картинок на слова-квазиомо
нимы (см. с. 39—59).
3. Придумать предложения со словами-квази
омонимами.
Примерный речевой материал
П—Б, 1Г—Б': почка — бочка, палка — балка, пашня — башня, папочка — бабочка, папа — баба, пой — бой, пот — бот, полит — болит, порт — борт, запор — забор, пил — бил, пей —бей, запирает — забирает.
Т—Д, Т" — Д': трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, тушь — душь, там — дам, Толя — доля, уточки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — Дина, Тима — Дима.
К—Г, К'—Г': класс — глаз, кора — гора, корка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, кость — гость, калька — галька, крот —грот, калина — Галина, шакал — шагал, икра — игра, кит — гид.
Ф—В, Ф'—В': фаза — ваза, Фаня — Ваня, фас — вас, сова — софа, финт — винт.
Л—В, Л'—В': лоск — воск, лодка — водка, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить —■ вить, Лена — вена, ленок — венок.
Л—Й, Л'—Й: галка — гайка, вол — вой, стол — стой, мал — май, галька — гайка.
Р—Л: рожки — ложки, рак — лак, роза — лоза, ров — лов, рука — Лука, ром — лом, гроза — глаза, бурки — булки, болт — борт, храм — хлам, жарко — жалко, игра — игла, город — голод, править — плавить, терка — телка, укор — укол.
Собор — забор
Коса — коза
Усы —
ужи
Гроза — глаза
— жук
Мышка — мишка
Коса — касса
Лес — лещ
Вилы — вилла
Плюс — плющ
Почка — бочка
Челка — телка
л:.;" I |
Башня — пашня
Толя — доля
Класс — глаз
Баран — баян
Икра — игра
Яма — рама
Софа — сова
Луша — лужа
Фаня — Ваня
Крыса — крыша
Уточка — удочка
Венок — ленок
Трава — дрова
Челка — щелка
Печка — Петька
Нос — ночь
Полка — полька
I.
Галка — гайка
Речка — редька
Сайка — чайка
Рожки — ложки
Р'—Л': репка — лепка, риза — Лиза, рейка — лейка, жарить — жалить, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Варя — Валя, жарь — жаль, угорь — уголь, мерь — мель.
Р—Л': шар — шаль, сор — соль, бор — боль.
Р, Р'—И: рама — яма, рано — Яна, марка — майка, борцы — бойцы, баран — баян, дар — дай, ларь — лай, рот — йод.
С—3: суп — зуб, сайка — зайка, собор — запор, суд — зуд, советы — заветы, сыпь — зыбь, слой — злой, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — злить, сев — зев.
С—Ц: свет — цвет, сорить — царить, светик — цветик, лиса — лица, сел — цел.
Ш—Ж: шар —■ жар, шаль — жаль, шутка — жутко, шить — жить, шесть — жесть, Саша — сажа, Луша — лужа, шито — жито.
Ч—Щ: читать — считать, челка — щелка, чет — счет, горячий — горящий, плач — плащ, лечь — лещ, дочь — дождь, точить — тащить.
Ч—Ш: чайка — шайка, чурка — Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка — кашка, ночь — нож, чашки — шашки.
Ч—Т': челка — телка, чавкает — тявкает, честный — тесный, чинный -— тинный, печка — Петька, вечер — ветер, качка — Катька, речка — редька, плечи — плети, мяч — мять, меч — медь, врач — врать, бич — бить.
С—Ш: сок — шок, сайка — шайка, миска — мишка, крыса — крыша, каска — кашка, касса — каша, посол — пошел, маска — Мишка, мыс — мышь, нас — наш, ус — уж, усы — ужи, басня — башня.
С—Ж: сук — жук, сыр — жир, ссора — Жора, усы — ужи, сила — жила, косы — кожи.
С—Щ: писать — пищать, лес — лещ, плюс — плющ, сели — щели, весь — вещь, лезь — лещ.
С—Ч: каска — качка, сайка — чайка, нос ночь, бис — бич, село — чело.
3—Ж: зал — жал, роза — рожа, разок — рожок, луза — лужа.
М—М': Мишка — мышка, мыло — Мила, мал — мял, мил — мыл.
Л—Л': ел — ель, Юля — юла, лук — люк, галка — галька, угол — уголь, ложка — Лешка, мол — моль.
Исследование
Языкового анализа и синтеза
1. Анализ предложения на слова.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Примерный речевой материал:
Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.
2. Слоговой анализ и синтез.
Определить количество слогов в слове.
Ш ЗАДАНИЯ
1. Определить количество слогов в слове, назван
ном логопедом.
Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.
2. Отобрать картинки, в названии которых три
слога (картинки не называются).
Примерные картинки: дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.
3. Назвать слово, предложение, произнесенное по слогам.
Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.
Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
3. Фонематический анализ.
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
А. Выделение звука на фоне слова.
Ш ЗАДАНИЯ
Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
Б. Выделение первого звука из слова.
Ш ЗАДАНИЕ
Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?
Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга? |
В. Выделение последнего звука из слова.
Г. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
ЗАДАНИЯ
Где слышится звук Р в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?
Где слышится звук Ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?
Д. Определение количества звуков в словах.
II ЗАДАНИЕ
Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?
Е. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.
\Ш ЗАДАНИЯ (позиционный анализ)
Какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?
Назови соседей звука Ш в словах (какой звук слышится перед, после звука III?):кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
4. Фонематический синтез.
Ш ЗАДАНИЕ
Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука.
Ч-а-с, п-ы-ль, т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д'-и, а-л-ф-а-в'-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и.
5. Фонематические представления.
Определить способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
ИР ЗАДАНИЯ '
Придумать слова, в которых есть звук Ш. Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.