V.1. Психомоторное развитие детей
Наиболее ответственным этапом жизненного пути у ребенка является первый год, когда наблюдается интенсивное формирование и развитие двигательных навыков. В этот же период закладываются основы психической деятельности (психогенеза). Знание главных этапов становления психомоторного развития позволяет врачу своевременно выявить различные их аномалии. Следует указать, что органы чувств ребенка уже с первой недели после рождения активно направлены в сторону внешнего мира. Сигналы из окружающей среды играют важную роль в развитии головного мозга. Неполноценное зрение, пониженный слух могут тормозить развитие поведения ребенка, включая двигательное поведение.
Различают три основных периода психомоторной деятельности в этом возрасте (Яснопольская Э.И., 1879): 1) таламопаллидарный (от рождения до 4-6 мес.); 2) стриопаллидарный (от 4 до 10-11 мес.); 3) развитие корковых функций.
По данным других авторов можно условно выделить 5 периодов: 1) до 1 месяца (период новорожденности); 2) свыше 1 и до 3 месяцев; 3) свыше 3 и до 6 месяцев; 4) свыше 6 и до 9 месяцев; 5) свыше 9 и до 12 месяцев. С первого по пятый объединяются также в период младенчества.
На каждом этапе прежде всего необходимо анализировать развитие двигательных навыков, сенсорных функций, психики и речи. У греческого поэта древних времен Павла Селенциария в одном из его стихотворений есть такие строки: "... одно я вижу, другое дали книги, а третье мне дал опыт...".
Первый период - период новорожденности
Двигательные функции. Ребенок в бодрствующем состоянии постоянно совершает движения в мимических мышцах лица, а также непроизвольные, беспорядочные и некоординированные движенияв конечностях (больше выраженных в ногах). Характерна сгибательная мышечнаягипертония. Руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки. Ноги согнуты также во всех суставах и отведены в бедрах.
Мышечная гипертония симметрична и удерживает туловище и конечности в срединном положении. Голова слегка запрокинута назад. В приводящих мышцах бедер тонус повышен, поэтому при попытке отвести разогнутые ноги в стороны ощущается сопротивление этому. Такая поза обусловлена отсутствием стриарной деятельности. Это, по образному выражению О. Фостера "таламопаллидарное существо".
Сенсорные функции. К моменту рождения все анализаторы ребенка уже способны воспринимать раздражения и формировать ответные реакции на них.Ребенок реагирует на болевые и тактильные раздражители. Прикосновение к ресницам вызывает мигательную реакцию. В течение первых суток после рождения проявляются рефлексы чихания и икоты. Выражен рефлекс испуга в виде общего вздрагивания.
На световые раздражения в зрачковой реакцией, миганием зажмуриванием. Горькое, кислое, соленое вызывают гримасу неудовольствия, поэтому предпочитает пить сладкую воду. Установлено, что вкусовые рефлексы осуществляются без участия коры. Однако нужно сказать, что у новорожденного ни один из органов чувств не развит так сильно, как осязание. Это явление было впервые отмечено в 1859 г. Куссмаулем.
Психика. Фрагментно прослеживает и кратковременно фиксирует предмет. В этом возрасте ребенок не умеет плакать, а может только кричать. Крик - это первый и наиболее важный эмоциональный сигнал, имеющий негативную окраску. Он сообщает тем, кто заботится о ребенке, что какие-то его биологические потребности не удовлетворены (обычно при голоде и дискомфорте).
Поэтому не зря Гегель говорил, что своим криком новорожденный показывает, что "он имеет право требовать от окружающего мира удовлетворения своих потребностей". Нечто подобное признавал и J. Pestalozzi (1807), который писал: "У него (у ребенка) есть потребность. У матери есть все, что ему нужно; она дает ему то, что нужно. Она для него весь мир, он познает мир только через нее. Он голодает, она утоляет его голод и ему хорошо. Место, на котором он лежит неудобно, тогда она берет его на руки и ему хорошо".
Кроме того, крику еще приписывают важное значение для развития речи ребенка, так как во время крика совершаются короткие вдохи и длинные выдохи, которые имеют значение для последующих особенностей дыхательного ритма, необходимые для речевого акта (Аствацатуров М.И., 1939). Мимики также нет, если не считать гримас-синкинезий, производимых свободной игрой мышц и ничего не выражающих.
Проявляется слуховое сосредоточение - у ребенка прекращается крик, как только с ним начинают говорить. Отмечается кохлеарно-пальпебральный рефлекс — рефлекторное вздрагивание век при звуковых раздражениях. Если 4-х недельный ребенок не проявляет никаких реакций при сильных звуках, то он глух.
Речь. Первый звук, который издает новорожденный - это крик. Криком обычно дети выражают неприятные ощущения, причины которых могут быть разными: от общего недомогания до очень сильной соматической боли в каком-либо определенном участке тела. По различию в характере крика и его громкости можно косвенно судить о причине заболевания.
У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением ЦНС, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе (Мастюкова Е. М., 1995).
Второй период (1-3 месяц)
Двигательные функции. Уменьшается флексорная гипертония, нарастает объем движений. Начинает развиваться экстензорный тонус.Ребенок чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше, потягивается. Удерживает вложенную в руку игрушку. Держит голову к трем месяцам. В этот же период, лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на предплечье.
Сенсорные функции. Следит за предметом,движущимся в горизонтальной плоскости. Поворачивает голову к источнику звука. Вздрагивает при громком звуке. Отдергивает конечность при уколе. Хорошо различает сладкое, горькое, соленое.
Психика. В первый месяц ребенок то и дело кричит, но уже через несколько недель появляется коммуникативная реакция в виде улыбки. Конец 1-го и начало 2-го месяцу следует считать поворотным пунктом в развитии психической деятельности. Ребенок при общении со взрослыми улыбается в ответ на разнообразные стимулы, обычно на приветливый человеческий голос.
Затем примерно в два с половиной месяца появляется, так называемая, социальная улыбка - улыбка, обращенная к другому человеку. С этого времени ребенок требует социальных: контактов. Крик сменяется плачем (филогенетически развитие крика и плача предшествует развитию смеха). Следует указать, что крик и плач вызываются у ребенка этого возраста только неприятными ощущениями.
Формы поведения, связанные плачем и улыбкой и их развитие, отражают процесс созревания нервной системы Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается такая же последовательность событий. Когда дети впервые начинают улыбаться при виде лиц, они не способны отличать одно лицо от другого. Здесь можно привести слова испанского философа Гомеса Перейры: "Сознаю, что я познал что-то. Все, что познаю, существует, следовательно, я - существую".Вследствие неприятных ощущений у ребенка появляется плохое настроение, которое проявляется опусканием углов рта, причем рот остается закрытым.
Речь. У ребенка в 2-3 месяца начинают появляться, так называемые, голофразы - отдельные звуки, относящиеся к чему-то в том мире, который младенец слышит, видит, осязает или пробует на вкус. Профессор К. Прибрам (1975) выделяет у детей два типа голофраз: 1) гуление; 2) короткие, повторяющиеся, схожие на слоги звуки, часто сопровождающиеся двигательными жестами. Гуление - это произношение ребенком различных гласных гортанных звуков. Отсутствие гуления в этом периоде является важным симптомом риска по речевой и нервно-психической патологии.
Третий период (3-6 месяцев)
Двигательные функции. Нормализуется двигательный тонус.Развиваются активные движения в руках. Берет игрушку и играет ею. Поворачивается со спины на бок, а к концу этого периода на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.
Сенсорные функции. Длительно фиксирует предмет и прослеживает во всех направлениях. Активно переводит взгляд с предмета на предмет. К концу этого периода хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка:различает своих и чужих.
Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления.Ребенок при общении со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Причем радостное настроение проявляется смехом. Формируются связи между двигательными и зрительными анализаторами — развивается зрительно-моторная координация. К 6-месячному возрасту ребенок, лежа на спине быстро и точно протягивает руки к игрушке и хорошо берет ее. Появляется выразительная мимика, отражающая элементарные эмоции удовольствия, страдания, испуга, интереса, гнева. Эмоциональные реакции приобретают дифференциальный характер, появляется избирательная улыбка, обращенная к знакомому лицу. Развивается общение с помощью жестов. Длительно может играть один.
Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет. Лепет - это произношение губных и переднеязычных гласных звуков. Вначале наблюдается произношение "а-э" гласных звуков, иногда произносит звук "агу". В дальнейшем при лепете увеличивается число средних и задних гласных звуков. М. И. Аствацатуров (1939) объясняет преобладание в лепете гласных "а" и "э" тем обстоятельством, что они наиболее легки при произношении, т. к. воспроизводятся не с помощью специальных сокращений мускулатуры, а требуют лишь раскрытие рта и вибрации голосовых связок
Отмечено также, что в 3-4 месяца ребенок начинает различать тон голоса,улыбаясь при доброжелательной речи и волнуясь при плаче, если на него кричат или сурово разговариваю с ним. Е.А Каверин (1950) в связи с этим указывает: "Кроме общего развития ребенка, не менее важной предпосылкой следует считать частоту общения взрослого и ребенком вообще, особенно же в эмоционально-положительных формах".
Лепет обычно продолжается до 9-12 месяцев. Обычно лепет у ребенка контролируется слухом. Поэтому при врожденной глухоте отсутствует лепет (Мастюкова Е. М., 1995).
Четвертый период (6-9 месяцев)
Двигательные функции.Ребенок поворачивается со спины на живот и с живота на спину. Свободно перемещает массу тела с одной руки на другую, лежа на животе, что позволяет ему из этого положения тянуться за игрушкой. Движения рук контролируются зрением. Самостоятельно садится. Хорошо сидит. Делает попытки к ползанию. В 7-8 месяцев ребенок может стоять при поддержке за обе руки. Совершенствуются тонкие движения кисти и пальцев.
Сенсорные функции. Преобладает бинокулярное зрение. Хорошо различает знакомые голоса. Может по внешнему виду отличать свою пищу.
Психика. На этом возрастном этапе комплекс оживления угасает. Возникают другие универсальные эмоции: ребенок начинает испытывать страх при приближении незнакомых лиц и кроме этого проявляет большое неудовольствие, когда его отделяют от матери. Эти два типа поведения обычно угасают к двум годам.
Речь. Активное развитие лепета - "расцвет" лепета (стадия "канонической" вокализации, по Е. М. Мастюковой, 1995). В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Большое значение у детей в этот период имеет подражательная способность. В пределах, ограниченных артикуляторными возможностями ребенка, он повторяет звуки, произносимые окружающими его близкими людьми ("слушает" речь других). В этот период большое значение для формирования речи ребенка имеют четкость, плавность, правильная артикуляция речи взрослых, окружающих ребенка. Характерным для нормального развития ребенка этого возраста является то, что одновременно с увеличением числа "правильно" произносимых звуков начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи. В этом плане можно привести слова Ибн Сины: "Чтоб к речи быстро приучить ребенка, с ним надо часто говорить и громко".
Пятый период (9-12 месяцев)
Двигательные функции.Наиболее характерным для этого периода является совершенствование ползания, стояния и ходьбы.К концу года ребенок ходит, если его ведут, может самостоятельно ходить за каталкой. Стоит один. При вставании используется довольно сложный механизм того, что Schaltenbrand называл "четвероногим синдромом": поворачивание со спины на живот, вставание на четвереньки, выпрямление колен, все еще на четвереньках, наконец, вставание на ноги (более взрослые обычно встают со спины, просто сгибая тазобедренные суставы и поднимая туловище). Хорошо ползает на четвереньках. Продолжает совершенствоваться функция руки — ребенок может произвольно схватить и отпустить предмет, показать на него пальцем. Преобладает движение одной рукой, чаще правой.
Сенсорные функции. Полностью развито бинокулярное зрение. Начинает распознавать все большее число объектов и геометрические формы. Различает отдельные шумы, звуки, интонации, слушает музыку. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или другому виду пищи. Локализует болевую точку.
Речь. Говорит около 5-6 лепетных слов. Нередко можно выявить эхолалию, т. е. повторение отдельных слов или фраз, большей частью состоящих из одинаковых парных согласных-гласных слогов (папа, баба, мама и др.). Понимает обращенную к нему речь.
Развитие речи стимулируется, если взрослые, разговаривая с ребенком, не коверкая слов, учат его показывать предметы по названию. Это существенно увеличивает словарный запас ребенка И. А. Сикорский (1899) по способностям развития речи детей делил на "звуковых" и "слоговых". У одних детей этот этап короткий, рудиментарный и они быстро переходят к речи, произносятся сочетания слогов, имеющих определенное обозначение — "лепетные слова"; у других — этот этап значительно затягивается, появляются сложные лепетные комбинации, называемые "псевдословами". К концу первого года дети знают около 10 слов, а понимают более 50.
Физиологические рефлексы
После подробного описания периодов психо-моторного развития годовалого ребенка необходимо рассмотреть основные физиологические рефлексы,которые можно выявить у новорожденных и исчезающие в течении первого года жизни ребенка. М. Хертл (1990) призывает "считаться с частными явлениями, помнить о редких".
1) Сосательный рефлекс новорожденных. При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребенок делает различные сосательные движения. Образуется в первые часы жизни и сохраняется до 10-21 мес, а при патологии можно выявить и позже.
2) Поисковый рефлекс Куссмауля. При поглаживании в области угла рта новорожденного он поворачивает голову в сторону раздражения, открывает рот, схватывает губами поглаживающий палец и сосет его. Рефлекс образуется в первые часы жизни и исчезает через 2 месяца.
8) Лобный рефлекс Моро. Перкуссия лобной кости у детей грудного возраста ведет к закрыванию глаз. Рефлекторная дуга проходит по первой ветви тройничного нерва и по лицевому нерву; замыкается в мосту мозга.
4) Щечно-вращательный рефлекс Бабкина. Удар молоточком по щеке (лучше при открытом рте) вызывает поворот головы в сторону раздражения и последующее возвращение ее в прежнее положение. Выявляется в первые 3 месяца жизни.
5) Среднелнцевой рефлекс Бабкина. Удар молоточком по кончику носа вызывает запрокидывание головы. Выявляется в первые 5 месяцев жизни.
6) Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного ближе к тенару происходит открывание рта и сгибание головки. Отмечается в первые 3 месяца жизни.
7) Тонический рефлекс Ландау. Если ребенка положить грудью на ладонь и приподнять, то при этом его позвоночник и ноги разгибаются. Если же после этого головку ребенка пригнуть вниз к груди, то разгиба-тельный тонус сразу же исчезает, и тело его складывается, как перочинный ножик. Вызывается в первые 6-8 месяцев жизни.
8) Шаговый рефлекс. Ребенка ставят на опору в положении, при котором вызывается рефлекс стопы. Если его слега наклонить вперед, то ребенок делает шаговые движения. Рефлекс физиологичен до 6 недель.
9) Реакции опоры. Если ребенка поднять, взяв его подмышки обеими руками со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы в тыльную сторону. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище. Рефлекс выражен до 1-1,5 месяца.
10) Подпирательный рефлекс Балдуччи-Пейпера. Прикосновение к подошве ребенка, лежащего на животе, вызывая выпрямление ноги.
11) Рефлекс Переса. В положении ребенка лежа на животе проводят указательным пальцем по позвоночнику от копчика к шее. В ответ ребенок приподнимает голову, сгибает руки и ноги. У него появляется лордоз. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам жизни.
12) Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденному ребенку, лежащему на животе, производят мягкое надавливание на стопы, их под-пирание раскрытой ладонью, ноги его сгибают и возникает как бы попытка к ползанию. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными после 3-4-го дня жизни. Физиологичен до 4 месяца жизни.
13) Рефлекс Таланта. При штриховом раздражении кожи вдоль позвоночника по паравертебральной линии, новорожденный выгибается в ту же сторону. Рефлекс выражен до 3-4 мес.
14) Оптическая готовность к стоянию Радмакера-Пейпера. Если полугодовалого ребенка держать животом вниз и постепенно приближать его лицо к столу, он вытягивает вперед руки, как бы готовясь на них опереться.
15) Хватательный рефлекс. Если поместить на ладони новорожденного указательные пальцы врача, происходит сгибание всех пальцев ребенка и схватывание пальцев врача. В некоторых случаях новорожденный очень сильно обхватывает пальцы врача, и ребенка при этом можно поднять за руки (рефлекс Робинзона). Хватательный рефлекс выражен до 3-4 мес.
16) Рефлекс отдергивания. Покалывание иглой кожи подошвы вызывает одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Обращают внимание на выраженность и симметричность рефлексы.
17) Рефлекс Моро (рефлекс "обхватывания"). Этот рефлекс можно вызвать различными приемами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподнимание разогнутых ног и таза над постелью или ударом молоточком по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от головки. В ответ на указанные раздражения происходит отведение рук в стороны и сгибание пальцев (первая фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (вторая фаза). Этот рефлекс можно обнаружить уже в первые дни жизни (3-4 день). Исчезает после 4-го месяцы.
Указанные рефлексы у новорожденных и детей первых нескольких месяцев жизни контролируются стволом и спинным мозгом. Эти реакции стереотипны; в норме они выявляются всегда, но после сна или недавнего кормления ребенка могут быть менее живые. Отсутствие рефлекторных реакций указывает на распространенное подавления двигательных функций центрального или периферического характера; ассиметричная реакция позволяет предположить об очаговых двигательных нарушениях центрального либо периферического генеза. По мере роста ребенка вместо исчезающих в определенном порядке неонатальных рефлексов у него появляются произвольные двигательные функции. Длительно эти рефлексы сохраняются у детей с отставанием общего развития или двигательными нарушениями центрального характера.
Условия неврологического исследования
Прежде чем перейти к неврологическому обследованию новорожденных и грудных детей следует соблюдать несколько важных условий:
1) Во время обследования нужно следить за температурой воздуха в помещении. Повышение или понижение температуры может изменить реакцию нервной системы. Идеальная температура должна быть 25-27 °С.
2) Объективные результаты может дать только обследование бодрствующего ребенка. При этом, если ребенок сидит, производить исследование легче.
3) Реакции нервной системы у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень изменчивы. Поэтому важно повторение всего исследования или хотя бы его части. Отсутствие какой-либо части еще далеко, что имеется поражение нервной системы. Только на основании общей оценки всех исследованных реакций, корреляция их совокупности можно делать окончательное заключение.
4) При подозрении на незрелость нервной системы, на ее повреждение необходимо через определенные промежутки времени производить повторные обследования. Надо прослеживать развитие нервной системы младенца во времени, применяя тесты, соответствующие его возрасту.
5) В положении конечностей и во многих регулируемых движениях у грудных детей превалирует симметрия. Любой признак асимметрии может навести на мысль о повреждении центральной нервной системы.
6) Одной из особенностей развития центральной нервной системы является преходящий характер ее реакций. Многие реакции исчезают по мере развития мозга, заменяясь другими.
7) Наличие симптома Бабинского у маленьких детей не представляет ценности, поскольку как сгибание, так и разгибание пальцев у них происходит в норме до 2-х летнего возраста.
8) Оральные рефлексы — сосательный, губной, являющиеся у взрослого патологическими, в раннем возрасте физиологичны и очень выражены.
9) Диагностическое значение брюшные рефлексы могут иметь лишь с 5-6 месяцев.
10) Рефлексы Оппенгейма, Шефера, Гордона, т.е. рефлексы разгибательной группы, как и рефлекс Бабинского являются физиологичными до одного года. Некоторые рефлексы сгибательной группы (рефлексы Россолимо, Жуковского, Бехерева-Менделя) такие считаются физиологическими в течении 1-го года жизни.
11) Обследование надо выполнять по возможности в присутствие родителей.
12) Обследование более рационально проводить через 1,5-2 часа после кормления, когда ребенок спокоен.
13) Для исследования нормального и патологического развития нервной системы необходимо пользоваться данными объективных методик, таких как ЭЭГ, Эхо-ЭГ, краниография, диафаноскопия и др.
Итак, мы познакомились с особенностями развития нервной системы у человека от момента рождения до 1 года. Этот год наиболее труден для детского невролога, так как приходится по крупицам собирать информацию о состоянии здоровья маленького ребенка. Чтобы научиться правильно распознавать заболевания нужно, как говорил видный французский клиницист Труссо, "постоянно видеть больных".А для этого еще необходимо, чтобы врачи хорошо владели навыками неврологического обследования. Крупный русский терапевт С. П. Боткин писал: "Если учащийся овладел клиническим методом, то он готов для самостоятельной деятельности".