Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности

Билет№1 вопрос 2. Каковы основные цели и задачи педагогики? (выбранный ответ обосновать) г) Дать необходимые знания о принципах, формах, методах и средствах обучения и воспитания.

Билет№2 вопрос 1. . Охарактеризовать методы научно-педагогического исследования. Методы педагогического исследования –способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все многообразиеметодов педагогического исследованияможно разделить на три группы: Методы теоретического исследования(необходимы для изучения и сопоставления различных литературных источников по исследуемому вопросу, определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценки собранных фактов): теоретический анализ(мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений); -равнение(установление сходства и различий между рассматриваемыми педагогическими явлениями); -обобщение(выделение в процессах и явлениях общих черт); -моделирование(исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей); -индукция(движение мысли от частных суждений к общему выводу); -дедукция (от общего суждения к частному выводу). Методы эмпирического исследования(необходимы для изучения реального опыта организации педагогического процесса): -педагогическое наблюдение(целенаправленное, непосредственное восприятие педагогического явления в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов наблюдения); -методы опроса–беседа(получение информации из ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем; проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения),анкетирование(метод массового сбора материала с помощью специально разработанной анкеты),интервьюирование(исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; открыто записывает ответы); -тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики); -рейтинговые методы(оценка и самооценка); -изучение творчества учащихся(метод позволят выявить особенности развития учащихся, уровень их теоретической и практической подготовленности); -изучение педагогической документации(личных дел учащихся, классных журналов и др.; метод позволяет собрать фактический материал, освещающий состояние педагогического процесса, как в прошлом, так и в настоящем); -педагогический эксперимент(специально организованная проверка того или иного метода, приема (методики) работы для выявления его педагогической эффективности). Математические и статистические методы исследования(применяются для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями). Выбор методов педагогического исследованияопределяется конкретными задачами научной работы и основан на необходимости объективного рассмотрения педагогических явлений в совокупности разнообразных связей, отношений к другим явлениям.

Билет№2 вопрос 2. От чего, главным образом, зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников? (обосновать правильный ответ). а) от организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса;

Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности

Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии подростка обычно принято считать самым трудным как для родителей, педагогов, так и для самого подростка. Подростковый период охватывает возраст от 10 до 15 лет. Характеризуется, как начало перестройки организма подростка: ускоренное физическое развитие, половое созревание. Особенность подросткового возраста в том и есть, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры и т.п. В подростковом возрасте пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство достоинства, осознание половой принадлежности. Начинается переоценка давно знакомого и привычного, формируется свое мнение и нередко очень прямолинейное, категоричное и бескомпромиссное . В работе Л.С. Выготского, подростковый возраст представляется как совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявление недоверия или неуважения к нему. В концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Социальная ситуация развития – это особое положение подростка в системе принятых в данном обществе отношений. И в подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование становится более сложным. Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления. Подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. В подростковом возрасте осваиваются разные виды памяти: словесно-логическая, произвольная, механическая, логическая. Таким образом, ознакомившись с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболееважных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а такжесопровождающееся социальной дезадаптацией.«Конфликтная ситуация –это ситуация, в которойучастники (оппоненты)отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объектаконфликта». Исследователи выделяют 5 основных стилей поведения с ситуациях разногласия: 1. Сотрудничество, 2. Компромисс. 3. Избегание (уклонение, уход). 4. Приспособление. 5. Соперничество (конкуренция).2. Учебная деятельность. На определенном этапе развития в возрасте шести-семи лет у ребенка возникает особый вид деятельности -- учебная деятельность. Учебная деятельность -- это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений. Учебная деятельность включает в себя усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов практической деятельности (продукт этого процесса -- знания); освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса -- навыки); овладение способами использования указанной информации для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт этого процесса -- умения).Трудовая деятельность -- это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Трудовая деятельность -- ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Наши рекомендации