Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подхода

ü Отсутствие в классе отстающих учащихся;

ü Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;

ü Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;

ü Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;

ü Развитие способностей учащихся.

Методологической основой дифференциации и индивидуализации образовательного процесса являются следующие принципы обучения:

1. ученик является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса;

2. цель формирования способов умственной деятельности имеет приоритет перед целью наполнения памяти ребёнка информацией;

3. учебная деятельность ребёнка является полноценной: включает этапы целеполагания, планирования, организации деятельности. Реализации целей, анализа и оценки результатов;

4. рефлексия является обязательной частью учёбы ребёнка;

5. творческая деятельность имеет приоритет по сравнению с репродуктивной.

Три варианта дифференциации обучения учащихся в школе:

1. Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по истории и русскому языку с углубленным изучением этих предметов (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся).

3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психологической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Способы дифференциации:

§ содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

§ содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

§ задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

§ используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

§ предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

1.Индивидуальные дифференцированные уровневые задания применяются учителем на уроке с самостоятельной работой. Они направлены на проверку оперативности, гибкости, конкретности, осознанности и прочности знаний. Для их выполнения достаточно выделить 10—15 минут.

При выборе заданий разного уровня сложности учащиеся ориентируются на цветовой сигнал индивидуальной карточки: зеленый — первый уровень, синий — второй уровень, красный — третий уровень. Количество заданий в работе зависит от учебного предмета, уровня сложности, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы.

Отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень — три, за второй — четыре, за третий — пять.

Проведя самоанализ знаний, учащиеся могут либо подтвердить умение выполнять задания своего уровня, либо предпринять попытку выполнить задание более сложного уровня. При получении отметки, не удовлетворяющей ученика, она не фиксируется. Учащемуся представляется разовая возможность повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной работы, проведенной с помощью учителя или самостоятельно.

2. Дифференцированные задания с адаптацией применяются для обучения и проверки умения учащихся выполнять работу по образцу. Карточка с адаптацией имеет следующую конструкцию:

1) содержание задания, алгоритм и выполнение задания по нему;

2) содержание аналогичного задания для самостоятельного выполнения учеником по представленному образцу;

3) задание, которое нужно объяснить соседу по парте. Оно предполагает решение школьником своей задачи и его обсуждение с соседом, а также обсуждение объяснения решения задачи соседа (работа в статических парах в адаптивной системе обучения).

В соответствии с теорией поэтапного формирования действий учащиеся, объясняя вслух алгоритм выполненного задания своему соседу по парте, мысленно производят свертывание и обобщение учебной информации. При этом выполняемые действия начинают автоматизироваться.

Карточки такого типа целесообразно использовать для проведения коррекционной работы со «слабыми» и индивидуальной работы с отсутствующими на предыдущих уроках учениками. Кроме этого, каждый ученик при желании во внеурочное время может отрабатывать алгоритм выполнения заданий более сложного уровня. Выставление отметок проводится учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.к. основной функцией дифференцированных заданий с адаптацией является не столько контролирующая, сколько обучающая функция.

Для контроля усвоения теоретических знаний применяются адаптивные карточки с пропусками, которые должны быть заполнены учащимися в процессе первичного контроля усвоения знаний, умений и навыков на уроках разбора нового материала.

З. Разноуровневые тестовые задания. Тест в данном случае - это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у всех школьников вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок.

Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Учащимся предлагается выполнить задание из 10—15 тестов, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени (7—10 минут).

4. Разноуровневые тематические контрольные работы направлены на проверку всех качеств и уровней знаний.Время для выполнения работы — урок. При подготовке разноуровневых контрольных работ необходимо учитывать следующие требования:

§ вариативность;

§ дифференцированный характер (включать задания всех уровней усвоения);

§ возможность добровольного выбора задания определенного уровня сложности;

§ корреляция заданий с оценками «отлично«, «хорошо» и «удовлетворительно

§ +-».

§ 22. Образование и педагогическая мысль в Европе в XVII – XIX вв. Дидактическая система Я.А.Коменского

§ Новое время – это становление и развитие современного образования, в истории которого можно выделить три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII – конец XIX вв., конец XIX в. – настоящее время. Европейское образование XVII–XVIII вв. развивалось на основе идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессионального образования. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные учреждения. С XIX века идет создание учреждений начального и среднего профессионального образования в разных государствах Европы.

§ Ян Амо́с Ко́менский[ - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы. Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII- XVIII веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.Со второй половины XIX века значение Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России). Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.

§ система Я.А. Коменского

§ Источники выработки мировоззрения: античная философия Ф. Бэкон, Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

§ Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами»: (естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения

§ Великая дидактика

§ Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика Структура и содержание «Великой дидактики»

§

§ Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика».

§ Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

§ Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.

§ В данном вступлении автор определяет дидактику как универсальное искусство всех учить всему.

§ При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

§ Педагогическая система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

§ Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

§ «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

§ Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»

§ Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

§ Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [5, с. 260]

§ Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

§ 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

§ Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ.

§ Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения
(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

§ Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

§ Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.

§ Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг" [5, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [5, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

§ Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук".

§ 10.Контроль, оценка и учет результатов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета

§ Система проверки и оценки знаний – это такая её организация, при кот. а) реализуются все функции и принципы в их взаимодействии б) в органическом единстве осуществляются все виды, формы, методы проверки в) соблюдается постоянный характер проверки г) выбирается оптимальный промежуточный или безоценочный интервал уч. Времени. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соедин. С самоконтролем, быть необход. И полезным самому обучаемому. Ф-и: 1) контрольно-ориентирующ. (Если уч деят-ть рассм. Как управляемый процесс, то необходимо его постоянно и систематически контролировать, выявлять рез-ты уч. Деят-ти. На основании этих рез-тов педагог может ориент-ся в том, как протекает познават. Деят-ть) 2) учебная (ф-я обучения) (В процессе проверки ЗУН знания становятся более глубокими, системными, на основе проверки ликвидир. Пробелы) 3) развивающая (при определ. Усл. Орг-и проверки разв. Мышл., памяти, творч. Воображения и др. психологич структур личности учащихся 4) воспитывающая . Методы контроля –способы диагностической деятельности, обеспеч. Обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Современная дидактика выделяет след. Методы контроля: устн. Контроля, письменного, практического, дидактич. Тесты, наблюдение, методы графического контроля (Щукина Г.И.), программированного и лабораторного (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь).

§ Устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, географ. И технолог. Карты, схемы, сообщение об опыте). Основу устного контроля составл. Монологич. Ответ уч-ся или вопросно-ответная форма учащ-ся – беседа, в кот. учитель ставит вопросы и ожидает ответ уч-ся. Устный контроль как текущий пров-ся ещеурочно в индивид., фронтальн, или комбиниров. Форме

§ Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умение применять для решения конкретных задач, проблем. Кроме того выявляется владение письменной речью, умение логично, адекватно излагать текст, давать оценку произведению, проблеме.

§ Выполнение практических работ. Проведение лабораторн. Опытов. При текущем контроле знаний в школе учителем широко исп-ся наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявление поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и др. рез-тов обучения. Рез-ты наблюдения не фикс-ся в офиц. документах, но учит-ся учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке уч-ся, для своеврем. Выявления неусп-ти. Дидактический тест (тест достижений)- это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

§ Под оценкой знаний,умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе или в специальных рекомендациях.

§ Критерии оценки знаний: «Отлично» (материал усвоен в полном объеме, ученик осознанно, системно и логично его излагает, умеет применить его не только в типичных сит-ях, но и в разнотипных, проявл. ТВ-во); «хорошо» (материал усвоен в полном объеме, логично, аргументировано м. применить в разн. Сит-ях, но допуск. Одну ош. Или несколько неточностей); «удовлетв.» (усвоен основн. материал, уч-к может применить его в реш. Задач как мин. По образцу, но допуск. Несколько ошибок и неточностей); «удовлетв» (не владеет уч. Материалом)

§

§ 8. Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Типы уроков и их характеристика в дидактике и методике преподавания школьного предмета.

§ Ф.О.О. – спец. конструкция обучения, хар-р кот.обусловлен его содержанием, мет-ми, приемами, средсвами, видами деят-ти уч-ся. Совокуп. форм обучения сост. организ-ю сис-муобуч-я.

§ 3 сис-мы обуч-я: ●индивидуальная.классно-урочнаялекционно-семинарская.

§ Формы обучения: ●фронтальные (учитель управ-етдеят-ю учащ-ся, работающих над одной задачей)●групповые (ученики объед-ся с одинаков.возможн-ми)●индивид-ые (самостоят-е выполнение один-ых д/ всего класса или группы задания).

§ Классно-урочная с-ма: постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности;учебн. процесс осуществляется в виде отдельн. взаимосвязан.частей – уроков; руководящая роль учителя.

§ Урок – организац-ая форма обучения, с учетом особ-ей каждого из них., исп-ет ср-ва и методы р-ты, ч/бы уч-ки овладевали основами изуч-мого предмета.кот. учитель в теч. точно установ-го врем-ни руководит познават-ной деят-ю группы уч-ся (или законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок).

§ Типы уроков:1) комбинированный (смешанный)- комбинируются разл. виды уч. деят-ти, сообщение нов.знаний, первичное закрепление, повторение изученного 2) уроки изуч-я нов. мат-ла. 3) уроки закреп-ия и повтор-я знаний 4) уроки обобщения и систематизации изученного. 5) уроки выработки и закрепления умений и навыков 6) уроки проверки знаний.

§ Обязат. элемент во всех уроках – организац. этап и подвед-ие итогов урока.

§ Треб-я к уроку :1) наличие квалифиц-го, творческого учителя с хор.метод. и дидакт. подготовкой. 2) наличие сплоченного кол-ва уч-ся с правильно сформированной ценностной орентацией 3) наличие хорошего учеб-ка, нагл. пособия, ТСО, хор. помещения. 4) наличие «+» психол. климата, хор. отнош-й м/у уч-ми и уч-телем, основанных на взаимоуважении.5) cdzpmc ;bpym., производств.деят-ю, личным опытом учащ. К психолого-дид-им (условиям) относят: 1) высокий уровень обученности уч-ся 2) наличие достаточного уровня сформиров-ти мотивов учения и труда у учащихся 3) соблюд-е дид. принципов и правил организ-ии учебно-воспит. процесса. Примение активных форм и методов обучения. В отечественной школе урок остается основной формой обучения.

§ Структура урока— совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока.

§ Другие формы обучения: экскурсия (ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью), практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки).

§ Нестандартные уроки:уроки-деловые игры, уроки творчества, уроки типа КВН, уроки-концерты, уроки – игры «Поле-чудес» и т.д.

§ 18. Теории концепции воспитания и развития человека (технократические, гуманистические).

§ 2 группы концепций: 1) технократич. (рез-т восп-я соотносится с соц. ролью чел-ка) (напр. «строитель коммунизма») 2) гуманистические, цель восп-я – личностное разв-ие, пед. помощь в личност. росте.

§

§ 1) технокр. Воспитание следует строить на рацион-ой основе, по возмо-ти технологизировать форм-ие нужных знаний и качеств личности. В основе технократ. концепции – бихевиоризм : личность-стимул-реакция.(Скиннер). Стимулы – различные жизнен. ситуа-ии. Реакция – поведение и поступки человека. Среда и общ-во предъявл-т различ. требов. личности, ставит в различ. ситуац. Одновременно выдел-ся подкрепленич этих стимулов – + или – оценки поведенч-х реакций чел-ка.

§

§ 2) гуманистическ. Развитие приход. на кон. 50 нач. 60 г. 20в В США.

§ В основе гуманист. концепции – философ. идеи свобод. лич-ти (Колли, Комбс, Роджерс, Дрейфус). «+» технократ. концепции: человек точно уверен как поступать в конкр. сит-ях, но в незнакомой сит-ии он затрудняется, т.к. у него не сформир. творческие кач-ва. «+» гуманист. концепции: формир. самост-ть, творч. потенциал, но завышают значимость вариативности воспитат-ых ср-в.

§ 3 осн. идеи гумм. пед.: 1.идея сотруд-ва и сотвор-ва воспит-ля и воспит-ка (приним. учит. так. как есть, искренн., открыт., доверие, взаимопон., диалог); 2.идея признания чел-ка как высшей ценности (уваж. права и своб., уваж. творч. разви-я, саморазвитие); 3) идея гармония «самости» – внутр. план развит. лич-ти, самопозн., саморегул., самоорганиз.) и «социумости» (Сластёнини) – внешн. план разв. личн-ти, восх-е социал. ценност. и нормами, обычаями., адаптация и самореал-я).

§ Методики гумм. пед-ки: дискуссии, ролев. игры, обсуждение ситуа-й, анализ конф-в. + вниман. к личности. Формир. самост-ть и творч. потенциал. – ослабл. роли учителя, отказ от норм поведения, от жёстких требов-й, чел-к зациклтл. на потреб-х, нравст-е идеалы не ограничены, размыты.

§ Существует много теорий воспитания (Бондаревская – теория воспит-я чел-ка культуры (это чел-к: образованный, творческий, подгот. к жизни в культурном пр-ве, гуманный) Все теории соответ-ют совр. соц. условиям, учитывают практич. опыт авторов, но они пока не имеют отсроченных рез-тов.

§ Восп. сис-ма Караковского: свобода, гуманность, ТВ-во, стремление вперед -) гуманность – вершина нравственности -) духовность, кот. заключается в интеллекте.

§ Духов. ценности – земля - общий дом челов-ва; семья – нач-я стр-ра общ-ва; рез-т разнообраз. труда; мир покой - согласие, усилие человека.

§ Главн. критерий эффект-го развития – развитие личности реб-ка

Роль и место контроля в управленческом цикле. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.

У теоретиков и практиков нет единой точки зрения на эту проблему. Одни говорят, что оценка выступает, как ярко выраженное принудительное средство.

В 1918 году – отмена оценки знаний по 5-балльной шкале, отмена экзамена. Из класса в класс ученики переводились по решению пед.совета, который следил за успеваемостью. Однако: динамика обучения пошла на спад.

Вывод: нерезультативность обучения без оценок.

В 1945 году вернулась 5-ная шкала.

Некоторые считают, что в начальной школе не нужны оценки. Многие ученые признают факт объективности оценочной деятельности. Оценка необходима прежде всего для осуществления внешней обратной связи (контроль со стороны педагога) и внутренней (самоконтроль ученика).

Учителю должно предоставляться право, как и за что ставить оценку, а также какое количество накопленных оценок должно быть у каждого ученика.

Контроль не должен быть рутиной, важен поиск новых способов контроля, как средства стимуляции. Сегодня популярен рейтинг, как оценка роста личных достижений.

Система проверки и оценки знаний – это такая ее организация, при которой:

1)реализуются все функции и принципы в их взаимодействии;

2)в органичном единстве осуществляются все виды, методы, формы практики;

3)соблюдается поэтапный характер проверки

4)выбирается оптимальный промежуточный (безоценочный) интервал учебного времени.

Проверка и оценка знаний (дидактический контроль) – своеобразный метод обучения, который имеет ярко выраженную обучающую и развивающую направленность, соединяется с самоконтролем и должен стать необходимым и полезным самому учащемуся.

Функции проверки ЗУНов:

1) Контрольно ориентирующая (если учеб.деят-ть рассматривается как управляемый процесс, то необходимо его постоянно и систематически контролировать выявляя результаты учебной деятельности. На основании таких результатов педагог может ориентироваться в том, как протекает познавательная деятельность.

2) Учебная (ф-ия обучения) (в процессе практики ЗУнов знания становятся более глубокими, системными, на основе проверки ликвидируются проблемы)

3) Развивающая (при определенных условиях организации проверки развиваются мышления, память, творческое воображение, психологические структуры личности ученика)

4) Воспитывающая (проверка может влиять на дисциплинированность, ответственность, формировать культуру умственного труда; проверка и оценка влияют на культуру межличностного отношения м-у учениками.

Принципы практики ЗУНов:

1. Принцип объективности (его нарушение наносит ущерб всему учебному процессу, необходимо исключить субъективные и преднамеренные оценочные суждения.

Существуют критерии проверки и оценки знаний по каждому предмету, но есть и общие для всех:

- оценка ОТЛИЧНО (материал осознан в полном объеме, ученик осознанно, системно и логично его излагает, умеет применить его не только в типичных ситуациях, но и в разнотипных, проявляет творчество)

- ХОРОШО (материал усвоен в полном объеме, изложение логично, аргументировано, можно применить знания в разных ситуациях, но допускается 1 ошибка или несколько неточностей)

- УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (усвоен основной материал, ученик может применить его в решении различных учебных задач, как минимум по образцу, но допускает несколько ошибок)

- НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО(ученик не владеет учебным материалом)

Проблема двойки состоит в отрицательных эмоциях, иногда бывает средством борьбы за дисциплину. Двойку в журнал лучше не ставить.

12-балльная система оценки в которой:

1 – требуется индивидуальная помощь ученику

12- ученику необходима специальная программа - экстримальный м ах

Недостатки данной системы:

Наши учителя стремятся повысить стимулирующую роль оценки ставят -\+; цифровая оценка дополняется словесной; выставление оценки в дневнике сопровождается записью для родителей.

2. Принцип всесторонности оценки знаний ( как только изучена тема, нужно сразу же оценить знания учащихся. Наряду с этим после изучения крупной темы проводится безотметочная комплексная проверка знаний, затем – ликвидация пробелов, а после – оценочный этап и отметка выставляется в журнал)

3. Принцип систематичности (под сист-ю понимается регулярность в проведении контроля на всех этапах процесса обучения: сколько оценок должно быть у ученика за четверть? По каждой ли теме должна быть отметка? Наиболее оптимальный промежуток между оценками 5-7 дней).

4. Принцип открытости (необходимо комментировать оценку – это даст возможность усовершенствовать свои знания, повысить свою оценку. Ученик смотрит на процесс оценивания и делает вывод об учителе. Также при выставлении итоговой оценки необходимо учитывать удельный вес всех оценок и что за контрольную работу оценка является решающей.)

5. Принцип индивидуализации (знания должны быть индивидуальными, нельзя подменять результаты учения каждого ученика итогами работы группы или класса)

6. Принцип дифференциации ( проверка знаний делится на 2 части: 1. Содержательная – учитываются спец.возможности каждого учебного предмета, отдельных его разделов; 2. Методическая – учитывая индивидуальные качества учащихся требуется применение разных способов проверки и особенности пед.такта.

Все принципы необходимо применять в совокупности.

Виды проверки:

1) Предварительный контроль (выявление ЗУНов по предмету, разделку, который будет изучаться)

2) Текущая проверка (осуществляется из урока в урок)

3) Тематическая проверка (проводится по крупным темам, направл.на систематизацию знаний)

4) Итоговая проверка (за четверть)

5) Заключительная проверка (за весь у.год)

Образовательное и воспитательное значение: ученик может улучшить показатели своей успеваемости.

Формы проверки:

-) индивидуальная

+ учитываются индивидуальные проявления каждого ученика; развитие речи; развитие мышления;

- не всех успеть спросить

-) групповая

+ одновременно 5-7 человек готовят ответ на поставленный вопрос, остальные обсуждают;

- не все учащиеся будут активно работать

-) фронтальная(ставится вопрос перед всем классом)

+ позволяет спросить многих учащихся, экономит время, активирует всех учащихся;

- удачные ответы могут оказаться случайными, не определяет глубину знаний

Методы проверки – способы с помощью которой определяется результативность учебно-познавательного процесса.

1) Метод устного контроля (беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение, чтение текста). В основе: монологический ответ учащегося - вопросно-ответная форма. Устный контроль проводится внеурочно – в индивид, фронтально, комбинированной форме. Проверка знаний: зачет или экзамен.

2) Письменный контроль (контр.раб, излож, сочинен, диктант, реферат). Необходимо показать теоретические знания, умение применить их в решении конкретных задач, оценивается степень владения письменной речью.

3) Практические работы (выполнение физич. упражнений, лаб.работы, выполнение поделок)

4) Дидактические тесты (набор стандартизированных знаний по определенному предмету, что устанавливает степень владения им) В тестах обычно предлагается ответить на рад вопросов или выбрать из предложенных по материалу.

Обработка тестов проводится по след. Критериям:

Существуют 4 типа тестов:

1. Проверка знаний, фактов теорий, которые требуется запомнить и воспроизвести (репродуктивные ответы)

2. Цель: проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний (решение типов задач)

3. Проверка умения давать самостоятельно критическую оценку изученного

Наши рекомендации