Принцип дифференцированного подхода
С учетом принципа дифференцированного подхода, составляются индивидуальные микропрограммы для детей с различными формами церебрального паралича и дизартрии, их сочетанными и осложненными формами. Используя универсальные схемы (см. таблицы логопедического массажа и массажа по точкам), подбираются комплексные приемы и методы с учетом формы, степени выраженности дефекта, сопутствующих заболеваний. Ниже приведены примеры различных вариантов комплексных нагрузок.
1 вариант:
а) сегментарный массаж шейно-плечевого отдела (массажист);
б) логопедический массаж;
в) пассивно-активная гимнастика;
г) дыхательные упражнения.
2 вариант:
а) плантарный (рук и кистей) массаж (массажист);
б) ЛЛФК (пассивно-активная гимнастика дистальных отделов с использованием вспомогательных средств);
в) задания, направленные на развитие фонематического слуха.
3 вариант:
а) занятия в бассейне (инструктор ЛФК);
б) логопедический массаж;
в) пассивно-активная гимнастика;
г) голосовые упражнения.
Приложение 1. Как изготовить логопедическую щетку "Ёжик"
1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревянными зубьями; с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка.
2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы.
3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен).
Приложение 2. Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"
1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б").
1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик".
1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа
хлоп - хлоп | похлопывающие движения по ладони |
моя рученька | поглаживающие - от кисти к локтю |
С горки - | поглаживающее - от локтя к кисти |
бух | похлопывающее - по ладони |
на горку - | поглаживающее - от кисти к локтю |
Ух | похлопывающее - по локтевому суставу |
1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).
Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток па обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").
2. Упражнения па соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например:
/ / / / / / / /
"Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу".
С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.
3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
тук, тук-тук,
Тук-тук-тук.
3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием):
а) с наращиванием ряда:
хлоп - хлоп - хлоп,
хлоп-хлоп,
хлоп.
б) с заданным количеством (один - много).
3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно).
3.3. Со сменой ударения (громко - на ударных слогах, тихо – на безударных).
3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:
Звукоподражания | Движения |
бом - бом хлоп - хлоп тук - тук | хлопки ладонью по столу хлопки в ладоши ребром ладони по столу |
3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию). 4. Упражнения с использованием слоговых рядов.
4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):
а) одинаковых - па-па-па,
б) со сменой темпа (медленно - быстро) –
па-па-па-па,
па-па-па-па;
па-па-па-па-па-па,
па - па - папа - па - па-па-па - па.
в) с наращиванием ряда –
та,
та-та,
та-та-та,
та-та-та-та.
Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и движений не производится в упражнениях а), б).
4.2. Проговаривание слоговых рядов:
а) со сменой согласных-
па-па-та,
па-та-ка,
ка-та -па,
та-па-ка;
б) со сменой парных согласных –
ба-ба-па,
ба-па-па,
па-па-ба,
та-да-да,
та-та-да,
да-та-та.
4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:
а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду);
б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па.
4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого.
4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:
а) Слоговые ряды со сменой гласных:
па-па-пу,
па-пу-па,
пу-па-па.
Слоги со звуком "А " проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу.
б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных:
па-пу-па-пу,
па-па-пу-па-па-пу
4.6 .Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения.
Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.
5. Упражнения с использованием слов.
5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):
а) с различной слоговой структурой,
б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом;
в) слов-паронимов: лак - лук, дом - дым, сова - сама.
5.2. Запоминание цепочки слов:
а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картинки);
б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок),
5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (картинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).
Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)
Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-логопедического обследования и позволяет решать следующие практические задачи:
§ создание "профиля движений" на каждого ребенка,
§ составление индивидуальных планов ЛЛФК,
§ комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведения пассивно-активной гимнастики,
§ отражение динамики движений, что является одним из объективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК.
Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебного года.
Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующими знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер движений - непроизвольный (Н), произвольный (П).
Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимости от года обучения и возраста ребенка.