Реорганизация и ликвидация ПМПК(С)

ПМПК(С) подлежит реорганизации или ликвидации по решению региональной администрации в случае установления неэффективности ее деятельности, систематического и грубого нарушения действующего законодательства и Положения о ПМПК(С). Споры в связи с ликвидацией ПМПК(С) разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Штатное расписание, порядок отпусков и зарплата сотрудников ПМПК(С)

Штатное расписание ПМПК(С) составляется на основе данного проекта положения. Финансирование сотрудников и продолжительность отпусков соответствует нормативам государственных лечебных учреждений психиатрического профиля.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Схема записи педиатром этапного эпикриза в у. ф. 112

Антропометрия

Длина тела

Масса тела

Окружность груди

Окружность головы

Большой родничок

Зубы

Психометрия

З.р. — зрительные реакции

Ср. — слуховые реакции

Эм. — эмоциональные реакции

Дв. — движения общие

Дв.р. — движения руки и действия с предметами

Р.а. — речь активная

Р. п. — речь понимаемая

Н. — навыки в режимных процессах

Факторы риска

Наследственный анамнез

Биологический анамнез

Социальный

Фоновые состояния

Сведения за прошедший период:

Вскармливание,

Перенесенные заболевания

Аллергический анамнез

Режим

Воспитание

Прививки

Соматический статус. Поведение (по показателям)

Заключение

Ф.р. — физическое развитие

Н.-п.р. — нервно-психическое развитие

Д. — диагноз: здоровью угрожающий (группа риска) больной (врожденная и хроническая патология)

Группы здоровья: I, IIА, IIБ, III, IV, V

Назначения

Р. — режим

П. — питание

Ф.в. — физическое воспитание

З.в. — задачи воспитания

П. — прививки

П.п.с. — профилактика пограничных состояний

Д.к. — диспансеризация календарная

Д.ф. 30 — диспан. серизация по ф. 30

А. — анализы

Т. — терапия (симптоматическая)

Приложение 2 Схема неврологического обследования детей 1-го года жизни

Состояние: тяжелое, средней тяжести, удовлетворительное.

Контакт: эмоциональный, эмоционально-речевой, затруднен, вступает (сразу, по мере осмотра, со знакомыми), истощается (быстро, нет).

Поведение: состояние возбудимости нервной системы (уравновешенная, повышенная, пониженная), преобладающее эмоциональное состояние (эйфория, положительное, отрицательное, малоэмоциональное).

Сон: засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный); длительность сна (соответствует возрасту, больше, меньше); аппетит (хороший, неустойчивый, плохой); характер бодрствования (активный, пассивный).

Психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни (см. приложение 3).

Психосенсорные расстройства (см. приложение 3).

Окружность головы____см, окружность груди_____см.

Большой родничок (закрыт,_________см), края (плотные, податливые).

Черепные швы (сомкнуты, расходятся).

Венозная сеть выражена (умеренно, усилена в области висков, усилена в области лба).

Общемозговые симптомы (нет).

Черепно-мозговая иннервация (очаговая патология не выявлена): лицо (симметрично, асимметрично); косоглазие (сходящееся, расходящееся, содружественное, альтернирующее); глазные щели (равномерные, симметричные); слух (не нарушен, снижен); голос (громкий, ослабленный, афония, охриплость, носовой оттенок); глотание пищи (нормальное, затруднено, попадание жидкой пищи в нос, поперхивание при еде); положение мягкого неба и язычка в покое (симметричное, отклонение язычка в сторону), при фонации (симметричное, есть отклонение).

Рефлекс мягкого неба (живой, снижен); глоточный рефлекс (живой, снижен).

Поворот головы в сторону (не ограничен, ограничен), наклон головы вперед (+, —); поднимание руки выше горизонтального уровня (да, нет, ограничено).

Язык (по средней линии, отклонен в правую сторону, отклонен в левую сторону); вид языка (обычный); наличие атрофии, фибриллярных подергиваний, тремора; активные движения языка в разные стороны (не ограничены, ограничены в правую сторону, ограничены в левую сторону).

Двигательная система: объем пассивных движений (удовлетворительный, снижен, избыточный); объем активных движений (удовлетворительный, снижен, избыточный).

Мышечный тонус: в руках (физиологический тонус, снижен, повышен; парез: по гипотоническому типу, по гипертоническому типу, по экстрапирамидному типу; дистоничный; в ногах (физиологический тонус, снижен, повышен; парез: по гипотоническому типу, по гипертоническому типу, по экстрапирамидному типу; дистоничный).

Сухожильные рефлексы: на руках (нормальные, гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия, анизорефлексия); на ногах (нормальные, гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия, анизорефлексия).

Безусловные рефлексы: поисковый (+, —); сосательный ( + , —); хоботковый (+, —); ладонно-ротовой (+, —); хватательный (+, —); рефлекс Моро (1-я фаза, 2-я фаза, яркий, неяркий, нет); опоры, автоматической походки ( + , —); защиты (+, —); ползания (+, —); выпрямления и равновесия (формируются, задерживаются, не развиваются); ЛТР (+, —, угасают); СШТР (+, —, угасают).

Редукция безусловных рефлексов (угасают, задерживаются, яркие).

Патологические рефлексы: рефлексы орального автоматизма (нет); на ногах (нет); на руках (нет).

Вегетативная нервная система: нарушений нет, дермографизм (красный, белый, разлитой); мраморность кожных покровов (+, —); акроцианоз ( + , —); повышенная потливость

Чувствительная сфера (нарушений нет).

Заключение_______________________________________

Диагноз___________________________________________

Назначения________________________________________

Примечание. Знак "+" обозначает наличие, "—" — отсутствие.

Приложение 3. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни

10 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал — погремушка с шаром (диаметр 5 — 10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40 — 50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 — 3 раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза.

Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.

Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 — 40 см 2 — 3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу).

Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном колокольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

18 — 20 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.

Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5 — 10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.

Материал — погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не реагирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно 2 — 3 раза похлопать в ладоши.

Поведение ребенка: через 5 — 15 с успокаивается. Движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10 — 15 с.

1 месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета.

Материал — яркая игрушка (без звука).

Методика выявления: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20 — 30 см на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, «то внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.

Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Материал — погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5 — 10 с.

Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погремушкой еще 3 раза, подносят погремушку ближе (20 — 30 см).

Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10 — 15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребенка.

Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3 — 4 обращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 с).

Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправляя ему руки, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.

Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после поглаживания спины, удерживает ее до 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Методика выявления: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 25 — 30 см от его глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).

Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, разговор с ним продлевается до 1 — 2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.

Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.

Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50 — 70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызывая звук.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20 — 25 с, не двигается; длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее вправо и влево от средней линии на высоте 40 — 50 см, один раз в каждую сторону.

Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет игрушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.

Поведение ребенка: следит непрерывно (10 — 15 с) за игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции: ищущие повороты головы при длительном звуке. Материал — громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.

Методика выявления: гремят погремушкой 3 — 5 с на расстоянии 40 — 50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.

Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2 — 3 раза погреметь погремушкой справа и слева.

Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону; поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребенком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40 — 50 см) в течение 1 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего взрослого, а затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, показаться ребенку.

Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5 — 10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".

3. Эмоции и социальное поведение: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Методика выявления: наклоняясь над лежащим на спине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь 3 раза.

Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо еще 2 — 3 раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.

Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему; длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30 — 40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в руки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют детей, вызывая звуки.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.

Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15 — 30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие: легка на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.

Материал — яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30 — 40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, поправляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.

Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.

Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потормошить ребенка.

Задают вопрос взрослому, сопровождающему ребенка, издает ли ребенок звуки, какие.

Примечание. Метод опроса лица, сопровождающего ребенка, предназначен для проверки развития ребенка в условиях ПМПК(С).

Поведение ребенка: издает отдельные гласные и согласные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым.

Взрослый отвечает, что ребенок издает звуки, и приводит пример.

3 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке).

Материал — яркая звучащая погремушка.

Методика выявления (проверяют только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикаль-ном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикальном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.

Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение: проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).

Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в течение 25 — 30 с, обращаясь 3 раза.

Если ребенок не контактирует, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, радуется ли ребенок в ответ на общение, как проявляет радость.

Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5 — 10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.

В ответах взрослого, сопровождающего ребенка, перечисляются эти же компоненты; ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, лежащим в манеже на спине между другими детьми.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормошит, радует их.

Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

Материал — две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10 — 15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10 — 15 см над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, в которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.

Помощь ребенку: если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок поднимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки опускают ниже, на необходимую высоту, и сдвигают ленты до ширины размаха рук.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли на них руками ребенок.

Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2 — 3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

Взрослый отвечает положительно на оба вопроса.

4. Движения общие: лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).

Материал — яркая погремушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20 — 30 см над подстилкой на расстоянии 50 — 70 см от ребенка. Если он не пытается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль позвоночника.

Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин; удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под мышки (под грудью).

Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с; при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Методика выявления (разрешается проверять только у ре-Пенка, удерживающего голову в вертикальном положении): взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.

Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упора ног не возникает, надо положить ребенка на спину и, прижав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или своему животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ребенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, захватывая внутренний и наружный своды стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.

Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

4 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется).

Методика выявления: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 3 — 5 с) повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Ласково говорят с ним. При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитателей, няня группы.

Поведение ребенка: на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции: поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Материал — громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 50 — 70 см, гремят погремушкой 3 — 4 раза (паузы — 2 с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: слушает в течение 2 — 3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с; по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.

Материал (можно без материала) — металлофон, губная гармошка.

Методика выявления: ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спокойную) песню. Пауза — 15 — 30 с. Затем играет или поет ребенку оживленную плясовую мелодию. После паузы 15 — 30 с опять поет колыбельную.

Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекватной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживленно двигая его руками и ногами, поглаживая ручки и ножки во время звучания колыбельной мелодии.

Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется призвуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5 — 10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение: во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления.

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок лежит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игрушкам, вызывая их звучание, приводя их в движение и касаясь рук ребенка. При необходимости взрослый может поговорить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ре-Пенка.

Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью дополнительных приемов и воздействий, она возникает не сразу, трудно и длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.

Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более; громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до 3 раз.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, как радуется ребенок, умеет ли смеяться.

Поведение ребенка: радуется, громко смеется.

Взрослый отвечает положительно на второй вопрос; ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Методика выявления: наблюдает за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40 — 50 см от других детей.

Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Материал — погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5 — 10 см над грудью ребенка по средней линии.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он делает с игрушками, как действует.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).

В ответе взрослого перечислены все эти действия ребенка.

5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.

Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой (речевой) активности, т.е. через 10 — 15 мин после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.

Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, произносит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит.

Поведение ребенка: гулит сам или через 1 — 3 мин после общения с ним взрослого.

Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.

7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Материал — бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.

Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.

Задают вопросы взрослому, где руки ребенка во время кормления, придерживает ли он руками то, из чего ест.

Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.

Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.

5 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Методика выявления: ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.

В доме ребенка рекомендуется при проверке развития у детей способности различать вызывать узнавание взрослых, наиболее часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).

Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незнакомого.

Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.

Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реагирует на знакомых и незнакомых.

2. Слуховые ориентировочные реакции: узнает голос матери или близкого человека.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, издали, вне поля его зрения, ласково говорит незнакомый взрослый в течение 30 с, после паузы (30 с) — мать или другой знакомый взрослый и опять после паузы — незнакомый взрослый.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на голос знакомого человека, то проверить реакцию ребенка на голос мужчины и знакомого взрослого.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, как реагирует ребенок на ее голос, узнает ли ребенок ее голос.

Поведение ребенка: к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает.

Из ответов взрослого понятно, что ребенок узнает его голос; различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему и так, чтобы он не видел выражения лица взрослого, говорят ласково 3 — 4 раза, после паузы (5 с) — строго и опять ласково.

Помощь ребенку: если реакция отсутствует, разрешается повторить обращение к ребенку с разной интонацией, так чтобы он увидел изменение мимики взрослого в соответствии с интонацией.

Задают вопросы взрослому, разговаривает ли он с ребенком строго, как он ведет себя при этом, успокоится ли он, если с ним потом заговорить ласково.

Поведение ребенка: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и описывает адекватное поведение, отвечая на второй и третий вопросы.

3. Эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Методика выявления: ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит в манеже, где бодрствуют несколько детей. Взрослый наблюдает за его поведением.

Помощь ребенку: если общения между детьми не возникает, то взрослый кладет наблюдаемого ребенка ближе к другим детям (30 — 40 см) и вкладывает в руку одному из соседей наблюдаемого ребенка погремушку, гремит ею, тормошит ребенка, вызывая оживление, но не разговаривает с ним.

Поведение ребенка: осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.

4. Движения руки и действия с предметами: а) берет игрушку из рук взрослого.

Материал — погремушка с длинной ручкой (10 — 12 см).

Методика выявления: на высоте 20 — 30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, держат погремушку в течение 5 с, привлекают к ней внимание, передвигая погремушку слегка в сторону и вызывая звук.

Помощь ребенку: если реакции хватания не возникает, рекомендуется поглаживание рук ребенка от плеча до кисти по внутренней и наружной сторонам руки, потряхивание кисти с фиксацией руки в локтевом суставе, потряхивание кисти с фиксацией руки в лучезапястном суставе; тормошение ребенка с целью вызвать общее оживление. После этого необходимо повторно проверить способность ребенка взять игрушку, которую взрослый держит над его грудью (можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне ладоней правой и левой руки, а затем опять показать игрушку).

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной рукой); удерживает в руке игрушку.

Примечание. Этот показатель проверяется только у тех детей, которые умеют четко брать игрушку из рук взрослого.

Материал — погремушка с длинной ручкой (10 — 12 см).

Методика выявления: та же.

Помощь ребенку: если ребенок, взяв игрушку, сразу выпускает ее, необходимо побудить его опять взять ее, после чего взрослый своей рукой помогает ребенку удержать игрушку в течение 30 с. После этого повторяют проверку умения удерживать игрушку.

Поведение ребенка: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее в течение 30 с.

5. Движения общие: долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку, так чтобы он не касался ее руками, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок лежит, не опираясь на ладони выпрямленных рук, то надо несколько раз провести рукой от затылка до копчика вдоль позвоночника, поглаживая спину. Вызвать сосредоточение на игрушке, стоящей перед ребенком, после чего медленно поднимать ее вверх выше головы ребенка, па том же расстоянии от глаз ребенка.

6. Поведение ребенка: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот.

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.

Помощь ребенку: если у ребенка не возникает попытки перевернуться на живот, необходимо помочь ему, взяв за кисть руки, слегка потянуть, чтобы помочь лечь на бок, и, если после этого ребенок сам не перевернулся на живот, проверка развития движений прекращается.

Если ребенок не переворачивается, задают вопросы врослому, сопровождающему ребенка, пытается ли ребенок сам перевернуться на живот, быстро ли он это делает, часто ли переворачивается.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого.

Взрослый отвечает положительно на все три вопроса; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Методика выявления: ребенка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору.

Помощь ребенку: если упор ног не возникает, кладут ребенка на спину, упирают его ноги в вертикальную опору или в свой живот и поглаживают ножки от бедра до ступни, после чего опять проверяют наличие упора ног.

Поведение ребенка: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.

7. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит.

Методика выявления: наблюдают в течени

Наши рекомендации