Приоритетные направления социальной работы с пожилыми людьми (в отделениях дневного пребывания комплексных центров, социального обслуживанию населению)

Старение населения происходит одновременно с процессом общего снижения уровня жизни. Для Большинства пожилых людей выход на пенсию это снижение доходов в полтора, два и более раз. Отсутствие возможности у пожилых людей самостоятельно или с помощью родственников удовлетворять свои потребности не всегда должно являться основанием для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поэтому бесспорным остаётся преимущественное развитие сети учреждений нестационарного и полустационарного типа. Благодаря чему многие сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию пожилые люди получили доступ к основным социальным услугам, а также возможность на независимое существование в привычной для них среде жизнеобитания.

К учреждениям с нестационарной и полустационарной формой социального обслуживания относятся центры социального обслуживания, которые являются ведущими по предоставлению социальной помощи на муниципальном уровне.[13]

Социальное обслуживание пожилых и старых людей осуществляется через отделение центров:

- социальной помощи на дому;

- специализированное отделение помощи на дому;

- отделение срочной помощи;

- отделение дневного пребывания;

- служба «Телефон доверия»;

- отделение натуральной помощи и услуг;

Социальное обслуживание может быть постоянным или временным, в зависимости от желания подопечного. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным, в зависимости от доходов пенсионеров.

Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянном или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

Полустационарными учреждениями нового типа являются геронтологические центры, где при однородном возрастном составе, сходстве потребностей и интересов обслуживающих лиц легче создать комфортную среду жизнедеятельности, поддержать благоприятную психологическую атмосферу, обеспечить пожилых людей медицинской помощью и уходом.[14]

В настоящее время в 10 геронтологических и геронтопсихологических центрах (отделениях) обслуживаются 2,1 тыс. человек. Численность центров социального обслуживания в стране составляет 1744, более трети центров являются комплексными, предоставляющими разнообразные услуги различным категориям населения. В прогнозном периоде ожидается, что сеть центров социального обслуживания будет возрастать ежегодно не менее чем на 50 единиц.

Анализ работы учреждений социального обслуживания показывает, что в 931 центре имеются полустационарные учреждения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.

Анализ работы учреждений социального обслуживания показывает, что в 931 центре имеются полустационарные отделения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.

Социальная поддержка пожилых людей в трудных жизненных ситуациях осуществляется через 1954 отделений срочной социальной помощи.

Самым распространённым остаётся социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому, которые через 12654 отделения пользуются более 1,2 млн. человек. В целом на каждых 10000 пенсионеров надомным обслуживание охвачено примерно 291 человек.

Социально - медицинское обслуживание на дому через 1009 специализированных отделений ежегодно получают около 60 тыс. тяжелобольных престарелых и инвалидов, при этом доля его в общей массе надомных услуг превысила 9% и из года в год увеличивается.

Очевидно, что необходимо продолжать развитие сети нестационарных учреждений как более экономических и приближенных к реальным нуждам пожилых, когда каждый имеет возможность выбирать для себя оптимальный вариант социального обслуживания.

Рассмотрим подробнее деятельность отдельных центров социального обслуживания.

Отделение социальной помощи на дому впервые было организованно в 1987 году и сразу же получило широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главной целью которого - максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Основные социальные услуги, указываемые на дому:

- организация питания и доставка продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинское учреждение, поликлинику, больницу;

- поддержка условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

- организация различных социально - бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи; содействие в обеспечении топливом и т. д.);

- помощь в формировании документов, в том числе для установления опеки и попечительства;

- помещение в стационарные учреждения социального обслуживания;

- содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших;

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Отделение создаётся для обслуживания не менее 120 граждан пожилого возраста, проживающих в городской местности и не менее 60граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально - бытового благоустройства. [15]

Специализированное отделение социальной помощи на дому предназначено для постоянного или временного (до 6 месяцев) социально - бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи, в надомных условиях, гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию и страдающими заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание отделением социальной помощи на дому.

Социально - бытовые услуги пожилым людям оказывают социальные работники, а медицинские услуги - медицинские сёстры.

Должность социального работника водится из расчёта обслуживания одним работником 3 пенсионеров и инвалидов, проживающим в сельской местности или городском частном секторе, не имеющем коммунально - бытовых удобств, и 10 граждан, проживающих в городе.

Отделения выполняют следующие задачи:

- выявление и учёт совместно с органами и учреждениями здравоохранения граждан, нуждающихся в специализированном обслуживании на дому;

- оказание пенсионерам квалифицированного ухода, социально - бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;

- оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их семей;

- обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными;

Социально - бытовая помощь, оказываемая специальным отделением помощи на дому, в основном такая же, как и помощь, которую оказывает отделение помощи на дому. К дополнительным услугам относятся:

- кормление ослабленных пенсионеров;

- оказание санитарно - гигиенической помощи обслуживаемым лицам;

- смена нательного и постельного белья;

- проведение медицинских процедур и т.д.[16]

Служба срочной социальной помощи предназначена для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штаб срочной социальной помощи вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а так же психолога и юриста.

Служба социальной срочной помощи оказывает следующие социальные услуги:

- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

- предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

- разовое оказание материальной помощи;

- содействие в получении временного жилья;

- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

- организацию экстренной медико - психологической помощи;

- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

- другие срочные социальные услуги. [17]

Отделение дневного пребывания предназначено для социально - бытового, медицинского, культурного обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.

Отделение дневного пребывания является полустационарным, структурным подразделением центра социального обслуживания и создаётся для обслуживания не менее 15 человек.Продолжительность обслуживания отделением дневного пребывания устанавливается исходя из очерёдности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель.

Отделение дневного пребывания в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг оказывает социально - медицинские, правовые услуги, услуги по организации питания, быта и досуга, а так же оказывает содействие в получении образования или профессии инвалидам в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

Отделение дневного пребывания - это своеобразный центр досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.

Основная задача деятельности - помочь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

В последнее время во многих отделениях дневного пребывания активно практикуются новые методы социальной работы, реабилитации пожилых людей.[18]

Отделение натуральной помощи и услуг предназначено для реализации товаров и бытовых услуг по социально низким ценам.

В его структуру обычно входят:

- магазин по реализации продуктов питания и промтоваров первой необходимости;

- парикмахерская;

- швейный цех;

Обслуживание пожилых людей и инвалидов производится по пенсионному удостоверению. Так же отделение участвует в распределении гуманитарной помощи по линии красного креста и других видов благотворительной помощи.

В структуре центра социального обслуживания, кроме перечисленных, могут быть и другие подразделения. Решение о создании того или иного подразделения принимает директор центра по согласованию с управлением социальной защиты населения.

В настоящее время остаётся достаточно высокой потребность в социальном обслуживании в стационарных условиях.

В регионах России функционирует 674 государственных дома - интерната общего типа для престарелых и инвалидов на 92,8 тыс. мест и около 528 муниципальных домов ветеранов, имеющих около 1,7 тыс. мест. Граждане пожилого возраста, страдающие различными психическими заболеваниями, получают помощь в 542 психоневрологических интернатах, 17 домах - интернатах милосердия.

В учреждениях социального обслуживания стационарного типа для граждан пожилого возраста создаются соответствующие возрасту, состоянию психического и соматического здоровья условия проживания, проводятся мероприятия социальной, социально - трудовой и медицинской реабилитации, организации досуга и отдыха.

К стационарным учреждениям социального обслуживания пожилых и старых людей относятся:

- дома - интернаты общего типа (дома для престарелых);

- пансионат для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, престарелых отдельных профессиональных категорий (артистов и т.д.);

- специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально - бытового назначения;

- специализированные дома - интернаты для бывших заключённых, достигшим старческого возраста;

- дома (отделения) милосердия;

- стационары временного проживания;

- дома - интернаты для психохроников.[19]

Рассмотрим более подробно наиболее распространённый тип стационарного учреждения социального обслуживания - дома интерната общего типа.

Дома - интернаты предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов, одиноких супружеских пар, нуждающихся по состоянию здоровья повседневной социально - бытовом обслуживании и периодическом или постоянном уходе.

Для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах - интернатах обычно предусмотрены два отделения. Это отделение для лиц, способных к частичному самообслуживанию и передвижению по дому - интернату и прилегающему к нему участку, и отделение для нуждающихся в постоянном уходе. Каждое отделение должно иметь набор помещений для проведения социально - бытовых, гигиенических и лечебно профилактических мероприятий.[20]

Кроме отделений для проживания в домах - интернатах предусмотрены помещения общественного назначения: кинозал, библиотека, актовый зал, клуб, комната отдыха с набором требуемых технических средств, музыкальных инструментов, настольных игр, столовая с пищеблоком, медицинские кабинеты, лечебно - трудовые мастерские, служебные и хозяйственные помещения, необходимые для нормального функционирования дома - интерната.

В соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг в домах - интернатах предоставляются следующие вид услуг:

- услуги по организации питания, в том числе диетического, быта;

- обеспечение ухода с учётом состояния здоровья;

- квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитация, своевременная диагностика осложнений и обострений хронических заболеваний;

- оказание психологической помощи;

- организация оказания стоматологической, зубопротезной и протезно - ортопедической помощи;

- организация консультативной помощи лечебно - профилированных учреждений и перевод проживающих престарелых при необходимости в соответствующее лечебное учреждение;

- организация культурно - массовой работы с проживающими, с учётом их возраста и состояния здоровья;

- правовые услуги;

- привлечение к реабилитационным мероприятиям членов общественных и религиозных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций;

- другие социальные услуги. [21]

Если престарелые граждане систематически нарушают правила проживания в домах - интернатах общего типа, их могут перевести в специализированные дома для престарелых.

Специализированные дома - интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа освобождаемых мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством.

Социальное обслуживание в стационарных условиях успешно выполняет свою миссию, если само не способствует нарушению привычных социальных связей, углублению социальной отчуждённости личности. Преобладающие в настоящее время многоместные однотипные дома - интернаты должны быть постепенно заменены стационарами с малой вместительностью.

Одной из перспективных форм улучшения социально - бытовых условий одиноких престарелых, организации их медицинского обслуживания, отдыха и досуга является создание для этой категории граждан специальных жилых домов.

В соответствии с примером «Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей», утверждённым Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, эти дома предназначены для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации свих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов - обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально - бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома могут быть построены, как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного здания. Специальные дома состоят из одно -, двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально - бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещение для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих престарелых граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, оборудованные внутренней связью.

Медицинское обслуживание, проживающих в специальных домах интернатов граждан, осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно - профилактических учреждений, а организация социально - бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами.

Преимущественным правом предоставления жилья в специальном доме пользуются одинокие инвалиды и участники Великой Отечественной Войны и приравненные к ним лица.

Специальные дома обычно относят к жилищному фонду социального исполнения, являются государственной собственностью и находятся в оперативном управлении фонда социальной поддержки населения.

Основными источниками финансирования специальных домов являются бюджетные ассигнования, а также доходы от продажи жилья, переданному фонду жильцами специального дома, доходы фонда от предпринимательской деятельности.

При заселении одиноких граждан в специальный дом обеспечивается сохранность жилого помещения, передаваемого фонду социальной поддержки населения, в течение 6 месяцев с момента заселения. Размер компенсационных выплат составляет 10 % стоимости жилья по оценки БТИ.

Возможность приватизации жилых помещений в специальном доме исключается. В случае выбытия одного из членов семьи, проживающей в двухкомнатной квартире, фонд имеет право с согласия оставшегося члена семьи произвести замену занимаемой ими площади на меньшую, либо произвести подселение на освободившуюся площадь, с соблюдением соответствующих правил и норм.

Таким образом, различные учреждения социального обслуживания занимают важное место в системе социальной защиты пожилых и старых людей.

В сфере социального обслуживания пожилых и старых людей основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социально - трудовые права человека, являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», вступившие в действия в 1995 году.

Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, своё место и роль в социальной организации.

Согласно этим законам основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:

- соблюдение прав человека и граждан;

- предоставление государственных гарантий;

- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность для старых людей;

- преемственность всех видов социального обслуживания;

- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;

- приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.

Заключение

В данной работе были проанализированы существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей. При помощи совокупности методов - сравнительного, статистического, логического выявлены особенности современного состояния системы социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Оценена новая концептуальная модель социальной поддержки пожилых людей, применяемая в региональной практике, и выделены перспективы её развития.

Исследования подтверждают, что существующая проблема старения населения влияет на жизнеспособность общества в целом. Поэтому для решения демографических и социально - экономических проблем людей «третьего возраста» следует отходить от традиционных мер социального обслуживания пожилых граждан. Многие традиционные меры не могут обеспечить решение проблем пожилых людей, так как их суть состоит только в обеспечении ухода за пожилыми людьми и создание для них условий получения устойчивого дохода.

Однако, пожилые люди нуждаются в большем - в создании условий для самореализации, для расширения и закрепления разнообразных социальных контактов.

Учреждения социального обслуживания имеют большое значение в социальной защите пожилых и старых людей. Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, на своё место и роль в социальной организации.

Но следует отметить, что существующая сеть таких учреждений не в состоянии удовлетворить в полной мере потребности пожилых людей и поэтому необходимо расширить инфраструктуру социальных служб, переосмысление профессиональной деятельности в контексте принципа активизации клиентов.

Поэтому первый этап в создании Центров социального обслуживания нового поколения видится в подготовке профессионалов - геронтологов, обладающих всеми необходимыми знаниями в области социальной геронтологии, психологии, педагогики, медицины для успешной социальной работы с различными категориями пожилых и старых людей.

Второй этап - перестройка работы отделений социальной помощи на дому, суть которой в смене приоритетов с обслуживанием на реабилитацию. Здесь перспективным видится развитие бригадной формы социального обслуживания, когда физическую работу выполняет социальный работник, а реабилитационную работу - специалист, социальный работник, получивший соответственную подготовку. Это позволит более рационально использовать кадры, производить более справедливую оплату труда, согласно уровню профессионального мастерства.

Третье, не менее важное условие для активизации и развития клиента, видится в необходимости создания сети клубов общения для пожилых людей.

Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг. При высокой потребности в социальных услугах платное обслуживание развивается медленно.

Основной проблемой социального обслуживания населения остаётся вопрос финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Объёмы выделяемых за счёт бюджетов всех уровней средств недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие сети и темпы работ по укреплению материально - технической базы. По - прежнему вызывает озабоченность уровень заработной платы работников социальной сферы, отрицательно складывающийся на стабильности кадрового состава.

Список используемой литературы

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 2014.- С.230.

2. Баталова О.П. Социальная защита населения - приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2015, № 1-С.17

3. Болтеева В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах интернатах, автор. Дисертация-М., 2015.- С.102.

4. Васильева Г.И. Информация о деятельности отделения социального обслуживания на дому// Социальный работник. 2015, № 64.-ч.3. – С.15-18

5. Войтенко В.П., Полюхов А.М. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении// Старение и адаптация, тез. и реф. доклады. 2014.- С.163.

6. Дашкова А.И. Услуги в миллион долларов// Социономия. 2015, № 2.-С.53

7. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.

8. Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитацию. - М.:, 2014.-С.126.

9. Долотин Б.В. Рождается закон// Социальное обеспечение. 2016, № 2.-С.14

10. Иванова З.И. И осень жизни - это жизнь!// Инвалид 2014, № 11.- С.3

11. Информация, научные вести, конференции// Психология зрелости и старения.2014, № 1.- С.123

12. Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2014, № 3.- С.6

13. Карпенкова И.В. Реабилитационный процесс - направленное воздействие на гармонизацию личности// Психология зрелости и старения.-2015, № 2.- С. 19

14. Карпенкова Т.В. Основы социально - правовой защиты пожилых людей// Психология зрелости и старения.-2015,№ 2.- С.12

15. Кахуто С.В. Организация работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания// Работник социальной службы 2014, № 4.- С.34

16. Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы. 2014,-№ 1-2.- С.17

17. Козлов Т.З. Пенсионеры о себе. - М., 2015.- С.106.

18. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2016, № 1.- С.26

19. Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2015, № 46.-С.3

20. Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. и др. Для одиноких престарелых и инвалидов// Работник социальной службы. 2014,№ 3.- С.8

21. Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18

22. Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24

[1] Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы. 2014,-№ 1-2.- С.17

[2] Карпенкова Т.В. Основы социально - правовой защиты пожилых людей// Психология зрелости и старения.-2015,№ 2.- С.12

[3] Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.

[4] Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2016, № 1.- С.26

[5] Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2014, № 3.- С.6

[6] Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18

[7] Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24

[8] Козлов Т.З. Пенсионеры о себе. - М., 2015.- С.106

[9] Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18

[10] Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2015, № 46.-С.3

[11] Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24

[12] Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.

[13] Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2014, № 3.- С.6

[14] Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2016, № 1.- С.26

[15] Козлов Т.З. Пенсионеры о себе. - М., 2015.- С.106

[16] Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2015, № 46.-С.3

[17] Карпенкова Т.В. Основы социально - правовой защиты пожилых людей// Психология зрелости и старения.-2015,№ 2.- С.12

[18] Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы. 2014,-№ 1-2.- С.17

[19] Краснова О.В. Особенности социально - психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2014,№ 3.-С.18

[20] Кресс В.М. Социальная защита населения - приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2014, № 1.- С.24

[21] Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. -М.:, 2016.- С.214.

Наши рекомендации