Организация благоприятных социально-психологических условий пребывания пациентов в отделении
К лечебно-охранительному режиму относятся меры, способствующие повышению общего нервно-психического тонуса пациента, устранению факторов, влияющих на их самочувствие; поддержанию санитарно - гигиенических условий в палатах, которые исключают различные раздражители и обеспечивают максимальный покой больного.
Любому пациенту, поступающему на лечение в наше отделение, стараемся создать благоприятные социально-психологические условия пребывания в стационаре, способствующие эффективному лечению, нравственному и психологическому покою, уверенности пациента в быстрейшем и полном выздоровлении, чтобы пациент чувствовал себя удобно, раскованно, в безопасности, чтобы не было унижено его человеческое достоинство. При поступлении пациентов стараемся формировать палаты по тяжести заболевания (чтобы тяжелобольные не лежали в одной палате с более «легкими», ходячими пациентами). Часто в нашем отделении проходят лечение беременные пациентки с декомпенсацией сахарного диабета, для них также создаем благоприятную психологическую обстановку. Соблюдается распорядок дня (обязателен тихий час, отбой в 23.00).
В нашем отделении есть все для того, чтобы пациенты чувствовали себя комфортно: просторные палаты с количеством не более 5 коек, из окон которых открывается прекрасный вид на набережную и реку; в каждой палате имеются санузел, кнопка вызова медсестры; в отделении есть душ; оборудована уютная столовая; в холлах много цветов и картин; создана небольшая библиотека; при выписке можно вызвать такси к самому корпусу. Весь персонал нашего отделения отличается доброжелательными отношениями с пациентами, его родственниками, а также с коллегами по работе. Все это способствует скорейшему выздоровлению пациентов нашего отделения.
Объем выполняемой работы
Медицинские сёстры 6-ого терапевтического отделения работают в две смены. В дневное время, когда труд более интенсивен, работают 3 сестёры: 2 палатные, 1 процедурные, старшая сестра. В вечернее и ночное время 2 медсестры. Младший медицинский персонал работает согласно графику, составленному мной и утверждённому администрацией ЛПУ, и выполняет свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями. Днём работают 1 и с/хозяйка санитарки, в вечернее и ночное время - 1. В мои обязанности входит планирование и контроль деятельности среднего и младшего персонала.
Я, как старшая сестра 6-ого терапевтического отделения, нахожусь в подчинении заведующего отделением, главной медицинской сестры, главного врача стационара. В своей работе руководствуюсь инструкциями вышестоящих организаций и должностной инструкцией старшей медицинской сестры 6-ого терапевтического отделения. В основу моей работы положены приказы и инструкции. Для того чтобы сделать свою работу более продуктивной и целенаправленной, я составляю годовой план работы (приложение 10). Перед этим провожу подготовительную работу:
1. Анализирую выполнение работы за предыдущий год, обращаю внимание на причины невыполнения отдельных пунктов, решаю, какие из них следует перенести на следующий год.
2. Анализирую недостатки, ошибки, упущения в работе сестринского персонала и намечаю пути их преодоления.
3. Формулирую основные задачи перед средним и младшим персоналом на планируемый год.
Готовый план утверждается администрацией ЛПУ. Он становится нормативным документом, обязательным для исполнения. Кроме годового плана составляю план на месяц и планирую свою деятельность на каждый день.
Как медицинская сестра-руководитель выполняю следующие функции:
· участвую в планировании ресурсов и программ работы лечебно-профилактического учреждения
· координирую работу подразделения;
· контролирую установленные стандарты для оценки качества в работе;
· инспектирую работу среднего медицинского персонала;
· составляю отчеты о работе;
· распределяю обязанности среднего медицинского персонала;
· участвую в подготовке и обучении медперсонала.
, Составляю график работы персонала, табель на оплату рабочих часов в конце месяца и график отпусков в конце года.
Ежедневно присутствую на передаче смен на посту медсестры, у постели тяжелобольных и на утренней конференции. Дежурная смена докладывает в присутствии заведующего отделением, врачей, медсестёр и сестры-хозяйки о прошедшем дежурстве.
Каждое утро составляю сводку движения пациентов в отделении, которую передаю в кабинет статистики. Оформляю листы нетрудоспособности, справки для выписывающихся пациентов.
Провожу выписку лекарственных препаратов в соответствии с потребностью отделения, согласно письменным заявкам палатных и процедурных сестёр. Я, совместно с заведующей отделением, несу ответственность за хранение и расход лекарственных препаратов, а также за порядок в местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения. Все медикаменты хранятся в аптечных или фабричных упаковках. В местах хранения соблюдается световой и температурный режим (приказ № 706-н « Об утверждении правил хранения лекарственных средств»). Наркотические и сильнодействующие препараты при необходимости медицинские сёстры получают в кабинете выдачи наркотиков, с заполнением истории болезни и листа назначений. По истечению месяца я предоставляю в бухгалтерию ЛПУ отчёт о движении лекарственных препаратов в отделении.
Осуществляю контроль правильного ведения медицинской документации, чёткого заполнения журналов, направлений.
Обязательным для меня является контроль раздачи пищи пациентам. В кормлении принимают участие буфетчица и медицинские сёстры. Раздача пищи производится в халатах с маркировкой « Для раздачи пищи».
Так же осуществляю контроль работы палатных и процедурных медицинских сестёр: контролирую технику выполнения сестринских манипуляций, качество проверки врачебных назначений, раскладку и раздачу лекарственных препаратов по листам назначений, знания правил ухода за тяжелобольными, проведение профилактики пролежней (приказ от 17.04.2002 № 123 «Протокол ведения больных. Пролежни»), проверяю знания сан-эпидрежима отделения. Медицинские сёстры пришедшие из других стационаров города столкнуться в своей работе с особенностями ухода, лечения и обследования у пациентов с эндокринной патологией. Моей задачей, как руководителя сестринской службы отделения, стало обучение медицинских сестёр особенностям уходу за нашими пациентами . Медицинская сестра должна чётко знать и уметь грамотно объяснить , ответить на волнующие его вопросы, находящиеся в сестринской компетенции.
Заключительным элементом в функциях управления является анализ, позволяющий объективно оценивать результаты деятельности сестринского и младшего медицинского персонала подразделения. Он осуществляется на основе статистических материалов деятельности подразделения, расходовании лекарственных средств, спирта и др., отзывов пациентов и их родственников.
В своей работе руководствуюсь действующими законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, Уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка, приказами вышестоящих должностных лиц, должностной инструкцией. Имею первую квалификационную категорию и сертификат по специальности «сестринское дело». Нахожусь в непосредственном подчинении заведующей отделением, лечащих врачей, главной медицинской сестры. Владею смежными специальностями: палатная медицинская сестра, процедурная медицинская сестра.
Как палатная (дежурная) медицинская сестра работаю на посту, выполняя врачебные назначения, осуществляя сестринский уход за больными. Несу ответственность за выполнение врачебных назначений, соблюдение лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов, правильное оформление и ведение медицинской документации, соблюдение больными и их посетителями правил внутреннего распорядка больницы.
Правильное ведение медицинской документации обеспечивает адекватное осуществление лечения больных, контроль за динамикой лечебно-диагностического процесса и использованием материально-технических средств, учёт выполняемой медицинским персоналом работы. В отделении веду следующую отчетно-учетную документацию согласно Приказу МЗ СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «Об утверждении первичной медицинской документации в учреждениях здравоохранения»:
- форма 003/у - медицинская карта стационарного больного;
- форма 066/у - статистическая карта выбывшего из стационара;
- форма 007/у - журнал учёта движения больных стационара;
- форма 007/у-02 - листок учёта движения больных коечного фонда стационара;
- форма 004/у - температурный лист
- форма 336/у - журнал учёта качества предстерилизационной обработки;
- форма АП-60 - журнал учёта психотропных и сильнодействующих веществ;
- форма 029/у - журнал учёта процедур;
- форма 060/у - журнал учёта инфекционных заболеваний;
- форма 038-0/у - журнал учёта санитарно-просветительной работы;
- форма 058/у - экстренное извещение об инфекционных заболеваниях;
В соответствии с нормативной документацией веду журналы и тетради: передачи смен, записи на диагностические обследования, учёта медикаментов процедурного кабинета, учета микротравм, температурного режима холодильника, регистрации генеральных уборок, учёта биохимических анализов.
Своевременно и качественно выполняю все профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом. Осуществляю подготовку пациентов к исследованиям, накануне предупреждаю о характере подготовки, провожу индивидуальную беседу, во время которой стараюсь объяснить, что за исследование и с какой целью оно проводится, объясняю важность процедуры для постановки диагноза. Исследования проводятся с письменного согласия больного.
При наличии в отделении тяжелобольных, находящихся на постельном режиме, осуществляю их санитарно-гигиеническое обслуживание. Провожу мероприятия по профилактике пролежней. В своей работе руководствуюсь требованиями Отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни» (ОСТ 91500.11.0001-2002).
Проверяю соблюдение правил по хранению и срокам годности пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках и тумбочках пациентов. Контролирую санитарно-эпидемиологический режим буфетной комнаты.
На протяжение всей смены веду наблюдение за состоянием пациентов, в случае изменений, требующих срочных мер, ставлю в известность врача отделения, а в его отсутствии – дежурного врача. При необходимости могу оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в соответствии со стандартами практической деятельности. Владею навыками сердечно-легочной реанимации по АВСД.
Также во время дежурной смены работаю в процедурном кабинете. Делаю плановые подкожные и внутримышечные инъекции, внутривенные капельные вливания. Осуществляю забор крови для срочных биохимических анализов. Выполняю инъекции инсулинов, соблюдая правила введения, которые определены их профилем действия. Измеряю уровень глюкозы в крови при помощи глюкометра.
Количественные показатели
Втаблице 7 представлены количественные показатели выполненных мной манипуляций за отчетный период.
Количественные показатели за 2013 год (Абс., %)
Таблица 7
Виды манипуляций | Выполнено всего медсестрами за 2013г. | Выполнено мною за 2013г. | % моего участия |
Прием и сдача дежурств, контроль за санитарным состоянием палат, холодильника для пациентов | |||
Смена белья, профилактика пролежней | |||
Антропометрия | 9,6 | ||
Осмотр на педикулез | 15,4 | ||
Оформление историй болезней | 8,3 | ||
Снятие врачебных назначений, ведение документации | 365 дней (ежедневно) | 102 дня | |
Раскладка, раздача лекарств | |||
Помощь буфетчице при раздаче пищи | 18,6 | ||
Кормление тяжелобольных | 9,3 | ||
Транспортировка больных на сидячей каталке | 9,1 | ||
Транспортировка больных на лежачей каталке | 8,4 | ||
Подготовка больных к исследованиям | 13,7 | ||
Постановка очистительных клизм | 8,9 | ||
Эвакуация содержимого желудка | |||
Катетеризация мочевого пузыря | |||
Промывание мочевого пузыря | 8,1 | ||
Наложение повязок на конечности | 8,4 | ||
Проведение пробы по Зимницкому | 8,3 | ||
Проверка мочи на наличие ацетона | 8,9 | ||
Учет количества выпитой и выделенной жидкости | 8,3 | ||
Измерение температуры тела | |||
Измерение АД, пульса | 6.8 | ||
Снятие ЭКГ | 9,4 | ||
Накрытие стерильного стола | 8,3 | ||
Приготовление дезрастворов, дезинфекция, предстерилизационная очистка инструментария | 8,9 | ||
Приготовление мягких укладок для стерилизации | 365 дней (ежедневно) | 52 дня | 14,2 |
Внутривенные вливания и приготовление систем для них | 9,8 | ||
Постановка периферического катетера и уход за ним | 6,8 | ||
Забор крови из вены на анализы | 2.3 | ||
Внутримышечные и подкожные инъекции | 10,7 | ||
Инъекции инсулина при помощи шприцов | |||
Инъекции инсулина при помощи шприц-ручек | |||
Определение уровня глюкозы в крови при помощи глюкометра | 8,8 | ||
Использование шприцевого насоса (помпы) для инфузий | Применено к 12 пациентам | 3 пациента | |
Взятие мочи на посев | 8,2 | ||
Взятие крови на посев | 8,2 | ||
Итого | 11,4 |
Процент моего участия в манипуляциях от общего количества по отделению составляет 11,4% при норме на одну медсестру 7.1%, что объясняется тем, что я работаю в среднем на 1,5 ставки. Процентные колебания связаны с графиком работы, т.е. с дежурствами в вечернее и ночное время.
Наибольший процент (29) приходится у меня на инъекции инсулина при помощи шприц-ручек, что объясняется тем, что я работаю инструктором школы «Диабет» по совместительству и объясняю и показываю пациентам технику инъекций. Высокие проценты на прием и сдачу дежурства (28%) объясняются тем, что за смену мы их осуществляем 2 раза, оформление историй болезни и ведение документации (28%) проводится ежедневно несколько раз за смену, раскладка и раздача лекарств (23%) – до 3 раз в день за смену.
Наименьший процент (2,3) приходится у меня на забор крови из вены на различные анализы, что объясняется наличием в отделении процедурной медицинской сестры, выполняющей данные манипуляции, назначенные в плановом порядке. Я беру кровь из вены в вечернее и ночное время только по срочным показаниям.
Инновации
В нашем отделении для измерения уровня глюкозы в крови широко применяем глюкометр. Сначала использовался глюкометр Акку-Чек Актив, а в настоящее время - Контур ТС - оптимальное сочетание простоты и высоких технологий.