Дифференциальная диагностика.
ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ»
(методические указания для студентов)
Тюмень, 2016
Методические рекомендации «ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИ-АЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ» для студентов 6 курса лечебного факультета подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Н.С. Оконечниковой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой
Методические рекомендации «ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИ-АЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ» для студентов 6 курса лечебного факультета утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, протокол № 10 от « 06 » июня 2016 г.
Методические рекомендации «ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИ-АЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ» для студентов 6 курса лечебного факультета утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «общая врачебная практика» (семейная медицина), протокол № __ от «__» ________ 20___ г.
1. Тема занятия: «ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. ДИФФЕРЕН-ЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ».
Значение изучения темы.
Приобретенные пороки сердца – это заболевания, в основе которых лежат морфологические и/или функциональные нарушения клапанного аппарата (створок клапанов, фиброзного кольца, хорд, папиллярных мышц), развившееся в результате острых или хронических заболеваний и травм, нарушающие функцию клапанов и вызывающие изменения внутрисердечной гемодинамики. Наиболее частыми причинами развития пороков сердца являются такие заболевания, как ревматизм, инфекционные эндокардит, возрастные дегенеративные изменения клапанного аппарата, дисфункция папиллярных мышц при ИБС. Пороки сердца обусловливают развитие сердечной недостаточности, которая ухудшает качество жизни пациентов и может приводить к летальному исходу.
Цель занятия.
3.1. Цель изучения темы:
на основе знаний этиологии, классификации, клинических проявлений приобретенных пороков сердца уметь заподозрить и диагностировать митральные и аортальные пороки у больного на амбулаторно-поликлиническом этапе, составить план ведения больного с приобретенными пороками сердца, назначить лечение, определить показания к хирургическому лечению, провести экспертизу временной и стойкой утраты трудоспособности.
3.2.Общая (учебная) цель занятия:
Для освоения цели занятия надо
Знать:
1. Определение понятия, этиопатогенез митральных и аортальных пороков сердца.
2. Классификация приобретенных пороков сердца.
3. Стандарт обследования на амбулаторном этапе. Методы дифференциальной диагностики пороков сердца.
4. Принципы ведения больных с приобретенными пороками сердца в условиях поликлиники.
5. Первичная и вторичная профилактика приобретенных пороков сердца.
6. Диспансеризация, экспертиза трудоспособности, санаторно-курортный отбор при приобретенных пороках сердца.
Уметь:
1. Собрать анамнез, выяснить возможные причины развития заболевания.
2. Оценить объективный статус больного (общий осмотр, объективное исследование органов и систем) и выявить порок сердца.
3. Составить план обследования больного в условиях поликлиники, провести дифференциальную диагностику пороков сердца.
4. Оценить и интерпретировать результаты лабораторных, функциональных и инструментальных методов исследования при пороках сердца.
5. Правильно сформулировать и обосновать диагноз приобретенного порока сердца, определить тактику ведения на амбулаторном этапе.
6. Провести экспертизу трудоспособности и санаторно-курортный отбор при пороках сердца.
Владеть:
1. Методами опроса, физикального осмотра, клинического обследования больного с пороками сердца.
2. Принципами диагностики приобретенных пороков сердца на амбулаторном этапе.
3. Принципами назначения лекарственной терапии и хирургического лечения при пороках сердца.
4. Принципами диспансерного наблюдения за больным с приобретенными пороками сердца.
5. Принципами проведения экспертизы трудоспособности и санаторно-курортного отбора при приобретенных пороках сердца.
4. План изучения темы.
1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.
2.Практическая работа студентов: работа в кабинете врача-терапевта участкового, клинические разборы, работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы клинического мышления).
4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.
5. Самостоятельная работа студентов.
5.1. Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.
ВОПРОСЫ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:
1. Из нормальной анатомии и физиологии: анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы (круги кровообращения, анатомия сердца, давления в полостях сердца).
2. Из патофизиологии: патофизиологические изменения при левожелудочковой и правожелудочковой недостаточности.
3. Из пропедевтики внутренних болезней: обследование пациента: сбор жалоб, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, методы осмотра пациента, пальпации, перкуссии, аускультации. Оценка общего состояния. Электрокардиография, интерпретация данных.
4. Из лучевой диагностики: рентгенологическое исследование сердца (дуги сердца).
5. Из клинической фармакологии: группы препаратов: диуретики, ИАПФ, нитраты, β-блокаторы, антиаритмические препараты, антикоагулянты.
Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.
Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.
Тестовые задания по теме «Приобретенные пороки сердца в амбулаторно-поликлинической практике. Дифференциальная диагностика. Ведение больных на амбулаторном этапе»
1. Для митральной недостаточности характерно:
а) систолический шум на верхушке
б) гипертрофия и дилатация левых отделов сердца
в) явления легочной гипертензии
г) повышение АД
д) верно все
е) верно а,б,в
2. Для аортального стеноза не характерно:
а) систолический шум в точке Боткина
б) расширение границ сердца влево
в) синдром стенокардии
г) систолический шум на верхушке сердца
3. Причиной органического поражения трикуспидального клапана является:
а) ревматизм
б) инфекционный эндокардит
в) аномалия Эбштейна
г) травма
д) все перечисленное
4. При митральном стенозе наблюдается:
а) отклонение пищевода по дуге большого радиуса
б) отклонение пищевода по дуге малого радиуса
в) увеличение левого желудочка
г) расширение восходящей аорты
5. Аускультативными признаками сочетанного аортального порока с преобладанием недостаточности являются:
а) ослабление I-II тонов сердца
б) четвертый тон
в) аортальный тон изгнания
г) систолический и протодиастолический шум
д) все перечисленное