Отклоняющееся (девиантное) поведение. Теория социальной аномии.

Отклоняющееся поведение всегда (хотя и в разной мере) присутствует повсюду, где действуют социальные нормы. Говоря об отклоняющемся поведении, социологи исходят из того, что оно представляет собой социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения. Более того, в социологии есть понятие "первичная девиация", когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей "культуры "(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами. Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. Помимо вышеуказанных (деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения) классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию - противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения. Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показывают, что среди всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и преступники. Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым. Проблемы социальной аномии в современном российском обществе. аномия (от франц. anomie отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном

. 38. Типы стратификационных систем

Любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационыых систем и их переходных форм. Виды:

1. физико-генетическая неравенство основано на природных различиях, на физической силе, ее применении или угрозе ее применения). Наиболее актуально на ранних стадиях развития общества

2. рабовладельческая (основана на насилии, на административно-юридическом принуждении)

3. кастовая (основана на традициях, религиозных нормах). Каста – самая закрытая соц. система, но все же существует малая соц. мобильность. Кастовые деления основаны на соц. функциях

4. сословная (основана на различии формально-определенных статусов, прав и обязанностей). В России (феодальная эпоха) дворяне несли военную службу, крестьяне – повинность. Принадлежность к сословию передается по наследству. Это относительно закрытая система

5. этакратическая (этат – государство) – основана на различии положения во властно-государственной иерархии.

6. социально-профессиональная (основана на характере у условиях содержания труда). Уровень поддерживается образовательными сертификатами (разряд у рабочих, документы об образовании)

7. классовая (основана на месте в системе производственных отношений). Классовая принадлежность по наследству не передается, формально не регламентируется.

8. культурно-символическая (основана на различии в доступе соц. значимой информации и неравных возможностях ее интерпретации)

9. культурно-нормативная (основана на образе жизни, нормах поведения, которые являются образцами социального поведения для других)

10. Социально-территориальная (неравное распределение ресурсов по регионам ведет к разному уровню жизни в них)

Наши рекомендации