Принцип дифференцированного подхода

С учетом принципа дифференцированного подхода, составляются индивидуальные микропрограммы для детей с различными формами церебрального паралича и дизартрии, их сочетанными и осложненными формами. Используя универсальные схемы (см. таблицы логопедического массажа и массажа по точкам), подбираются комплексные приемы и методы с учетом формы, степени выраженности дефекта, сопутствующих заболеваний. Ниже приведены примеры различных вариантов комплексных нагрузок.

1 вариант:

а) сегментарный массаж шейно-плечевого отдела (массажист);

б) логопедический массаж;

в) пассивно-активная гимнастика;

г) дыхательные упражнения.

2 вариант:

а) плантарный (рук и кистей) массаж (массажист);

б) ЛЛФК (пассивно-активная гимнастика дистальных отделов с использованием вспомогательных средств);

в) задания, направленные на развитие фонематического слуха.

3 вариант:

а) занятия в бассейне (инструктор ЛФК);

б) логопедический массаж;

в) пассивно-активная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Приложение 1. Как изготовить логопедическую щетку "Ёжик"

1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревянными зубьями; с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка.

2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы.

3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен).

Принцип дифференцированного подхода - student2.ru

Приложение 2. Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"

1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б").

1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик".

1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа

хлоп - хлоп похлопывающие движения по ладони
моя рученька поглаживающие - от кисти к локтю
С горки - поглаживающее - от локтя к кисти
бух похлопывающее - по ладони
на горку - поглаживающее - от кисти к локтю
Ух похлопывающее - по локтевому суставу

1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).

Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток па обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").

2. Упражнения па соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например:

/ / / / / / / /

"Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу".

С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.

тук, тук-тук,

Тук-тук-тук.

3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием):

а) с наращиванием ряда:

хлоп - хлоп - хлоп,

хлоп-хлоп,

хлоп.

б) с заданным количеством (один - много).

3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно).

3.3. Со сменой ударения (громко - на ударных слогах, тихо – на безударных).

3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:

Звукоподражания Движения
бом - бом хлоп - хлоп тук - тук хлопки ладонью по столу хлопки в ладоши ребром ладони по столу

3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию). 4. Упражнения с использованием слоговых рядов.

4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):

а) одинаковых - па-па-па,

б) со сменой темпа (медленно - быстро) –

па-па-па-па,

па-па-па-па;

па-па-па-па-па-па,

па - па - папа - па - па-па-па - па.

в) с наращиванием ряда –

та,

та-та,

та-та-та,

та-та-та-та.

Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и движений не производится в упражнениях а), б).

4.2. Проговаривание слоговых рядов:

а) со сменой согласных-

па-па-та,

па-та-ка,

ка-та -па,

та-па-ка;

б) со сменой парных согласных –

ба-ба-па,

ба-па-па,

па-па-ба,

та-да-да,

та-та-да,

да-та-та.

4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:

а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду);

б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па.

4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого.

4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:

а) Слоговые ряды со сменой гласных:

па-па-пу,

па-пу-па,

пу-па-па.

Слоги со звуком "А " проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу.

б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных:

па-пу-па-пу,

па-па-пу-па-па-пу

4.6 .Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения.

Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.

5. Упражнения с использованием слов.

5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):

а) с различной слоговой структурой,

б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом;

в) слов-паронимов: лак - лук, дом - дым, сова - сама.

5.2. Запоминание цепочки слов:

а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картинки);

б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок),

5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (картинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).

Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)

Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-логопедического обследования и позволяет решать следующие практические задачи:

§ создание "профиля движений" на каждого ребенка,

§ составление индивидуальных планов ЛЛФК,

§ комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведения пассивно-активной гимнастики,

§ отражение динамики движений, что является одним из объективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК.

Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебного года.

Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующими знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер движений - непроизвольный (Н), произвольный (П).

Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимости от года обучения и возраста ребенка.

Наши рекомендации