Социальное поведение и его факторы. девиантное поведение.

Социальное поведение.

Человеческое поведениевообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека – сугубо его лич­ное дело. Однако живя в обществе, любой инди­вид практически постоянно находится (физически или мыслен­но) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Социальное поведение – это действия че­ловека по отношению к обществу, другим людям, к окружаю­щим его природе и вещам. Люди «задевают» друг друга не толь­ко при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве.

Так, к примеру, производитель недоброкачественных продук­тов может повредить здоровью сотен людей, о существовании ко­торых он, к сожалению, даже никогда не задумывался. Автомоби­лист, прогревающий во дворе мотор своего «железного коня», за­ставляет жильцов вокруг морщиться и плотнее закрыть окна. Со­баковод, не убирающий отходы своего питомца, вынудит ругаться и чиститься того, кто случайно наступит в них темным вечером. А возьмите законодателей, заседающих в сотнях больших и малых парламентов повсюду в мире: жизнь скольких незнакомых им людей могут облегчить или затруднить принимаемые ими решения?! И так далее…

По своему характеру социальное поведение может быть са­мым разнообразным: альтруистическим или эгоистическим, за­конопослушным или противоправным, серьезным или легкомыс­ленным, мужественным или трусливым, добродетельным или по­рочным, независимым или приспособленческим, деликатным, корректным или грубым и неучтивым и т. Д. Оно определяется очень многими факторами как общественного, так и личност­ного характера.

К основным общественным факторамможно отнести существующие в обществе обычаи, традиции, социальные цен­ности и нормы, характер поведения социальной элиты (как об­разец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного пли негативного поведения (скажем, ^чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость гос­аппарата – злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений – разгул не­нормативного поведения, «отсутствие на улицах урн и общедо­ступных туалетов – рост загрязнения среды и т. Д.).

Личностные факторыповедения – это те, что исходят от самого индивида. Среди них можно выделить следующие шесть. Врожденные инстинкты человека, состояние его психики, тип темперамента.[3, с. 507-509]

6.2. Девиантное поведение.

Поддевиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. [3, с. 515-519]

Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Типология девиантного поведения Р. Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
  • ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
  • бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений). [3, с. 570-576]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. – Изд-во Том. унта. Перм. Отд-ние, 1999. – 276 с.

2.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 2000.-165с.

3.А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 2001. - 592с.

4.Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов на Дону «Феникс», 1998 – 576 с.

5.Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. М.: Высшая школа, 1999. - 287с.

6.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат,2003. - 458 с

Наши рекомендации