Как двойные стандарты помогают остаться психологически здоровым.
Та атмосфера, в которой ребенок воспитывается, будет формировать его мировоззрение. А человек становится таковым, каков он есть, под влиянием общественных парадигм как конформное и корпоративное существо. Это ярко проявляется на примере тех людей, которые родились в 20-30-ые годы 20-го столетия. Тогда в обществе действительно верили в мировую революцию и тому подобные утопические идеи. И это мировоззрение вошло в плоть и кровь родительского поколения.
Мое поколение родилось уже тогда, когда начали действовать двойные стандарты: одни для площадей, другие для кухонь. И общество таким образом как бы говорило нам: “Не принимайте слишком близко к сердцу все, что говорится с трибун. Это не совсем правильно, но сразу отказаться от прежних гимнов мы не можем. Вы же стройте жизнь по своему усмотрению и на основе здравого смысла.” Поэтому нам так легко было отказаться от обветшалых концепций. А поколение 20-30-х продолжает ходить с красными флагами и голосовать за коммунистические идеи.
Устойчивые влечения, которые в течении всей жизни будут определять интересы и приоритеты человека, могут формироваться по-разному. Если человек оказывается одержим идеей добиться чего-либо любой ценой (как Суворов - стать Генералиссимусом), то это может вырасти из зависти слабого перед сильными.
Замечено, что почти все тираны в истории планеты были маленького роста (Суворов, кстати, тоже). Обиды, которые они перенесли в детстве от своих более рослых сверстников из-за маленького роста, спрессовались в такую гремучую смесь, что заставило их бросить ВСЕ свои силы на то, чтобы доказать людям: “Я БОЛЬШОЙ И СИЛЬНЫЙ! И со мной шутки плохи!”
Если родители в “нежном” возрасте ребенка часто ссорились (или даже дрались в его присутствии), то все дальнейшее развитие ребенка может пойти под знаком испуга и тревожного ожидания. Если развитие ребенка происходило в конфликтной среде, если его часто унижали или он видел плохие примеры поведения окружающих его людей, то это ОБЯЗАТЕЛЬНО в той или иной мере проявится в его поведении во взрослой жизни.
Очень плохо, когда ребенок воспитывается в условиях диссоциации между тем, что внедряется в него (будь таким, поступай так) и тем как при этом поступают родители в подобных ситуациях. Например, если отец на глазах ребенка избивает мать, он может сознательно осуждать отца за отношение к матери. Но обращаться со своей женой он будет примерно так, как впитал в себя в детстве! И что бы ни говорили в школе об отношении к женщинам, поведение отца станет для него неосознаваемым ориентиром.
Родительские программы обладают колоссальным воздействием на всю систему взаимоотношений человека с миром потому, что они лежат чуть ли не в самой основе психики, непосредственно после императивных потребностей второго уровня. Человек может всю жизнь выполнять какие-либо абсурдные установки, которые были внедрены в него во время его взросления.
Он будет мучаться, надрывать жилы! Но отказаться от выполнения этих программ он НЕ МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ! Для его бессознательного нарушение родительских программ может граничить со святотатством. И оно сделает все для того, чтобы человек не стать «богохульником».
Есть такое выражение: “Наиболее ярые трезвенники вырастают в семьях алкоголиков!” И это действительно так. Эти люди с младых ногтей нагляделись на те “художества”, которые выписывали их родители под винными парами. И если эти дети от этого сильно страдали, то они давали себе детскую клятву: “От алкоголя ВСЕМ плохо! НИКОГДА в жизни я не выпью ни капли!” И когда такие люди, будучи уже взрослыми, берут в руки рюмку, внутри них включается базовая “материнская” программа отвращения к алкоголю, которая по своей силе воздействия на их поведение может быть сравнима с инстинктом самосохранения.
А вот у алкоголиков и наркоманов индивидуальное развитие складывалось так, что они или вообще не получили этих блок - программ или же они были очень слабенькими. И природное влечение к наркотическому удовольствию у таких людей в конце концов победило все социальные ограничители.
Мама бессмертна?
Родительские программы продолжают руководить людьми до самой смерти. И если родителям почему-то втемяшилось в голову, что воспитание ребенка должно идти по типу: «Шаг влево, шаг вправо – расстрел!», то затем таким людям приходится многие годы не на жизнь, а на смерть бороться за свою независимость. Может быть, что от каких-то уж совсем одиозных программ человек освободится (или же научится их обманывать). Но большая часть этих программ продолжают определять выборы человека в течении длительного времени.
Такие люди внешне постоянно доказывают себе и окружающим, что они “взрослые”, что сами и на сознательном уровне делают выборы. Но очень часто они ни на шаг не приближаются к этому состоянию.
Эта “война за независимость” на самом деле очень напоминает бутафорскую, затеянную бессознательным для того, чтобы сознание было довольно (и не чувствовало себя его рабом). Оно как бы говорит: “Мы на самом деле не можем освободиться от Божественных Заветов Матери. Но сознание не должно знать об этом - пусть думает, что борьба за независимость успешна”.
Например, у меня была одна пациентка, которая сказала мне такую фразу: “Я всю жизнь ПЫТАЮСЬ освободиться от вмешательства матери в мои дела. Но никак НЕ МОГУ это сделать!” Слово “пытаюсь” само по себе уже несет компонент неуверенности в положительном результате предпринимаемых усилий. А после слов “не могу” само собой просится продолжение - “себе позволить”.
То есть на сознательном уровне она вроде бы боролась за независимость. Но фактически ничего в этом плане не делала! Кстати, когда я таким образом расшифровал для нее истинные механизмы ее поведения, для нее это было шоком!