Формирование безбарьерной среды – приоритетное направление социальной политики государства
В Ленинградской области, по данным, РИА Федерал Пресс. Как сегодня, 25 ноября 2014 г., корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе губернатора и правительства региона, такие цифры прозвучали в ходе виде-конференции главы региона Александра Дрозденко с главами муниципальных образований и администраций.
На видеоконференции с главами муниципальных образований и главами муниципальных администраций были подведены итоги детской оздоровительной кампании 2014 года, намечены задачи на следующий год. Объем финансирования рекреационной кампании этого года составил 923,5 млн. рублей. Открыт ряд лагерей после капитального ремонта, проверено 96 учреждений и разработана схема совместного отдыха подростков с детьми-инвалидами. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«По данным на 1 ноября 2014 года организованным отдыхом в оздоровительных учреждениях были охвачены 81 тыс. человек, что на 4,8 % больше, чем в прошлом году. Развивается сеть загородных стационарных лагерей и лагерей с круглосуточным пребыванием детей, которая включает 18 муниципальных, 4 областных и 2 ведомственных лагеря. В этом году работали 7 областных лагерей с круглосуточным пребыванием детей на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования, учреждений физкультуры и спорта. Так, на базе Свирьстройского детского дома работал лагерь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где отдохнули 100 ребят», – отметили в пресс-службе губернатора 47-го региона.
После капитального ремонта в Тихвинском районе открыт загородный оздоровительный лагерь «Орион», где за четыре смены побывали 480 детей и подростков, 145 из них – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Также после капитального ремонта в Выборгском районе введен в действие детский оздоровительный лагерь «Зеленый остров».
Для сохранения загородного оздоровительного лагеря «Восток» ЗАО «Базэл Цемент-Пикалево» администрацией Ленинградской области принято решение о передаче его Борскому агропромышленному техникуму (в 2013 году здесь отдохнули 500 детей и подростков). В настоящее время решен вопрос о выкупе лагеря «Восток» Ленинградской областью.
Межведомственная координационная комиссия при правительстве Ленинградской области по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи проверила 96 учреждений. Отмечено, что наиболее успешно оздоровительная кампания прошла в Выборгском, Волховском, Сланцевском, Тихвинском районах. Там, а также во Всеволожском, Подпорожском, Сланцевском, Киришском районах выросло количество детей, отдыхавших в загородных стационарных лагерях. За последние 3 года в учреждениях отдыха и оздоровления фактов чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев не было. Снизилось количество инфекционных заболеваний.
В рамках обсуждения итогов оздоровительной кампании участники видеоконференции коснулись развития новых форм подросткового отдыха. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подчеркнул, что новым направлением рекреационной кампании 2013 года стало создание безбарьерной среды для отдыха детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми. Эта форма отдыха и социальной адаптации была организована в загородном оздоровительном лагере «Огонек» Тихвинского района.
Здесь отдохнули 12 детей с ограниченными возможностями из Тихвинского, Волховского и Лодейнопольского районов. «На укрепление материально-технической базы и создание безбарьерной среды в лагере из бюджета Ленинградской области выделен 1,2 млн. рублей. А в Выборгском районе на базе загородного оздоровительного лагеря «Волна» были организованы специальные смены для детей-инвалидов и сопровождающих их лиц», – добавили в пресс-службе.
В Волховском районе одной из форм занятости детей и подростков стала организация игровых площадок на придворовых территориях. В районе нет загородного лагеря. Однако с 2011 года администрацией муниципального района принято решение об организации спортивного лагеря «Олимпиец» на базе детско-юношеской спортивной школы города Сясьстрой. Ежегодно в течение летних каникул отдых и оздоровление в лагере получают 70 % детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Среди основных задач оздоровительной кампании 2014 года – реализация подпрограммы «Развитие системы отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи» в рамках госпрограммы «Современное образование в Ленинградской области» на 2014–2020 годы». Бюджетам муниципальных образований предложено предусмотреть финансирование на оздоровительную кампанию 2014 года не ниже чем в 2013 году. Развитие учреждений отдыха профильной направленности, совершенствование квалификации педагогического персонала для учреждений отдыха и оздоровления продолжится
Источник: http://fedpress.ru/news/society/news_society/1385462451-bezbarernyi-otdykh-dlya-detei-invalidov-lenoblast-razvivaet-sotsadaptatsiyu
В целях реализации региональной программы «Доступная среда» департамент труда и социальной поддержки населения Ленинградской области организовал проведение семинара на тему «Формирование безбарьерной среды в рамках реализации государственной программы «Доступная среда». Современные решения» с параллельной демонстрацией различных средств реабилитации и готовых комплексных решений по организации доступной среды в муниципальных образованиях области. Участники обсудили практический опыт, в том числе негативный, реализации программы «Доступная среда» в разных регионах Российской Федерации и примеры исправления стандартных ошибок, возникающих в процессе адаптации среды к требованиям и возможностям инвалидов.
– Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения – это, прежде всего, сочетание требований и условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, которые позволяют инвалидам свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности. Создание безбарьерной среды для инвалидов является первостепенной задачей любого развитого общества, а также актуальным направлением социальной политики государства.
Доступная среда для инвалидов – это комплексная программа. Барьеры, которые необходимо преодолеть – это физические, информационные, отношенческие. Меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на дороги, здания, транспорт, объекты культуры, спорта, медицинские учреждения, учебные и рабочие места. Недостаточно только сделать пандус для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения, то есть, так называемую «входную группу» объекта. Необходимо оснастить объект всеми видами доступности для всех категорий: для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для людей с нарушениями опорно-двигательных функций и других маломобильных групп населения. Необходимо сделать подъездные пути к объекту. В 2016 году – это приоритетное направление, на которое направлено внимание государства будет продолжаться и в Ленинградской области.
Безбарьерный отдых для детей Ленобласти развивает социальную адаптацию. Объем финансирования рекреационной компании 2015 года составил 923,5 млн. рублей.
Свыше 130 детей-инвалидов в Ленобласти в 2016 году смогут отдохнуть в загородных стационарных лагерях Как сообщили сотрудники пресс-службы правительства Ленинградской области, в этом году в регионе оздоровить планируется почти 12 тысяч детей. На эти цели уже выделено более 110 миллионов рублей. Средства будут потрачены на покупку путевок, питание в лагерях с дневным пребыванием и проезд на междугородном транспорте к местам отдыха и обратно. Летний отдых детей с ограниченными возможностями подразумевает создание безбарьерной и интеграционной среды в оздоровительных лагерях. Комитетом по социальной защите в этом году планируется обеспечить отдых и оздоровление 130 детей-инвалидов в загородных стационарных лагерях. В прошлом году был организован отдых 12 детей с ограниченными возможностями. В Ленинградской области проживает более 270 тысяч детей, из которых 38 600 находятся в трудной жизненной ситуации. В 2014 году была организована работа 153 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, в которых было проведено 195 смен. Они были открыты в 17 муниципальных районах. Летом 2014 года 10 человек отдохнули в «Волне» (Выборгский район), 20 человек в лагере «Огонек» (Тихвинский район), 10 человек в лагере «Островки» (Всеволожский район), а 90 человек в детских оздоровительно-образовательных центрах «Россонь» и «Маяк». Для организации безбарьерной среды расширены дверные проемы, установлены пандусы, заменены окна и двери, оборудованы туалеты. В рамках смен дети с ДЦП пройдут медицинское обследование, получат квалифицированную помощь, а также смогут эмоционально отдохнуть: поиграть со сверстниками, поучаствовать в активных играх. В этом году будет обеспечено проживание совместно с детьми-инвалидами 54 сопровождающих. Финансирование этой части летней оздоровительной кампании осуществляется при финансовой поддержке благотворительного фонда «Место под солнцем». |
Справка.
Благотворительный фонд социальной адаптации детей с ограниченными возможностями «Место под солнцем» – некоммерческая организация, которая при поддержке правительства Ленинградской области занимается благотворительной деятельностью, направленной в первую очередь на реабилитацию детей-инвалидов.
Основным направлением деятельности фонда является реализация программ социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, направленная на их полноценную интеграцию в общество: проект «Свои люди», фестиваль равных возможностей «Завтра лето» и др.
Задача фонда – помочь социальной реабилитации и развитию общества равных возможностей в Ленинградской области. Направления работы фонда включают просветительскую работу и волонтерство, которое предполагает уход за детьми из областных детских домов и домов малютки.
Пресс-служба губернатора и правительства Ленинградской области
Рекомендации по структуре и содержанию материалов для обобщения и дальнейшего распространения лучшего опыта организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ
При разработке программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, авторам необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к написанию подобных программ. Данные требования регулируются нормативными документами и методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, представленными в приложении № 3 методических рекомендаций.
В случае, если автор или организация достигли определенных успехов и признания в апробации разработанных программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, материалы необходимо направить для участия в конкурсе ТОП 100 лучших практик организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления с целью подтверждения достигнутых результатов на Всероссийском уровне, а так же для дальнейшего распространения успешного опыта в данной сфере.
По структуре оформления конкурсных материалов необходимо опираться на разработанную организаторами конкурса ТОП 100 «Информационную карту программы для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Информационная карта). Форма Информационной карты представлена в Приложении 1.
Помимо титульных позиций, Информационная карта содержит показатели, требующие разъяснения и методических рекомендаций по их заполнению.
К титульным позициям относятся такие параметры как:
- Полное название программы
- ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности
- Контактный телефон, электронный адрес
- Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности
- Наименование субъекта Российской Федерации
Остальные параметры требуют разъяснения и рекомендаций по их заполнению.
1. Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.) может быть техническая, естественнонаучная, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая и т.д..
2. Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/, допустимость участия в программе детей с ОВЗ)
Указанные характеристики должны быть отражены в дальнейшем содержании программных материалов. Заявляя широкий диапазон адресности программы (например, от 6 до т16 лет), необходимо указать в содержании формы работы с каждой возрастной категорией. Очевидно, что мероприятия для младших школьников и старшеклассников должны отличаться по форме друг от друга, сохраняя при этом тематику и направленность программы.
Указывая особые категории детей – дети с ОВЗ или дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию – необходимо также учитывать это и отражать в содержании: указывать в опыте реализации программ работы с подобными категориями детей, формулировать соответствующим образом задачи, социальный эффект и ожидаемые результаты, продумывать формы и методы работы, прописывать подготовительные организационно-методические мероприятия, специфику подготовки кадров, привлечение социальных партнеров и соответствующие программным целям материально-технические и финансовые ресурсы.
3.Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов).
Аннотация должна включать в себя краткий пересказ основной идеи программы, выдвижение цели и социальный эффект от ее реализации. Можно добавить что-то особенное, по мнению автора, что отражает уникальность данной программы, выдвигает в ряд лучших практик организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления. Это должен быть именно пересказ, а не полное копирование дальнейших пунктов Информационной карты.
4. Обоснование актуальности программы.
Актуальность является одним из критериев оценки качества программных материалов. Автор должен кратко сформулировать актуальность выдвигаемых программой целей и задач в соответствии с государственными приоритетами, запросами общества, потребностями детей и их родителей, особенностями развития субъекта, на территории которого реализуется данная программа.
5. Предполагаемый социальный эффект программы раскрывает важность достигнутых результатов для общества.
6. Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей.
Цель программы должна быть ёмкой и быть шире, чем задачи, ведущие к реализации поставленной цели. При компетентностном подходе написания программы, каждая задача должна быть сформулирована в соответствии с формированием определенных компетенций у участников программы. Цель и задачи должны быть ясными, краткосрочными и реально достижимыми, чтобы в конечном итоге их можно было бы оценить количественными и качественными показателями, зафиксировать полученный результат.
В зависимости от сформулированной авторами цели и определяется основная направленность программы (п.1 данного раздела).
7. Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы).
Предполагаемые результаты должны быть прописаны для всех участников программы: детей, педагогического коллектива (вожатых), администрации, родителей, социальных партнеров (общества).
Формулируя предполагаемые результаты реализации программы, автор должен заранее продумывать измерительные методики, фиксирующие данные результаты. Это могут быть: анкеты, вопросники, тесты, проективные методики, продукты деятельности – качественные и количественные показатели.
8. Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы: подготовительном; организационном; основном; итоговом.
В данном разделе автору необходимо соблюдать «логику развития лагерной смены», демонстрировать методическую грамотность, целостность и логичность в выборе определенных методик, соответствие форм работы возрасту и специфике участников программы.
В случае, если программа рассчитана на широкий охват участников, как в количественном так и в качественном составе (например, возраст участников от 6 до 16 лет), необходимо отразить эту специфику в использовании определенных подходов, в формах и методах работы с детьми различных возрастных групп.
9. Кадровое обеспечение программы: перечень специалистов, реализующих программу; описание системы подготовки педагогического состава.
Данный параметр отражает достоверность информации, например, в случае, когда автор указывает на универсальность программы для работы с детьми с ОВЗ, не привлекая при этом специалистов и не используя возможности повышения квалификации сотрудников по темам дополнительного образования детей, коррекционной педагогики, психологии, организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.
10.Ресурсная обеспеченность программы.
Автору необходимо указать использование всех видов ресурсов, привлекаемых к реализации конкретной программы.
Возможные виды ресурсного обеспечения:
- организационные ресурсы
- информационные ресурсы
- кадровые ресурсы
- методические ресурсы
- материально-технические ресурсы
- финансовые ресурсы
- мотивационные ресурсы
11.Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы.
Важный показатель соответствия программы актуальным тенденциям развития общества. При планировании содержания работы с детьми, автору необходимо заранее продумать партнерские отношения с организациями, ведомствами и частными лицами. Установление партнерских отношений может значительно повысить качество программы, усилить социальный эффект от ее реализации. Необходимо выбирать социальных партнеров не только и не столько по территориальному принципу, а в соответствии с выбранной направленностью программы, сформулированным целям и задачам. Привлечение родительской общественности к реализации программы позволяет перевести родителей из категории «критиков» в союзники.
12. Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)
Авторы лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ активно используют возможности Интернет-ресурсов, социальных сетей, средств массовой информации, детских пресс-центров, телевидения и радио. Возможность получения своевременной обратной связи позволяет оперативно корректировать программу, гибко адаптировать ее к изменяющимся условиям, реагировать на жалобы и предложения.
13. Механизм оценки эффективности реализации программы: методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)
Методы оценки эффективности реализации программы должны соответствовать целям и задачам программы, а также отражать ожидаемые результаты и социальный эффект. Измерительными методами оценки являются: анкеты, вопросники, тесты, проективные методики, продукты деятельности – качественные и количественные показатели.
14. Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения
Автору программы необходимо продумать и отразить в содержании модель самоуправления, систему мотивации участников программы, дорожную карту продвижения, портфолио успешности, ступени роста и др. Наличие данных методик расширяет возможности реализации программы для детей, выбирающих для себя комфортный уровень участия.
15. Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы): развитие творческого потенциала детей; уровня спортивных достижений; пропаганды ЗОЖ; снижения уровня агрессивности в детской среде; профориентации; самоуправления.
Наличие творческого портфолио, личных книжек, индивидуального журнала достижений – форм системы стимулирования участников программы может быть много, в зависимости от тематики и направленности программы. Важно, чтобы система стимулирования, личностного роста участников, как и модель самоуправления, должны быть в контексте содержания или игровой модели смены (если таковая имеется).
16. Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы: на уровне ребенка; на уровне родителей (лиц, их заменяющих); на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления; на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.
Показатели и индикаторы оценки качества программы должны быть соотнесены с целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами.
17. Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)
Перед тем как представлять свою программу к участию в конкурсе ТОП 100 лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, автору необходимо объективно оценить качество и результативность программы. В этой связи целесообразно сначала представить программу на экспертизу для объективной оценки на региональном уровне, а затем уже – к участию в конкурсе на Всероссийском уровне.
18. Возможность тиражирования программы.
Данный показатель является также одним из критериев распространения опыта лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Автор может указать в данном разделе условия, соблюдение которых создает возможности тиражирование программы.
19. Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)
Данные показатели демонстрируют достоверность информации, представленной автором программы к участию в конкурсе.
Критерии оценки качества лучших практик
При написании программы, автору необходимо учитывать критерии оценки качества лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Данные критерии могут быть положены в основу содержания деятельности организаций дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Кроме того, при соответствии данных критериев принципам построения программ организации летнего оздоровительного отдыха значительно возрастает качество материалов.
1. Актуальность:
- на сколько содержание программы соответствует приоритетным направлениям государственной политики РФ, а также специфике конкретного субъекта (региона) РФ;
- ориентированность программы на решение важных проблем общества и развития личности ребенка;
- соответствие содержания программы современным исследованиям в области науки, в том числе педагогической, и техники.
2. Преемственность:
- наличие и описание предыдущего опыта работы в области реализации программ детского отдыха у данной организации ;
- обозначение связей и преемственности с накопленным положительным опытом реализации данных программ (например, тематических, профильных и т.д.);
- определение путей совершенствования содержания работы в связи с изученным опытом реализации конкретных программ детского отдыха
3. Инновационность:
- наличие в содержании программы новаторских подходов, форм и методик работы;
- обоснованность использования инноваций;
- доступность изложения инноваций в содержании программы.
4. Целостность:
- показатель объединения структурных элементов программы в целостную систему, в единый завершенный документ;
- связность поставленных цеди и задач с ожидаемыми результатами, социальным эффектом, механизмами реализации, оценки качества и результативности программы.
5. Логичность:
- обоснованность и соответствие выбранных методов, форм и методик («механизмов реализации») сформулированным целям, задачам и принципам в содержании программы;
- показатель взаимосвязи структурных элементов программы;
- соответствие результатов поставленным цели и задачам;
- отражение выбранных направлений работы по программе сформулированным задачам.
6. Методическая грамотность:
- наличие всех структурных элементов программы;
- обоснованность каждого структурного элемента программы в отдельности;
- грамотная формулировка цели, задач и результатов;
- методически обоснованные выбранные формы и методы работы;
- грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности и др.
- методически грамотно прописанная структура детского самоуправления
7. Реалистичность:
- реальность и достижимость выбранной цели (и задач) на конкретный, ограниченный по времени, период;
- конкретное описание реальных ресурсов по достижению поставленной цели программы;
- воспроизводимость и тиражируемость программы в других условиях
8. Учет возрастных, индивидуальных, этнокультурных и др. особенностей воспитанников:
- соответствие содержания программы возрасту, специфике и другим особенностям контингента детей;
- обоснованность выбранных форм и методик.
9. Социальная значимость:
- значение результатов реализации программы для общества.
10. Результативность:
- измеримость результатов по итогам программы;
- наличие диагностического материала (методик и аналитической информации), подтверждающих положительные достижения по итогам реализации программы.
5. Формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях и местах отдыха и оздоровления детей.
Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Анализируя созданные условия для детей-инвалидов в системе образования, В.В. Путин ставит следующие задачи: «Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз – с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс. У нас сегодня доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда составляет всего 2,5%».
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, должна составить не мене 20%.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Доступность(безбарьерность) – свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой
В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг», разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, варианты организации доступности объекта могут быть следующие:
«А»доступность всех зон и помещений – универсальная
«Б»доступны специально выделенные участки и помещения
«ДУ»доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно
«ВНД»не организована доступность
Таким образом, универсальной безбарьерной средойследует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания.
В рамках данной темы адаптация(приспособление к новым условиям) понимается как приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (создание условий доступности, безопасности, комфортности и информативности) посредством технических и организационных решений.
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее – обычные образовательные учреждения), с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.
Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в учреждениях образования. Почти все общеобразовательные учреждения полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы и дошкольные учреждения, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей,
нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Дети с инвалидностью – тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в общеобразовательное учреждение, потому что оно не оборудовано пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, независимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.).
Опыт зарубежных с<