Девиантное (отклоняющееся) поведение

Нарушения поведения имеют очень широкую, разнообразную по уровню симптоматику, вызванную в основном психосоциальными причинами, которые являются чисто индивидуальными для каждого больного. В целом нарушения поведения определяются как хроническое отклонение от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм поведения.

Причины данных нарушений могут быть простыми и комбинированными. Психосоциальные причины включают эмоциональный дефицит или нарушения в семейных отношениях (что считается одним из основных факторов), культурные конфликты и влияние окружающей среды.

К причинам данного рода относится так называемый синдром бедности, включающий отсутствие контакта с родителями, плохие жилищные условия, расовые и этнические предрассудки.

К органическим причинам относятся генетические или биологические нарушения, химический дисбаланс или травма. Кроме того, расстройства поведения могут возникнуть вследствие наличия других заболеваний. Разочарование, наступившее в результате неудач в учебе и социальных контактах, может значительно усилить проблемы поведения.

Симптоматика подобных состояний очень разнообразна и включает дезорганизацию, нарушения мыслительной деятельности, эмоциональных реакций и восприятия.

Следует отличать психопатических больных, у которых постоянно или эпизодически нарушается связь с действительностью, и невротических, на которых более сильное воздействие оказывают волнение или депрессия. У невропатологических больных не наблюдается возникновения галлюцинаций или неосознанных видений.

Люди с патологическими нарушениями поведения плохо контролируют состояние гнева и могут совершать насилие и другие противозаконные поступки. Для таких больных характерны повышенная боязливость, волнение, приступы гнева или враждебности, постоянный чрезмерный контроль над собой и другими и сниженная самооценка.

Трудности в обучении

Что такое нарушение обучаемости? Этим вопросом прежде всего должны заниматься учителя, родители, врачи и все те, кто заинтересован в выявлении причин отставания в учебе, которое затем приводит к состоянию разочарованности.

Существует много разных определений этого состояния. Последний выпуск справочника Американской психиатрической ассоциации классифицирует данное состояние как нарушение внимания и специфические нарушения обучаемости.

Мы процитируем статью 94-142 из государственного законодательства США, которое определяет нарушение обучаемости следующим образом:

«Нарушение одного или нескольких основных психических процессов, обеспечивающих функции восприятия и использования устного и письменного языка, которое может проявляться в нарушении способности слушать, думать, читать, писать, называть по буквам или считать. Данный термин подразумевает нарушение восприятия, повреждения мозга, минимальную дисфункцию мозга, дислексию и прогрессирующую афазию (потерю речи). Ланное понятие не включает детей, у которых трудности в обучении связаны, в основном, с нарушением зрения, слуха, двигательной системы, умственной отсталостью или обоснованы неблагоприятными внешними, культурными или экономическими условиями».

Описанные нарушения вызываются, в основном, наследственными факторами, повреждением мозга и пренатальными инфекциями, возникшими в результате болезни матери или отравления токсичными веществами во время беременности. В результате данных воздействий нарушается функция систем восприятия. Упрошенная схема приема и обработки информации головным мозгом может быть представлена следующим образом. Ввод — это информация и сенсорный стимул; мозг — декодирование, интерпретация, осознание ассоциативных связей; выход — умственная и моторные реакции. Если одна или несколько принимающих либо передающих функций нарушены, то нарушается и работа всей цепи, а значит, и выход.

Хотя нарушения восприятия и передачи информации имеют большое количество проявлений, мы коснемся только четырех основных областей, затрагивающих зрительное и слуховое восприятие, ориентацию и устную речь.

Симптомы нарушения зрительного восприятия наиболее заметны в условиях обучения, хотя они могут воздействовать и на жизнь вне стен школы. Симптоматика может включать следующие явления: плохие навыки в чтении, трудности в различении, проявляющиеся в неспособности различить некоторые буквы, например «Ь» и «d». Кроме того, у больного могут быть трудности в различении формы предметов. Недостатки зрительной памяти проявляются в неспособности запоминать и представлять (узнавать) образы предметов и последовательность сцен. Отсутствие способности выделения объекта и фона не позволяет отличать изображение переднего плана от заднего. Недостаток связного мышления выражается в неспособности дополнить недостающие части при виде лишь части слова или предмета.

Симптоматика нарушений слухового восприятия столь же разнообразна, сколь и зрительного. Основным нарушением является неспособность слышать членораздельные звуки и различать их (нарушение фонематического слуха). Дефекты памяти выражаются в неспособности запомнить буквенные обозначения слышимых звуков речи. Обучение также нарушается из-за плохой сосредоточенности, выражающейся в неспособности выделять смысловые звуки из шумового фона, а также в неспособности обнаружить интонацию вопроса и соответственно быстро ответить на него. При этом у детей с проблемами в обучении не сформирована способность определять месторасположение источника слышимого звука (нарушение слуховой ориентировки).

Нарушения устной речи подразделяются на две основные категории: экспрессивные (вызывающие трудности в произнесении слов) и рецептивные (вызывающие трудности в понимании устной речи). Человек слышит передаваемую информацию, но испытывает трудности в ее восприятии.

Трудности ориентации, восприятия пространственных отношений и пространственной организации нарушают способность определить расстояние и размеры, различать правую и левую стороны. Это непосредственно связано с плохо развитым пониманием пространства. Также могут возникнуть проблемы с временными понятиями, когда человек не умеет отличить «до» и «после», «сейчас» и «тогда», «сегодня» и «завтра».

Существуют различные поведенческие характеристики людей с пониженной обучаемостью. Данные характеристики могут проявляться у больного в различной степени. Возможны пониженная терпимость к разочарованиям и чрезмерная чувствительность к неудачам. Незрелое поведение может сопровождаться раздражительностью и плохой концентрацией внимания. Такие люди хуже, чем остальные, привыкают к переменам, их поведение может быть взрывным и импульсивным.

Раздел V

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Данный раздел поможет инструктору и ассистентам обучать навыкам верховой езды инвалидов. Так как предполагается, что инструктор должен владеть методикой преподавания верховой езды, то мы обратимся лишь к особенностям работы с всадниками-инвалидами.

Особое внимание следует уделить обучению правильной посадке на лошади. Терапевтические программы верховой езды включают обучение сбалансированной, ровной посадке. Это вырабатывает правильную осанку, обучает удержанию в нужном положении (на одной вертикальной линии) головы, плеч, туловища и ног. Сбалансированная посадка также помогает всаднику прочувствовать все движения тела, в отличие от посадки с наклоном (полевой).

В первых главах данного раздела представлены указания и пояснения. Больные с различными заболеваниями требуют различных подходов, а поэтому требуются и знания особенностей метода обучения. Описание специфики работы с инвалидами, имеющими физические заболевания, включает описание специального снаряжения, адаптации стандартного снаряжения, которую необходимо сделать для удобства больного всадника, а также безопасные методы выработки необходимых навыков. В случае работы с всадниками, имеющими нефизические дефекты, необходимо достичь как можно более полного взаимопонимания с ними, поэтому особое внимание будет уделено методам создания благоприятной рабочей обстановки на манеже.

Для успешного осуществления обучения необходимо составлять планы занятий, о которых также будет вкратце рассказано в данном разделе. Такая информация поможет творческому инструктору в составлении собственных интересных планов.

Непременной частью программы являются упражнения. Однако все упражнения, выполняемые верхом, должны быть хорошо мотивированы. Мы подробно описываем различные упражнения и даем фотографии.

Игры верхом заинтересуют всех участников. Если игры соответствуют способностям всадника, они предоставляют каждому возможность добиться успеха и помогают в развитии социальных навыков.

Однако в любом случае безопасность обучения является главным принципом программы.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Введение

Основные критерии в обучении всадников-инвалидов те же, что и в обучении верховой езде здоровых людей: мотивация, предоставление информации, отработка навыков, оценка навыков и успехов, признание достижений. Любому человеку, участвующему в программе верховой езды, принесет немало пользы общение с хорошей, доброй и терпеливой лошадью.

Занятия для инвалидов в основном должны проводиться по тому же плану, что и занятия со здоровыми всадниками. Однако в связи с имеющимися физическими особенностями, включающими наличие протеза или других приспособлений, люди, работающие с всадниками-инвалидами, должны обладать специальными знаниями.

От них требуется особая наблюдательность. Нужно вовремя заметить, что необходимо поправить стремя у всадника или пора сделать перерыв. Нельзя допускать переутомления. Всадники с такими заболеваниями, как, например, мышечная дистрофия или рассеянный склероз, быстро устают.

Мы расскажем вам об особенностях обучения больных с различными заболеваниями.

Ампутация

Инвалиды с ампутированной верхней конечностью (плечевой, локтевой части или запястья) могут ездить с протезом или без него. Наличие протеза верхней конечности не может вызвать большие трудности у всадника. Из-за отсутствия чувствительности у протеза может понадобиться несколько модифицировать поводья, продернув их, например, через ручку для опоры. Изменение стандартной экипировки следует производить только в случае крайней необходимости.

Инвалиды с ампутированной нижней конечностью (от тазобедренного сустава до пальцев ног) также могут ездить верхом и с протезом, и без него. Очень важно, чтобы всадник мог хорошо сохранять равновесие в седле, будь то ковбойское или английское седло. Если всадник чувствует себя более спокойно при наличии протеза, то его лучше оставить.

При ампутации часто наблюдаются ослабленность оставшихся мышц и снижение чувствительности в зависимости от объема повреждения. При обучении всадников с ампутированной нижней конечностью особое внимание следует уделить отработке равновесия. Работа на большом круге поможет всаднику сохранить равновесие. Всадникам, которым плохо удается сохранить равновесие, может понадобиться помощь страхующего сбоку. Если всадник не сможет достаточно эффективно управлять лошадью, используя работу рук и ног, то может понадобиться ведущий.

Для инвалидов с ампутацией ноги выше колена больше подойдет ковбойское седло, высота которого облегчит поддержание равновесия, а наличие шейных поводьев позволит управлять ими одной рукой, освободив другую руку, чтобы в случае необходимости можно было опереться на переднюю луку для поддержания равновесия.

Процедура посадки и спешивания не является очень сложной для инвалидов с ампутацией, поэтому их посадка и спешивание осуществляется в середине очереди.

Артрит

Артрит определяется как воспаление сустава или повреждение костной ткани. При работе с такими всадниками следует соблюдать повышенную осторожность, чтобы не вызвать ухудшения состояния в поврежденной области. С особой осторожностью следует относиться к отбору упражнений и их количества для таких всадников, поэтому для всадников с ревматоидным артритом следует использовать только упражнения, специально отобранные физиотерапевтом.

Остеоартрит — одна из самых распространенных форм этого заболевания. У лошади должен быть ровный, спокойный шаг и некрутые бока. Рекомендуется также использовать подставку для посадки на лошадь, так как при этом заболевании возможно нарушение функционирования суставов.

Упражнения считаются очень полезными, но переутомлений следует избегать.

При остеопорозе следует уделить особое внимание посадке всадника. Лошадь должна быть с нормальной или узкой спиной и с пологими боками. Так же, как и при острой форме артрита, при остеопорозе противопоказана тряска, поэтому рекомендуется использовать лошадей с ровным шагом. Избегайте переутомления.

Ревматоидный артрит — это самая тяжелая форма заболевания. Во время приступов острой боли и распухания суставов заниматься верховой ездой нельзя. К всадникам с данной формой артрита необходимо относиться с особой осторожностью, так как у них наблюдаются повышенная болезненность пораженного участка, сращение суставов и возможность прогрессирования болезни. При посадке на лошадь и спешивании инструктор не должен поднимать всадника под мышки или держа за суставы. Для детей с ревматоидным артритом характерны патологические переломы, поэтому необходимо постоянное присутствие страхующего сбоку. Упражнения для этой группы всадников должны быть специально разработаны физиотерапевтом.

Лучше всего использовать лошадей с нормальной ширины или узкой спиной. Поверх седла используйте овчинный вальтрап или, в некоторых случаях, лучше применять мягкое седло. Если подвижность кистей или пальцев ограничена, используйте специальные поводья. Также могут понадобиться девонширские башмаки. Сажать на лошадь таких всадников лучше среди последних, а спешивать — среди первых, чтобы избежать переутомления.

Несовершенный остеогенез — это заболевание, вызывающее аномальную хрупкость костей. Новорожденные с данным заболеванием обычно умирают, выжившие, скорее всего, будут иметь определенные дефекты. Наблюдаются частые патологические переломы.

Артрогрипоз

Несмотря на то, что это очень редкое заболевание (всего один случай на 50 ООО новорожденных), в программе может оказаться один или два всадника с таким заболеванием. Так как у таких больных наблюдается нарушение подвижности суставов, то потребуется модификация ездового оснащения. Возможно, что ладони всадника будут развернуты наружу (противоположно нормальному положению), это вызовет необходимость держать поводья тыльной стороной ладони. Поводья с пристежками или на липучках всаднику будет легче удерживать. Не пришивайте петли к поводьям уздечки. Вращение суставов невозможно, так как они вывернуты вовнутрь. Необходимо соблюдать чрезвычайную осторожность при посадке и спешивании. Нельзя поднимать всадника под мышки или за поврежденные суставы. Для езды следует использовать нормальную или узкую лошадь, овчинный вальтрап на седло и девонширские башмаки. Работайте над укреплением мышц. В большинстве случаев следует использовать страхующего сбоку, хотя, вероятно, что на определенной стадии всадник сможет справиться и самостоятельно, однако дополнительная страховка поможет избежать падений, которые могут вызвать дальнейшее повреждение суставов. Будьте достаточно требовательны к способным всадникам, стремящимся многому научиться.

Нарушения зрения

Общая информация: перед тем как начать разговор об обучении верховой езде незрячих и слабовидящих следует отметить один важный момент. Многие слепые люди, особенно дети, характеризуются социально неприемлемым поведением. Такие манеры могут и должны быть исправлены при первом их проявлении, так как они абсолютно недопустимы.

Для успешного обучения необходимо знать, что видит и чего не видит всадник. Необходимо определить уровень зрения. Для этого можно задать такие вопросы: «А что ты видишь?», «Ты носишь очки?» (Если ответ положительный, то необходимо следить, чтобы и на занятиях всадник был в очках). «Ты лучше видишь в солнечный или пасмурный день?», «Ты видишь... (большой предмет)?», «Ты видишь этот предмет (например, контраст между белым забором и темно-зеленой травой или землей)?»

Кроме информации, полученной самостоятельно, необходимо иметь заключение врача об остроте зрения.

Слова, относящиеся к зрительному восприятию, такие, как «видишь», «посмотри» и т.д., обычно не обижают людей со зрительными нарушениями и их не следует специально избегать.

Незрячий всадник часто кажется очень разговорчивым и уверенным. Он может сказать, что он видит все предметы, которые ему показывают. Это способ самозащиты, потому что очень трудно признаваться в своих слабостях, неудачах, неполноценности. Постарайтесь различать браваду и реальность.

Во время ориентационного периода и вообще при работе со слепыми всадниками следует правильно использовать вспомогательные средства. Если всадник может передвигаться самостоятельно с помощью трости или собаки-поводыря, пусть он это делает. Если нет, используйте поводыря. Всадник должен держать поводыря за руку чуть выше локтя и идти немного сзади. Поводырь должен держать руку вытянутой вдоль тела или согнутой, как ему будет удобнее, чтобы не напрягать ее. Идти нужно неторопливой спокойной походкой. Предупреждение о каких-то изменениях или препятствиях следует делать за 1-2 шага до них. Идя за поводырем, слепой человек может заранее почувствовать понижение или повышение поверхности и подготовиться к этому. Поскольку инструктор не может постоянно сопровождать слепого всадника, то первые пять или шесть занятий его должен сопровождать один из ассистентов, знакомый с техникой ведения слепых. Для того чтобы помочь всаднику лучше сориентироваться на территории, рекомендуем использовать объемную карту. Материалы для изготовления такой карты могут найтись в местной школе или университете. Вероятно, что студенты помогут вам изготовить ее. Если все же вам придется обходиться самим, то используйте различные материалы, чтобы обозначить помещения, где проходят занятия. Вы можете взять разнообразные ткани, такие, как вельвет, бархат, сатин, замшу, жатые ткани, ленты, молнии, пуговицы или даже картон различной толщины. Не рекомендуется использовать наждачную бумагу.

Не делайте карту очень большой и сложной, она должна быть легкой и умещаться на коленях. Пометьте на карте важные точки ориентации, такие, как деревья, заборы, ворота, лестницы и т.д.

Начальная ориентация должна иметь самый общий характер и касаться в основном манежа и лошади. Инструктор должен давать точные, подробные описания, включая полные ориентационные указания. Не забывайте, что слова «право», «лево», «верх», «низ», «вперед», «назад», более описательны, чем «вон там» или «вот здесь». В разумных пределах используйте двусмысленные указания, такие как «ко мне», «к хвосту лошади», «от конюшни», «у вас под ногой».

Проведите всадника по всей площади манежа. Дайте ему ощупать перегородку, скажите ему, есть ли в конюшне и на манеже разные покрытия. Обратите его внимание, если на поверхности есть уклон или неровность. Проведите его в конюшню, помещение для седловки и чистки и все те места, куда ему придется ходить, связывая их местонахождение с манежем. Если вы занимаетесь на открытом манеже, обратите внимание всадника на направление ветра, солнца, звуки работы автоматов с газированной водой, ветряных часов или другие постоянно присутствующие четкие звуки. Занимаясь в закрытом помещении, укажите на свет, идущий через открытые ворота двери или на буквы, нарисованные на стенах. Возможно, что на вашем манеже будут и другие точки, которые помогут слепым всадникам сориентироваться.

Затем представьте всаднику его лошадь или пони (необходимо, чтобы в течение нескольких занятий у всадника была одна и та же лошадь). Дайте ему ощупать всю лошадь, чтобы всадник называл ту часть, до которой дотрагивается. Может быть, полезно все это проделать на макете, а затем уже на живой лошади.

Постарайтесь, чтобы всадник запомнил масть лошади. Обсудите восприятие на ощупь и разницу между волосяным покровом на теле и ушах, хвосте и щетках ног.

Ориентация сидя верхом: сидя верхом на лошади всаднику потребуется еще раз сориентироваться на манеже.

Проследите, чтобы на первых занятиях с манежа убрали все опоры, барьеры и другие предметы. Лучше всего выбрать лошадь или пони, хорошо знакомую с манежем, которая будет автоматически поворачивать на углах. Это поможет инструктору меньше полагаться на ведущего и предоставить больше самостоятельности всаднику. Со временем всадник привыкнет к размерам манежа и движению лошади. Он научится слышать звук копыт, независимо от того, подкована лошадь или нет, травяное, земляное или гравийное покрытие на манеже. Он может чувствовать и слышать стены по расположению эха, когда он приближается или удаляется от стены. Всадник может использовать те указатели, которые вы ему дали ранее (солнце, ветер, звуки, свет), и в конце концов он почувствует себя на манеже совсем свободно.

Это всего лишь дело времени и практики. Для предоставления всаднику большей свободы можно отстегнуть повод, которым ведущий вел лошадь. Это будет шагом к полной самостоятельности. При наличии борта или стены, поддержания нажима внутренней ноги или слегка укороченного внешнего повода большинство лошадей будут идти по дорожке в нужном положении. Для всадников с нарушением зрения предпочтительно использовать овальный манеж с контрастным цветом по всей длине: это может быть белая стойка и перила или белая полоска на стене. Возможно также использовать гудок (электронный), поместив его в определенном месте. Такие гудки можно использовать для ориентации, а также в игре. Однако его постоянное применение не рекомендуется, так как сигнал может начать отвлекать и раздражать.

Информация для инструктора: сначала закройте ворота. При работе с любым всадником лошадь, оказавшаяся свободной или без контроля, опасна, а при работе с слабовидящим всадником это может привести к трагическим последствиям. Во-вторых, инструктор всегда должен находиться в центре манежа. Если инструктор постоянно находится на одном месте, его голос будет лучшим ориентиром. При этом, чтобы оказать всаднику помощь, что-то поправить, нужно просить его выйти в центр манежа. Но это может сделать и помощник инструктора или ассистент, просто подойдя к всаднику.

Все объяснения должны быть четкими и полными. Используйте столько объяснений, сколько понадобится, чтобы прояснить сложные понятия: очень четко задавайте направления и давайте описания. В начальной стадии всаднику понадобится помощь при выполнении упражнений и элементов езды.

Не забывайте обращать внимание на осанку, равновесие, координацию и расслабленность. Хотя у каждого всадника могут возникнуть индивидуальные проблемы, но почти всем потребуется отработка именно этих аспектов. Нарушения равновесия могут возникнуть из-за неспособности соотнести положения тела со зрительным горизонтом. Отсутствие координации и расслабленности обычно связаны с тем, что всадникам не позволялось бегать, падать и бросать. Именно при этом формируется координация тела и конечностей. Обращайте внимание всадников на контроль (и мысленный, и физический).

Пытаясь использовать оставшееся зрение, всадники могут держать голову в неестественном положении. Это может быть лишь манерность и поза, которую инструктору следует исправить, но возможно, что такое положение помогает всаднику обострить зрение. Инструктор же должен различить, поза ли это, или такое положение всаднику действительно помогает. Если у всадника наблюдается повышенная чувствительность к свету, это может проявиться в том, что он постоянно смотрит вниз; предложите ему надеть очень темные очки или солнцезащитное стекло вместе со шлемом.

Продуктивным может оказаться использование в обучении гудков и других звуковых сигналов. Гудки можно временно использовать для обозначения местонахождения лошадей, наклонных стоек, барьеров, препятствий, углов, ворот, финишных линий, мячей и всего, чего угодно. С помощью гудков для слабовидящих всадников можно адаптировать любые игры и придумать специальные. В качестве ориентиров можно использовать ассистентов.

Кроме того, рекомендуем применение колокольчиков, ветряных колоколов или радио. Возможно, что звуковые ориентиры позволят расширить круг умений слабовидящих всадников.

Слабовидящие всадники могут работать на рыси, галопе, брать препятствия, совершая прыжки, и участвовать в соревнованиях. Вместе с надежной и хорошо обученной лошадью такой всадник сможет сделать практически все, что выполняют зрячие всадники.

Вывод: обычно работать со слабовидящим всадником легко, они быстро адаптируются, и им требуется лишь минимальная помощь ассистентов. Быстрый прогресс в освоении верховой езды может внести здоровую долю оптимизма во всех окружающих. Поощряйте самостоятельность и подчинение команде, не нянчитесь с ними. Научите всадников ухаживать за лошадью, седлать ее и следить за снаряжением. Лучшей терапией для слепых будут успехи в том мире, который раньше был доступен лишь зрячим.

Наши рекомендации