Девиантное поведение как системное полидетерминированное явление, его характеристика и структура. Классификация поведенческих отклонений.
Девиантное поведение – разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. Виды: преступное, криминальное, делинквентное, антисоциальное, асоциальное, аморальное, аддиктивное поведение.
Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общество-личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологическом. В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности(Е. В. Змановская):
· внешние условия физической среды (климатический, геофизический, экологический и др. факторы. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения);
· внешние социальные условия: общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.); характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессионалвной группе, референтная группа); микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).
· внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки: наследственно-генетические особенности, различные врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза), свойства нервной системы, гормональный фон и др.
· внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения (например, индивидуально-типологическая ранимость, нарушения саморегуляции личности, дефицит внутренних ресурсов и др.)
В целом девиантное поведение личности понимается как системное и полидетерминированное явление, поскольку является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, которые, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.
Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамики составных частей отклоняющегося от нормы поведения. Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
1) индивид, которому свойственно определенное поведение;
2) социальные нормы и ожидания, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного;
3) социальная группа, реагирующая на данное поведение.
Классификация поведенческих отклонений.Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, психологический и клинический.
I. Социально правовой подход:
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:
а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
б) по значению последствий - негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
в) по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур,
условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
г) по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;
д) по длительности - единовременные и длительные;
е) по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.
В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки
II. Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели поведения и его мотивация;
- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
- индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Ю.А.Клейберг выделяtт три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).
III. Клинический подход - медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства:
1) в отношении взрослых людей:
F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ,
F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами,
F63 - расстройства привычек и влечений,
F65 - расстройства сексуального предпочтения;
2) для детского возраста:
F91.0 - расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением;
F91.1 - несоциализированное расстройство поведения;
F91.2 - социализированное расстройство поведения;
F91.3 - оппозиционно-вызывающее поведение;
F91.9 - расстройство поведения, неуточненное;
F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций;
F94 - расстройство социального функционирования.
Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать основные характеристики различных поведенческих феноменов.
1. Нормативное поведение («стандартное») - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:
- креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;
- девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
4. Патологическое поведение - отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.