Приоритетные направления социальной работы с пожилыми людьми (в отделениях дневного пребывания комплексных центров, социального обслуживанию населению)
Старение населения происходит одновременно с процессом общего снижения уровня жизни. Для Большинства пожилых людей выход на пенсию это снижение доходов в полтора, два и более раз. Отсутствие возможности у пожилых людей самостоятельно или с помощью родственников удовлетворять свои потребности не всегда должно являться основанием для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания.
Поэтому бесспорным остаётся преимущественное развитие сети учреждений нестационарного и полустационарного типа. Благодаря чему многие сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию пожилые люди получили доступ к основным социальным услугам, а также возможность на независимое существование в привычной для них среде жизнеобитания.
К учреждениям с нестационарной и полустационарной формой социального обслуживания относятся центры социального обслуживания, которые являются ведущими по предоставлению социальной помощи на муниципальном уровне.[13]
Социальное обслуживание пожилых и старых людей осуществляется через отделение центров:
- социальной помощи на дому;
- специализированное отделение помощи на дому;
- отделение срочной помощи;
- отделение дневного пребывания;
- служба «Телефон доверия»;
- отделение натуральной помощи и услуг;
Социальное обслуживание может быть постоянным или временным, в зависимости от желания подопечного. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным, в зависимости от доходов пенсионеров.
Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянном или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.
Полустационарными учреждениями нового типа являются геронтологические центры, где при однородном возрастном составе, сходстве потребностей и интересов обслуживающих лиц легче создать комфортную среду жизнедеятельности, поддержать благоприятную психологическую атмосферу, обеспечить пожилых людей медицинской помощью и уходом.[14]
В настоящее время в 10 геронтологических и геронтопсихологических центрах (отделениях) обслуживаются 2,1 тыс. человек. Численность центров социального обслуживания в стране составляет 1744, более трети центров являются комплексными, предоставляющими разнообразные услуги различным категориям населения. В прогнозном периоде ожидается, что сеть центров социального обслуживания будет возрастать ежегодно не менее чем на 50 единиц.
Анализ работы учреждений социального обслуживания показывает, что в 931 центре имеются полустационарные учреждения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.
Анализ работы учреждений социального обслуживания показывает, что в 931 центре имеются полустационарные отделения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.
Социальная поддержка пожилых людей в трудных жизненных ситуациях осуществляется через 1954 отделений срочной социальной помощи.
Самым распространённым остаётся социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому, которые через 12654 отделения пользуются более 1,2 млн. человек. В целом на каждых 10000 пенсионеров надомным обслуживание охвачено примерно 291 человек.
Социально - медицинское обслуживание на дому через 1009 специализированных отделений ежегодно получают около 60 тыс. тяжелобольных престарелых и инвалидов, при этом доля его в общей массе надомных услуг превысила 9% и из года в год увеличивается.
Очевидно, что необходимо продолжать развитие сети нестационарных учреждений как более экономических и приближенных к реальным нуждам пожилых, когда каждый имеет возможность выбирать для себя оптимальный вариант социального обслуживания.
Рассмотрим подробнее деятельность отдельных центров социального обслуживания.
Отделение социальной помощи на дому впервые было организованно в 1987 году и сразу же получило широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главной целью которого - максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.
Основные социальные услуги, указываемые на дому:
- организация питания и доставка продуктов на дом;
- помощь в приобретении медикаментов, промышленных товаров первой необходимости;
- содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинское учреждение, поликлинику, больницу;
- поддержка условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
- организация различных социально - бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи; содействие в обеспечении топливом и т. д.);
- помощь в формировании документов, в том числе для установления опеки и попечительства;
- помещение в стационарные учреждения социального обслуживания;
- содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших;
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Отделение создаётся для обслуживания не менее 120 граждан пожилого возраста, проживающих в городской местности и не менее 60граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально - бытового благоустройства. [15]
Специализированное отделение социальной помощи на дому предназначено для постоянного или временного (до 6 месяцев) социально - бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи, в надомных условиях, гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию и страдающими заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание отделением социальной помощи на дому.
Социально - бытовые услуги пожилым людям оказывают социальные работники, а медицинские услуги - медицинские сёстры.
Должность социального работника водится из расчёта обслуживания одним работником 3 пенсионеров и инвалидов, проживающим в сельской местности или городском частном секторе, не имеющем коммунально - бытовых удобств, и 10 граждан, проживающих в городе.
Отделения выполняют следующие задачи:
- выявление и учёт совместно с органами и учреждениями здравоохранения граждан, нуждающихся в специализированном обслуживании на дому;
- оказание пенсионерам квалифицированного ухода, социально - бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;
- оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их семей;
- обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными;
Социально - бытовая помощь, оказываемая специальным отделением помощи на дому, в основном такая же, как и помощь, которую оказывает отделение помощи на дому. К дополнительным услугам относятся:
- кормление ослабленных пенсионеров;
- оказание санитарно - гигиенической помощи обслуживаемым лицам;
- смена нательного и постельного белья;
- проведение медицинских процедур и т.д.[16]
Служба срочной социальной помощи предназначена для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
В штаб срочной социальной помощи вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а так же психолога и юриста.
Служба социальной срочной помощи оказывает следующие социальные услуги:
- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилья;
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
- организацию экстренной медико - психологической помощи;
- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
- другие срочные социальные услуги. [17]
Отделение дневного пребывания предназначено для социально - бытового, медицинского, культурного обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.
Отделение дневного пребывания является полустационарным, структурным подразделением центра социального обслуживания и создаётся для обслуживания не менее 15 человек.Продолжительность обслуживания отделением дневного пребывания устанавливается исходя из очерёдности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель.
Отделение дневного пребывания в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг оказывает социально - медицинские, правовые услуги, услуги по организации питания, быта и досуга, а так же оказывает содействие в получении образования или профессии инвалидам в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
Отделение дневного пребывания - это своеобразный центр досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.
Основная задача деятельности - помочь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
В последнее время во многих отделениях дневного пребывания активно практикуются новые методы социальной работы, реабилитации пожилых людей.[18]
Отделение натуральной помощи и услуг предназначено для реализации товаров и бытовых услуг по социально низким ценам.
В его структуру обычно входят:
- магазин по реализации продуктов питания и промтоваров первой необходимости;
- парикмахерская;
- швейный цех;
Обслуживание пожилых людей и инвалидов производится по пенсионному удостоверению. Так же отделение участвует в распределении гуманитарной помощи по линии красного креста и других видов благотворительной помощи.
В структуре центра социального обслуживания, кроме перечисленных, могут быть и другие подразделения. Решение о создании того или иного подразделения принимает директор центра по согласованию с управлением социальной защиты населения.
В настоящее время остаётся достаточно высокой потребность в социальном обслуживании в стационарных условиях.
В регионах России функционирует 674 государственных дома - интерната общего типа для престарелых и инвалидов на 92,8 тыс. мест и около 528 муниципальных домов ветеранов, имеющих около 1,7 тыс. мест. Граждане пожилого возраста, страдающие различными психическими заболеваниями, получают помощь в 542 психоневрологических интернатах, 17 домах - интернатах милосердия.
В учреждениях социального обслуживания стационарного типа для граждан пожилого возраста создаются соответствующие возрасту, состоянию психического и соматического здоровья условия проживания, проводятся мероприятия социальной, социально - трудовой и медицинской реабилитации, организации досуга и отдыха.
К стационарным учреждениям социального обслуживания пожилых и старых людей относятся:
- дома - интернаты общего типа (дома для престарелых);
- пансионат для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, престарелых отдельных профессиональных категорий (артистов и т.д.);
- специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально - бытового назначения;
- специализированные дома - интернаты для бывших заключённых, достигшим старческого возраста;
- дома (отделения) милосердия;
- стационары временного проживания;
- дома - интернаты для психохроников.[19]
Рассмотрим более подробно наиболее распространённый тип стационарного учреждения социального обслуживания - дома интерната общего типа.
Дома - интернаты предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов, одиноких супружеских пар, нуждающихся по состоянию здоровья повседневной социально - бытовом обслуживании и периодическом или постоянном уходе.
Для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах - интернатах обычно предусмотрены два отделения. Это отделение для лиц, способных к частичному самообслуживанию и передвижению по дому - интернату и прилегающему к нему участку, и отделение для нуждающихся в постоянном уходе. Каждое отделение должно иметь набор помещений для проведения социально - бытовых, гигиенических и лечебно профилактических мероприятий.[20]
Кроме отделений для проживания в домах - интернатах предусмотрены помещения общественного назначения: кинозал, библиотека, актовый зал, клуб, комната отдыха с набором требуемых технических средств, музыкальных инструментов, настольных игр, столовая с пищеблоком, медицинские кабинеты, лечебно - трудовые мастерские, служебные и хозяйственные помещения, необходимые для нормального функционирования дома - интерната.
В соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг в домах - интернатах предоставляются следующие вид услуг:
- услуги по организации питания, в том числе диетического, быта;
- обеспечение ухода с учётом состояния здоровья;
- квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитация, своевременная диагностика осложнений и обострений хронических заболеваний;
- оказание психологической помощи;
- организация оказания стоматологической, зубопротезной и протезно - ортопедической помощи;
- организация консультативной помощи лечебно - профилированных учреждений и перевод проживающих престарелых при необходимости в соответствующее лечебное учреждение;
- организация культурно - массовой работы с проживающими, с учётом их возраста и состояния здоровья;
- правовые услуги;
- привлечение к реабилитационным мероприятиям членов общественных и религиозных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций;
- другие социальные услуги. [21]
Если престарелые граждане систематически нарушают правила проживания в домах - интернатах общего типа, их могут перевести в специализированные дома для престарелых.
Специализированные дома - интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа освобождаемых мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством.
Социальное обслуживание в стационарных условиях успешно выполняет свою миссию, если само не способствует нарушению привычных социальных связей, углублению социальной отчуждённости личности. Преобладающие в настоящее время многоместные однотипные дома - интернаты должны быть постепенно заменены стационарами с малой вместительностью.
Одной из перспективных форм улучшения социально - бытовых условий одиноких престарелых, организации их медицинского обслуживания, отдыха и досуга является создание для этой категории граждан специальных жилых домов.
В соответствии с примером «Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей», утверждённым Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, эти дома предназначены для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации свих основных жизненных потребностей.
Основная цель создания таких домов - обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально - бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома могут быть построены, как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного здания. Специальные дома состоят из одно -, двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально - бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещение для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих престарелых граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, оборудованные внутренней связью.
Медицинское обслуживание, проживающих в специальных домах интернатов граждан, осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно - профилактических учреждений, а организация социально - бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами.
Преимущественным правом предоставления жилья в специальном доме пользуются одинокие инвалиды и участники Великой Отечественной Войны и приравненные к ним лица.
Специальные дома обычно относят к жилищному фонду социального исполнения, являются государственной собственностью и находятся в оперативном управлении фонда социальной поддержки населения.
Основными источниками финансирования специальных домов являются бюджетные ассигнования, а также доходы от продажи жилья, переданному фонду жильцами специального дома, доходы фонда от предпринимательской деятельности.
При заселении одиноких граждан в специальный дом обеспечивается сохранность жилого помещения, передаваемого фонду социальной поддержки населения, в течение 6 месяцев с момента заселения. Размер компенсационных выплат составляет 10 % стоимости жилья по оценки БТИ.
Возможность приватизации жилых помещений в специальном доме исключается. В случае выбытия одного из членов семьи, проживающей в двухкомнатной квартире, фонд имеет право с согласия оставшегося члена семьи произвести замену занимаемой ими площади на меньшую, либо произвести подселение на освободившуюся площадь, с соблюдением соответствующих правил и норм.
Таким образом, различные учреждения социального обслуживания занимают важное место в системе социальной защиты пожилых и старых людей.
В сфере социального обслуживания пожилых и старых людей основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социально - трудовые права человека, являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», вступившие в действия в 1995 году.
Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, своё место и роль в социальной организации.
Согласно этим законам основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:
- соблюдение прав человека и граждан;
- предоставление государственных гарантий;
- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность для старых людей;
- преемственность всех видов социального обслуживания;
- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
- приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.
Заключение
В данной работе были проанализированы существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей. При помощи совокупности методов - сравнительного, статистического, логического выявлены особенности современного состояния системы социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Оценена новая концептуальная модель социальной поддержки пожилых людей, применяемая в региональной практике, и выделены перспективы её развития.
Исследования подтверждают, что существующая проблема старения населения влияет на жизнеспособность общества в целом. Поэтому для решения демографических и социально - экономических проблем людей «третьего возраста» следует отходить от традиционных мер социального обслуживания пожилых граждан. Многие традиционные меры не могут обеспечить решение проблем пожилых людей, так как их суть состоит только в обеспечении ухода за пожилыми людьми и создание для них условий получения устойчивого дохода.
Однако, пожилые люди нуждаются в большем - в создании условий для самореализации, для расширения и закрепления разнообразных социальных контактов.
Учреждения социального обслуживания имеют большое значение в социальной защите пожилых и старых людей. Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, на своё место и роль в социальной организации.
Но следует отметить, что существующая сеть таких учреждений не в состоянии удовлетворить в полной мере потребности пожилых людей и поэтому необходимо расширить инфраструктуру социальных служб, переосмысление профессиональной деятельности в контексте принципа активизации клиентов.
Поэтому первый этап в создании Центров социального обслуживания нового поколения видится в подготовке профессионалов - геронтологов, обладающих всеми необходимыми знаниями в области социальной геронтологии, психологии, педагогики, медицины для успешной социальной работы с различными категориями пожилых и старых людей.
Второй этап - перестройка работы отделений социальной помощи на дому, суть которой в смене приоритетов с обслуживанием на реабилитацию. Здесь перспективным видится развитие бригадной формы социального обслуживания, когда физическую работу выполняет социальный работник, а реабилитационную работу - специалист, социальный работник, получивший соответственную подготовку. Это позволит более рационально использовать кадры, производить более справедливую оплату труда, согласно уровню профессионального мастерства.
Третье, не менее важное условие для активизации и развития клиента, видится в необходимости создания сети клубов общения для пожилых людей.
Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг. При высокой потребности в социальных услугах платное обслуживание развивается медленно.
Основной проблемой социального обслуживания населения остаётся вопрос финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Объёмы выделяемых за счёт бюджетов всех уровней средств недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие сети и темпы работ по укреплению материально - технической базы. По - прежнему вызывает озабоченность уровень заработной платы работников социальной сферы, отрицательно складывающийся на стабильности кадрового состава.
Список используемой литературы
1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 2014.- С.230.
2. Баталова О.П. Социальная защита населения - приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2015, № 1-С.17
3. Болтеева В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах интернатах, автор. Дисертация-М., 2015.- С.102.
4. Васильева Г.И. Информация о деятельности отделения социального обслуживания на дому// Социальный работник. 2015, № 64.-ч.3. – С.15-18
5. Войтенко В.П., Полюхов А.М. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении// Старение и адаптация, тез. и реф. доклады. 2014.- С.163.
6. Дашкова А.И. Услуги в миллион долларов// Социономия. 2015, № 2.-С.53
7. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.
8. Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитацию. - М.:, 2014.-С.126.
9. Долотин Б.В. Рождается закон// Социальное обеспечение. 2016, № 2.-С.14
10. Иванова З.И. И осень жизни - это жизнь!// Инвалид 2014, № 11.- С.3
11. Информация, научные вести, конференции// Психология зрелости и старения.2014, № 1.- С.123
12. Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2014, № 3.- С.6
13. Карпенкова И.В. Реабилитационный процесс - направленное воздействие на гармонизацию личности// Психология зрелости и старения.-2015, № 2.- С. 19
14. Карпенкова Т.В. Основы социально - правовой защиты пожилых людей// Психология зрелости и старения.-2015,№ 2.- С.12
15. Кахуто С.В. Организация работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания// Работник социальной службы 2014, № 4.- С.34
16. Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы. 2014,-№ 1-2.- С.17
17. Козлов Т.З. Пенсионеры о себе. - М., 2015.- С.106.
18. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2016, № 1.- С.26
19. Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2015, № 46.-С.3
20. Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. и др. Для одиноких престарелых и инвалидов// Работник социальной службы. 2014,№ 3.- С.8
21. Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18
22. Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24
[1] Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы. 2014,-№ 1-2.- С.17
[2] Карпенкова Т.В. Основы социально - правовой защиты пожилых людей// Психология зрелости и старения.-2015,№ 2.- С.12
[3] Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.
[4] Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2016, № 1.- С.26
[5] Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2014, № 3.- С.6
[6] Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18
[7] Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24
[8] Козлов Т.З. Пенсионеры о себе. - М., 2015.- С.106
[9] Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18
[10] Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2015, № 46.-С.3
[11] Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24
[12] Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.
[13] Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2014, № 3.- С.6
[14] Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2016, № 1.- С.26
[15] Козлов Т.З. Пенсионеры о себе. - М., 2015.- С.106
[16] Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2015, № 46.-С.3
[17] Карпенкова Т.В. Основы социально - правовой защиты пожилых людей// Психология зрелости и старения.-2015,№ 2.- С.12
[18] Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы. 2014,-№ 1-2.- С.17
[19] Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18
[20] Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24
[21] Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.