III. Мониторинг реализации программы.
Итоговая диагностика проводится для контроля над уровнем развития физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной Н.В.Полтавцевой, Н.А.Гордовой “Обследование уровня развития физических качеств” [15]. Методика включает шесть тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня развития того или иного физического качества. Методика позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также, сформировать двигательных навыков. Предусматривает определение силы мышц спины, рук и плечевого пояса, выносливости и самое главное гибкости.
Наименование | Описание тестов | Требования к выполнению |
Гибкость | Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами. | Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек. |
Равновесие | Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны. | Оцениваем удержание в секундах. |
Статическая. Выносливость (тест Крауса Вебера) | Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. | 1.Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек. 2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек. |
Сила мышц рук | Измеряется с помощью ручного динамометра. | Оценивается в килограммах. |
Контрольные тесты для оценки уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей.
Цель:выявление уровня физических качеств и физической подготовленности в дополнительного образования Хатха-йоги с детьми дошкольного возраста.
Методы диагностики: тестирование.
Фамилия, имя ребёнка | Год рождения | Показа тели физ. разви- тия | Контрольные упражнения | |||||
рост | вес | быстрота | гибкость | Равнове-сие | сила | Выносли-вость | ||
бег20м/с. | Стоя на кубе, носки на краю куба, наклониться вперед к линейке с делениями. | Стоя на одной ноге другая согнута, руки на поясе (сек). | Лёжа на спине, садиться и ложиться. | приседания (кол-во за 30сек). |
ПРОВЕРЯЕМ ЛОВКОСТЬ
И КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ.
1. Встаньте по двое спиной к спине. Возьмите друг друга под руки, согнув их в локтях. Одновременно сесть на пол, вытянуть ноги, а затем встать, не разъединяя рук.
2. Встаньте по двое друг против друга, ноги на ширине плеч. Правые руки вытяните вверх, прижав ладонь к ладони. Левые руки на бёдрах. Постарайтесь правой рукой отвести руку «противника» в сторону так, чтобы заставить его сойти с места или опустить руку.
Результат состязания определяется после трёх «схваток». Причём второй раз вы меряетесь силами левой руки, а третий – снова правой.
3. Протяните на полу скакалку. Повернувшись спиной, друг к другу и расставив ноги на ширину плеч, встаньте так, чтобы концы скакалки находились у вас между ступнями.
Вытяните руки вверх. Пусть кто-то громко сосчитает до трёх. На слово «три» быстро наклонитесь и постарайтесь выдернуть скакалку из-под ног. Кому удастся это сделать, тот и выиграл.
4. Согните левую ногу и возьмите за щиколотку левой рукой. Правую руку, согнутую в локте, прижмите к туловищу. Прыгая на одной ноге, постарайтесь, толкая друг друга плечом, заставить противника потерять равновесие и опустить на пол левую ногу.
5. Возьмите гимнастическую палку так, чтобы одна рука была на расстоянии 0,5 м от другой. Перешагните через неё, не выпуская из рук, одной ногой, затем другой, вперёд, потом назад.
Раздвиньте руки немного шире и, не выпуская палки, перепрыгните через неё вперёд и назад.
6. Лёжа на спине (руки за головой держатся за опору), поднимите прямые ноги и коснитесь пальцами пола за головой.
7. Лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, захватите ступнями лёгкий предмет (кубик, теннисный мяч) и перенесите его за голову и верните обратно.
8. Встаньте прямо, максимально наклонитесь вперёд, не сгибая ноги в коленях.
Если вы смогли достать ладонями пола и удержать это положение в течение 2 – 3с, то гибкость в тазобедренных суставах у вас отличная; если достали пола кончиками пальцев – хорошая; если дотянулись только до колен, то плохая.
IV. Методические рекомендации по организации работы с детьми.
1. Группы детей для образовательной деятельности гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.
2. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
4. При проведении упражнений ведется контроль над физической нагрузкой детей.
5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
V. Заключение.
Представленная программа и система работы по развитию физических качеств у детей 5-7 лет через использование гимнастики “Хатха-йога” могут быть использованы инструкторами по физической культуре, медицинскими работниками, педагогами, как в дошкольных, так и в образовательных учреждениях. С помощью гимнастики “Хатха-Йога” открываются новые возможности для развития физических качеств не только у детей дошкольного возраста, но и у подростков и взрослого населения. Развитие физических качеств – путь к здоровью любого человека.
Библиографический список.
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие преподавателям физической культуры. Москва. – “Издательство Астрель”, 2003
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”, 1986
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”, 1983
4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”,1981
5. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Москва. – “Просвещение”, 2002
6. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы. Санкт-Петербург.– Издательский дом “Нева”, 2003
7. Орлова Л. Йога для всех. Полное иллюстрированное пособие. Минск. – “Харвест”, 2007
8. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. Книга для учащихся и родителей. Москва. – “Просвещение”, 1993
9. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. – “Питер-пресс”, 2009
10. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов и воспитателей. Москва. – “Просвещение”, 2005
11. Правдина Н.Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – Издательский дом Наталии Правдиной, 2009
12. Сергеев С. Йога для детей. Методика применения йоги. Донецк. – 2009
13. Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва. – “Просвещение” “ВЛАДОС”, 1995.
14. Горькова Л.Г.. Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, - М., 2005
15. Н.В.Полтавцева, Н.А.ГордоваОбследование уровня развития физических качеств.Пособие для инструкторов и воспитателей. Москва. – “Просвещение”, 2009
Приложения
Приложение №1
Комплекс № 1
Название упражнения. | Значение поз. |
1. Поза «Зародыша». 2. Поза «Горы». 3. Поза «Ребёнка». 4. Поза «Бриллианта». 5. Поза «Головоколенная». 6. Поза «Угла». 7. Поза «Расслабления». | Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота и спины. Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки. Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, утомляемость. Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца. Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы. Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы. Поза даёт отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему. |