Черепно-мозговая травма (травма головы)

В зависимости от имеющихся симптомов при травме головы можно использовать те же методы обучения верховой езде, что и при Л ЦП. Очень важно избегать всяческой сумятицы. Необходимо придерживаться постоянной структуры занятий.

Обучение необходимо проводить на уровне, доступном всаднику, и переходить к освоению нового только когда всадник к этому готов. Вначале рекомендуется давать короткие простые задания. Вы должны внимательно следить за всадником на протяжении всего занятия и замечать все изменения, происходящие в нем от занятия к занятию, чтобы не пропустить момента наступления перегрузки. Ведите дневник занятий, чтобы вы могли отметить успехи, достигнутые всадником.

Очень часто в результате травмы головы нарушается чувствительность части тела. Вероятно, возникнет необходимость обращать внимание всадника на работу этой части тела с тем, чтобы восстановить ее чувствительность. При наличии проблем с чувствительностью может понадобится применение овчинного вальтрапа. Кроме того, для поддержания равновесия можно использовать страховочный пояс. Лучше всего работать с широкой лошадью. Глубокое седло поможет в поддержании равновесия и в правильной посадке. Как и при других заболеваниях, следите за появлением признаков усталости.

Рассеянный склероз

Степень нарушений при данном заболевании оказывает значительное влияние на симптоматику и общие характеристики. У больных рассеянным склерозом могут быть ухудшения и улучшения, ремиссии и обострения. Некоторые могут самостоятельно ходить, другие передвигаются на костылях или в инвалидных колясках. Следует избегать переутомлений, чтобы не ухудшить состояние больного. Большую роль в успешном проведении занятий играют температурные режимы. В жаркие дни резко понижается выносливость, в холодные дни снижаются гибкость и подвижность. Больше всего для занятий подходят мягкие дни с умеренной температурой.

Способы, используемые для снижения спастичности мышц и улучшения равновесия, применяемые при Л ЦП, также используются и при работе с больными рассеянным склерозом.

Для всадников с напряженными приводящими мышцами лучше всего использовать узкую лошадь. Для предотвращения потертостей и защемлений рекомендуется использовать овчинный

вальтрап. В некоторых случаях стоит также применять девонширские башмаки и страховочные пояса.

В связи с непредсказуемостью смены настроения всадников планируйте веселые легкие задания для создания оживленной атмосферы, но остерегайтесь повышенного тщеславия всадника. Эти всадники должны садиться на лошадей в числе последних и спешиваться в числе первых.

Мышечная дистрофия

Данное заболевание диктует использование лошади с широкой спиной для поддержания равновесия. Всадники с мышечной дистрофией быстро устают. Переутомления следует избегать. Укрепление мышц невозможно. Упражнения нужно выполнять с большой осторожностью, так как возможны частые переломы и вывихи суставов.

Наклоны вперед и назад запрещены.

Ослаблен контроль над положением туловища, поэтому необходимо использовать страховочный пояс и помощь страхующих сбоку, чтобы избежать потери равновесия вперед и назад. Для избегания натираний и повреждений кожи рекомендуется использовать овчинный вальтрап для седла. Если ступня легко может проскользнуть в стремя или выскользнуть из него, следует надевать девонширские башмаки.

Узлы на поводьях помогут их удерживать. Возможно, всаднику придется держать поводья в одной руке, чтобы другой держаться за мягкую ручку для сохранения равновесия.

Лучше использовать глубокое английское седло с подходящими подколенными валиками или ковбойское седло. Всадники с данными заболеваниями должны садиться на лошадей в числе последних и спешиваться в числе первых.

Полиомиелит

Использование различных приспособлений при данном заболевании будет зависеть от тяжести последствий перенесенного заболевания. Ширина спины лошади может быть различной, однако наиболее часто применяются лошади нормальной ширины. Всадник может ездить верхом с протезом или без него (предпочтительнее). Рекомендуется использовать овчинный вальтрап и ручку, могут понадобиться девонширские башмаки. Активные упражнения могут помочь в укреплении мышц. Предоставляйте всаднику возможность проявить себя и добиться успеха.

Серповидноклеточная анемия

К всаднику с данным заболеванием следует подходить с особым вниманием. Можно использовать лошадь со спиной нормальной ширины. В связи с возможностью развития внутренних кровотечений следует использовать помощь ассистентов, страхующих сбоку, а количество упражнений свести к минимуму. Потребуются также вальтрап и мягкая опора. Так как у всадников часто возникают боли в животе, не рекомендуется использовать страховочный пояс; если все же без него нельзя обойтись, то применять его нужно с особой осторожностью. В холодную погоду лучше всего заняться работой в конюшне.

Spina bifida (неполное закрытие позвоночного канала — врожденное расщепление остистых отростков позвонков)

При всех трех формах данного заболевания особое внимание следует уделять поддержанию равновесия. При скрытой форме можно использовать лошадь со спиной нормальной ширины. При наличии спинномозговой грыжи больше подойдет широкая лошадь. В случае менингоцеле у всадника может использоваться ликворотводяший шунт, поэтому шлем должен быть правильно подобран, не слишком плотно прилегать к голове, но и не болтаться. При миеломенингоцеле может наблюдаться паралич; в этом случае нельзя оставить ноги болтающимися. Верхняя часть ноги должна быть прямой, а затем сгибаться в колене.

Если всадник имеет моче- или калоприемник, соблюдайте особую осторожность при пересадке из коляски в седло и обратно. В случае миеломенингоцеле обычно наблюдаются остеопороз и патологические переломы, то постоянно используйте страхующего сбоку для помощи в поддержании равновесия и предотвращения падения.

Среди специального снаряжения может понадобиться овчинный вальтрап, особенно для парализованных больных, девонширские башмаки, страховочный пояс и адаптированные поводья. Тщательно избегайте любых наклонов вперед или назад, в большинстве случаев они противопоказаны. Посадку и спешивание можно производить в любом порядке. Постарайтесь предоставить всаднику как можно больше самостоятельности.

Повреждение спинного мозга

Правильное положение и широкая опора очень важны в случае поражения туловища и таза.

Мышечный тонус, описанный в разделе о спастическом и атаксическом церебральном параличе, в данном случае имеет те же характеристики. Чем выше уровень повреждения, тем больше вероятность спастического паралича. Не принимайте больных с повреждениями Tjy (четвертого грудного позвонка) или выше (см. схему позвоночника), так как у них контроль за положением туловища будет недостаточным.

Всадники с повреждением спинного мозга должны садиться на лошадь и спешиваться в середине обшей процедуры. Старайтесь не переутомлять всадников. Упражнения должны быть направлены на установление центра тяжести, улучшение общего тонуса тела, развитие выдержки и уверенности в себе.

Важно проводить двигательные упражнения для всех конечностей. Проводите наклоны вперед, назад или в стороны только под наблюдением квалифицированного врача, так как возможно дальнейшее повреждение позвоночника.

При данном заболевании лучше всего использовать ковбойское седло, так как оно достаточно глубокое и предоставляет возможность управлять поводьями одной рукой, освободив другую для дополнительного поддержания равновесия, ухватившись за луку седла.

Всаднику могут понадобиться ступенчатые поводья для управления ими одной рукой. Кроме того, узел на обычных поводьях может облегчить захват. При более высоком уровне поражения спинного мозга всадник будет пользоваться тыльными сторонами запястий, при этом можно использовать поводья с петлями. С целью безопасности проследите, чтобы петли были хорошо пристегнуты защелками или на липучках к поводьям. (Однако в случае падения они должны отстегиваться).

Седло должно быть покрыто овчинным вальтрапом для избежания натирания и защемлений. При езде с английским седлом используйте девонширские башмаки или безопасные стремена Пикока, страховочный пояс, если в этом есть необходимость, и ручку для дополнительной поддержки.

Очень важно защищать кожу. После каждого занятия всадник должен очень тщательно осмотреть свои кожные покровы. Не следует использовать одежду с толстыми швами. Рекомендуется надевать тонкое шелковое белье без швов.

Лечение направлено на укрепление оставшихся жизнеспособных мышц, улучшение равновесия путем тренировки постоянным перемещением центра тяжести и повышение выносливости.

Заключение

Главное — это наблюдательность. Следите за появлением признаков усталости, за необходимостью поправить длину стремян, посадку всадника.

Одно-, двусторонние и перекрестные упражнения могут использоваться для снижения тонуса, улучшения координации и равновесия. Предполагается что всадники освоят остановки, повороты, боковые движения лошади. Положение каждой отдельной части тела влияет на все тело.

Естественное движение лошади способствует расслаблению, изменению центра тяжести и снижает гипертонус мышц. Упражнения помогают еще более укрепить мышцы, снизить тонус, улучшить координацию и равновесие. Так как у больных с физическими нарушениями могут иметься специфические потребности, в работе с ними необходимо постоянное участие физиотерапевта.

НЕФИЗИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Введение

Как уже отмечалось, нарушения как физические, так и нефизические могут проявляться по отдельности или в совокупности. Однако в данной главе мы обратимся к описанию лишь нефизических нарушений: нарушений умственной деятельности, эмоциональной сферы и восприятия. Обшей целью для всех больных является получение пользы от общения с лошадью или пони, освоение навыка верховой езды и общение с товарищами, инструктором и ассистентами.

Методы обучения всадников с физическими нарушениями достаточно ясны и в основном направлены на достижение удобств и хорошего физического состояния всадника. Однако при работе с всадниками с нефизическими нарушениями задачи руководства ими и соблюдения безопасности решать сложнее, их различия менее заметны, а симптомы частично совпадают. Методы обучения при различных нефизических нарушениях не столь различны из-за наличия общих симптомов и характера нарушения.

Большинство физических расстройств определяются зрительно, в отличие от нефизических нарушений. Мы опишем специфику обучения верховой езде всадников с четырьмя основными группами нарушений: аутизм, нарушение интеллектуального развития, нарушения поведения, трудности в обучении.

Всю информацию мы разделили на две части. В первой части мы расскажем о методах обучения, применяемых для всех четырех групп. А, во второй части отметим специфические особенности каждого заболевания и вытекающие отсюда особенности обучения.

С помощью таких занятий, как уход за лошадью, последовательное использование инструментов для чистки, седловка, взнуздывание лошади, верховая езда и работа в конюшне, можно достичь улучшения внимания, физической ловкости, определения направлений (правое и левое). Также совершенствуются слух и зрение, понимание пространственных отношений, память, моторные навыки. Повышается самооценка, уверенность в себе. Развиваются самоконтроль, способность к сотрудничеству.

Всадникам с нефизическими нарушениями, требующим особого внимания, группа компетентных доброжелательно настроенных инструкторов и ассистентов обеспечит создание необходимых условий для обучения необходимым навыкам верховой езды, что, в свою очередь, поможет формированию и совершенствованию перечисленных выше качеств.

История всадника

Школа, где обучается всадник, то заведение, в котором он живет, его врач должны предоставить полную информацию о том, что будет способствовать успешному обучению. Обязанность инструктора — внимательно изучить данную информацию, включая возможные побочные действия медикаментозного лечения. Ассистентам он должен сообщить только те сведения, которые помогут им в выполнении своих функций в обучении. Например, информация для ассистентов может содержать такие факты, как плохая сосредоточенность внимания, избыточная нервная энергия, затруднение восприятия устной речи. Не следует рассказывать о взаимоотношениях в семье или правонарушениях.

Основные правила поведения

Всадники должны ознакомиться с правилами вашей программы, как только они к вам пришли. Так как у всадников наблюдаются различной степени нарушения, что может затормозить процесс обучения, то правила нужно предоставлять в простой, четкой и понятной форме.

Используйте наглядные пособия, повесьте плакаты у входа в конюшню: «Не бегать», «Ничего не трогать», «Слушать», «Не болтать» и т.д.

Расскажите о правилах поведения и ни для кого из всадников не делайте исключения, независимо от их состояния. И инструктор, и ассистенты окажут благотворное влияние на процесс обучения, если сами будут соблюдать точность и последовательность. Если всадники будут чувствовать себя уверенно, то и их успехи будут гораздо выше. Четкие границы дозволенного необходимы для достижения безопасности, что поможет всадникам, ассистентам и лошадям чувствовать себя более уверенно.

Окружающая обстановка

Окружающая обстановка играет очень важную роль в процессе обучения. Занятия следует проводить в помещении, где ничто не будет отвлекать внимание всадников. У многих всадников наблюдается плохая сосредоточенность, затруднена концентрация внимания, нарушены память, а также слуховое и зрительное восприятия. Поэтому необходимо помочь всаднику сконцентрировать все внимание и чувственное восприятие на инструкторе и лошади, не отвлекаясь на посторонние шумы и предметы. Специальные приспособления, такие, как стойки, кавалетти и посадочная лестница для всадников с дополнительными нарушениями двигательных функций, следует размешать в специально отведенных местах, где они будут легко доступны, но не будут мешать.

Уроки верховой езды

Урок должен проводиться в соответствии с возможностями всадников. Обучение должно развивать и улучшать навыки верховой езды и вместе с тем воздействовать на мыслительные процессы. Верховая езда помогает в развитии тонуса мышц и координации, а также может способствовать восстановлению двигательной активности.

Так как всадники с нефизическими нарушениями могут иметь нарушения восприятия, непосредственно связанных с процессом обучения (например, слух и зрение), на занятиях следует использовать все доступные средства передачи и приема информации. Как можно больше используйте показ Необходимо медленно и подробно показать, как седлать и взнуздывать лошадь, как ездить верхом. В дополнение к устной и зрительной презентации по возможности применяйте мышечные движения для передачи информации в головной мозг. Например, обучая всадников, как начинать движение верхом, ассистент может проводить демонстрацию, находясь в седле, в то время как инструктор будет давать устные объяснения, а страхующий сбоку будет двигать ноги всадника вдоль боков лошади, помогая ему выполнить нужное для посыла движение.

Занятия могут быть направлены на определенную область восприятия. Например, если у всадника имеются трудности со слуховым восприятием, объедините устные объяснения со зрительными примерами. Когда всадник воспримет переданную информацию, зрительную поддержку можно убрать. Обучая строевой рыси, давайте объяснения в показе, а когда всадник в достаточной степени осознает, что от него требуется, попросите его проделать то же самое. На уроке также можно работать над речью. Попросите всадника с речевыми расстройствами подавать своей лошади устные команды вместе с необходимыми движениями. Инструктор должен проводить занятия, опираясь на сильные стороны всадника, и работать над его недостатками. Говоря об особом внимании к сильным сторонам всадника, мы не имеет ввиду, что его недостатки должны игнорироваться. Совсем наоборот, именно улучшение его слабых сторон поможет всаднику осознать достигнутый прогресс. Но работа над слабыми сторонами должна проводиться с особой осторожностью и тактом, чтобы поддержать чувство уверенности в себе и своих возможностях. Укрепление сильных сторон предполагает, что всаднику будет предоставлена возможность осознать и насладиться своим успехом перед тем, как ему придется преодолевать новые трудности. У всадника должна быть возможность отрабатывать новые задания, такие как облегчение на рыси, до тех пор, пока он полностью его не освоит, а затем используйте данный навык, как связующее звено к следующему заданию, например освоению облегчения на правильных диагоналях.

Игры

С помощью игр и упражнений можно отрабатывать большое количество академических навыков в разных областях (последовательное запоминание, связность мышления, счет, форма предметов и т.д.). Также могут быть использованы игры, направленные на осознание строения собственного тела и развитие уверенности в себе. Примеры:

1. Игра «Сеня говорит». При этом надо выполнять команды только если они сопровождаются словами: «Сеня говорит». Инструктор может сам давать команды или сделать ведущим одного из всадников. Эта игра направлена на развитие речи и слухового восприятия. Кроме того, она помогает всаднику осознать и понять свое тело.

2. «Найди пару». Дайте всаднику картинку с изображением формы, цвета, лошади или чего- либо еще. Попросите его подъехать к барьеру и найти парную картинку. С целью развития речи попросите всадника описать свою картинку.

3. Игры, направленные на развитие пространственного анализа и мышления. Разрежьте картинку лошади на три части, например голова, туловище и хвост. Разложите эти карточки на манеже. Попросите всадников взять три карточки и сложить их так, чтобы получилась целая лошадь.

4. Эстафеты. Они очень полезны для обучения выполнению последовательности заданий и могут быть очень простыми или состоять из разнообразных этапов для более развитых всадников.

5. Прогулки верхом. Вместо того, чтобы постоянно включать в занятия игры, иногда стоит организовать небольшую верховую прогулку. Это станет многосторонним обучающим заданием, при выполнении которого всаднику придется управлять лошадью вне манежа; кроме того, во время прогулки попросите всадника найти какой-нибудь предмет. Так, группу маленьких всадников можно попросить найти то, что напомнит им о том, какое сейчас время года, например желтый листик осенью.

Используя игру или упражнения, не забывайте, что они должны соответствовать возрасту всадников.

Иногда возникают проблемы с поведением на манеже, и решать их можно самыми разными путями.

Вот несколько таких способов:

1. Объедините свое требование с поощрением, которое связано с сутью возникшей проблемы; например: «Если ты будешь внимательным, то сможешь ездить самостоятельно».

2. Отстранение от занятия: вызовите всадника в центр манежа на некоторое время или пока он не успокоится, для того чтобы вновь вернуться на дорожку и правильно себя вести.

3. Три предупреждения — удаление с занятия. После трех предупреждений всадник лишается привилегии езды верхом.

4. Усложнение задания. Во многих случаях всадники начинают плохо себя вести, если они недостаточно заняты.

В заключение вводной части хотим отметить, что занятия должны быть хорошо и творчески спланированы, достаточное количество времени должно быть отведено освоению новой информации, но не скуке. Кроме того, упражнения и игры, подробно описанные в главах 15 и 16, окажут большую помощь в обучении. Помогая заинтересовать всадника, они развивают умения верховой езды и создают условия для развития и улучшения умственных и социальных навыков.

Вторая часть данного раздела охватывает информацию, посвященную обучению всадников с различными нефизическими нарушениями.

Аутизм

Всадники, страдающие аутизмом, могут иметь различной степени поведенческие отклонения, которые часто приводят к созданию неординарных ситуаций.

Поскольку основными характеристиками таких всадников являются самоуглубленность и повторяющиеся действия, что обычно связано с глубокими коммуникативными нарушениями, самой важной задачей в данном случае будет овладение вниманием всадника и его удержание. Занятие должно быть интересным, насыщенным полезными стимулирующими и ритмическими заданиями. Больных аутизмом следует сажать на лошадь среди первых с целью поддержания их заинтересованности в происходящем. Но сразу же после посадки необходимо переходить к занятиям, так как больные аутизмом могут быстро погрузиться в свой внутренний мир.

Всадник должен надевать страховочный пояс, чтобы страхующий сбоку смог его удержать, если у всадника неожиданно сменится настроение, и он без предупреждения захочет спешиться. Всадника, сохраняющего связь с реальностью и испытывающего чувство опасности, высокий рост лошади может удержать от быстрого, незапланированного спешивания из-за значительного расстояния до земли.

Если у всадника отсутствует речь, хорошо подготовленный ассистент должен постоянно работать с всадником, всячески поощряя устные высказывания, стараясь пробиться в его мир. Следует поддерживать контакт глазами. Ассистенты должны знать о поведенческих особенностях таких всадников, о возможности их агрессивного поведения по отношению к себе и/или другим людям и лошадям. Кроме того, они должны знать, что делать в случае таких проявлений.

Выполнение упражнений при движении лошади шагом является более стимулирующим, однако некоторым всадникам потребуется выполнять задание и на месте. Терпение и настойчивость — это основные качества, требующиеся при работе с всадниками, страдающими аутизмом.

Наши рекомендации