Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие.

Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.

В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:

- Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.

- Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях.

- Содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению сравнивать и обобщать.

- Развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).

- Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.).

Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленных на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, сложной мыслительной и творческой деятельности.

Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.

Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно - временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.

Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических процессов (подкорковых образований головного мозга).

Задачи первого уровня:

· Обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала.

· Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов.

· Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела.

· Развитие мелкой моторики, координации движений.

· “Развязка” синкинезий, автоматизация отдельных движений.

Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности.

Задачи второго уровня:

· Развитие чувства ритма.

· Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации (зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной), память внимания.

· Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на месте).

· Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”, переход от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и “разворачиванию”, учащихся собственных серийных программ.

· Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями.

· Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий.

· Развитие ловкости.

· Развитие внимания

Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.

Задачи третьего уровня:

· Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач.

· Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.

· Развитие произвольного внимания и памяти.

Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для успешного обучения.

Общая характеристика курса.

При составлении программы были использованы материалы:

-Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.(12)

-Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.(7)

В программе четко просматриваются два основных направления работы: 1.Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.),

2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от доп.1 к 4 классу. На каждом занятии осуществляется тесная работа по двум блокам: сенсорике и психомоторике. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное количество времени.

В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Программа подразумевает поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений 1, 2 и 3 уровней. Однако время применения тех или иных методов будет выигрываться в зависимости от исходного статуса ребёнка.

Эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача педагога-психолога на данном этапе работы — полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.

Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1 уровня с постепенным переходом к следующему, но и обойтись без привлечения групповых и игровых факторов 3-го уровня. В идеале на каждом занятии должны присутствовать в разной степени методы различных уровней в зависимости от задач занятия.

Предлагаемая программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование у него психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.
Занятия по сенсорному и психомоторному развитию эффективны для воспитания положительных качеств личности. Работая в группе, выполняя парные и групповые задания и упражнения, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учащиеся вежливо обращаются друг с другом, развивается терпение, усидчивость, произвольность действий.

Наши рекомендации