На моих занятиях дети и взрослые занимаются вместе, но трое из взрослых душевнобольные. Наношу ли я, таким образом, вред детям?
Нет, вам следует дать им практику внутренней визуализации, дхарану. Пусть они лягут или сядут и начнут визуализировать. Пусть они представят себе доску с белым, красным, голубым или желтым мелом. Вы должны сказать им, чтобы они писали на воображаемой доске цифры 1,2,3 белым мелом, 4,5,6 - красным мелом, 7,8,9,10 - голубым. Пусть они попробуют представить себе всё, как вы говорите. Потом быстро, не медля, смените цвета мела в цифрах 1,2,3, затем 4,5,6 и 7,8,9,10. Они должны быстро менять цвета визуализации, не давайте им время ослабить внимание.
Есть множество объектов для визуализации, но следует начинать с самых простых, таких как цифры, затем можно использовать геометрические фигуры. Геометрические структуры используются в тантре и оказывают огромный эффект на человеческий разум. Вы можете совмещать эти геометрические структуры, или янтры, чтобы помочь людям. Например, для начала предложите им визуализировать прямостоящий треугольник голубого цвета, а затем перевернутый желтого цвета. Внутри одного треугольника находится другой, а другие два пересекаются друг с другом. Вокруг треугольника расположен один круг, равно как и внутри него. Такие умения визуализации зависят от способностей ума.
Также, можно позволить им визуализировать пейзажи, например, красивые озера и океаны, волны и небо, облака в виде кроликов, лошадей, демонов или драконов, звезды, но только не солнце или луну, с такой практикой дети не смогут справиться. Позднее, когда вы почувствуете в них возросшую чувствительность, вы можете попросить их визуализировать воздушные волны. Воздух нельзя увидеть, но его аромат ли прикосновение можно почувствовать.
Для начала познакомьте их с визуализацией простых символов. Начните с самого простого упражнения с доской. Можно поменять доску на блокнот, а мелки на фломастеры, это не так важно. Пусть они визуализируют числительные, алфавит, свои имена, в разных цветах. Их возможности к визуализации будут расти. Возможно, именно таким образом развивается фотографическая память.
Йога терапия
Йога при эмоциональных расстройствах
Свами Бодхананда Сарасвати
Первые годы жизни формируют фундамент личности. Дети, страдающие от эмоциональных расстройств, превращаются в невротичных взрослых и воспитывают таких же невротичных детей. Если вы врач, родитель, или педагог, имеющий дело с детьми, страдающими от эмоциональных расстройств, вам не понаслышке знакома эта проблема. Дети могут страдать от эмоциональных расстройств по биологическим, культурным и общественным причинами; встречаются разные комбинации симптомов. Нельзя недооценивать значение правильного диагноза. Только благодаря верному диагнозу можно избежать неправильного лечения. Йога предлагает комплексную терапию для детей с отклонениями в эмоциональном развитии. Функциональность шишковидной железы, осознание важности баланса между пранической и ментальной энергиями, использование йога нидры и карма йоги, снижение общественного и семейного давления на ребенка – все эти факторы следует учитывать при работе с эмоционально нестабильным ребенком. Простые практики йоги при правильном понимании проблемы, могут стать лучшей терапией в решении любых психологические проблемы.
Психические проблемы детей
В своей книге « Дети под влиянием стресса» Доктор Сулла Волф рассказывает о превентативной психиатрии, как о способе предотвращения нервных заболеваний, которые могут проявиться уже во взрослом возрасте. Для этого необходимо поместить ребенка в окружение с минимальным напряжением и стрессом, поскольку эти состояния способствуют появлению проблем с психикой.
Учителя должны осознавать свою ответственность в воспитании независимой, дисциплинированной и сбалансированной личности. Результат обучения отражается на всём обществе. Мы должны понимать, что школы это не информационные заводы по выпуску робото-подобных механизмов для общества потребителей. Дети, вовлеченные в творческий процесс обучения, основанный на природном любопытстве и самовыражении, в меньшей степени подвержены скуке и депрессии. Они не боятся динамичных заданий и соревнований.
Дети продолжают приобретать нервные и психические заболевания, поскольку школьная среда часто подвергает их излишнему стрессу. Исключительно одаренный ребенок, принуждаемый годами учиться в скучной обстановке и не имеющий возможности выразить свою творческую энергию, может погрузиться в мир фантазий и навязчивых идей. Подвижный и агрессивный по своей природе ребенок может стать лидером по плохому поведению, если не будет достаточно заниматься физкультурой.
Психические расстройства могут быть связаны с процессом полового созревания, когда наблюдается дисбаланс между нервной системой и гормонами. Проблемы также могут возникать из-за отсутствия родительской заботы или же наоборот чрезмерного внимания, или в связи с хроническими физиологическими заболеваниями. Ребенок должен избавиться от чувства тревоги и вины, и оставить свои защитные механизмы, только тогда он сможет полноценно развиваться. В подобных случаях опытный йога-терапевт может порекомендовать практику для релаксации, например, йога нидру, которая поможет высвободить подавленные эмоции из подсознания. Во время такой терапии необходимо, чтобы рядом находился взрослый, которому ребенок доверяет и спокойно может поделиться с ним своими эмоциями. Если ребенок встречает неодобрение или его наказывают, то его эмоции и чувства не высвобождаются, а симптомы расстройства набирают силу.
Малолетние преступники
Дети, которых общество нарекает малолетними преступниками, как показывают исследования, в раннем возрасте страдали от лишений, либо были брошены родителями. Их антиобщественное поведение является следствием недостатка любви. Что им в действительности необходимо – это любящие родители, но обычно их помещают в учреждения, где главным принципом “терапии” является авторитаризм, основанный на наказаниях и постоянном надзоре. Дети подчиняются из-за страха быть наказанными, но когда они покидают эти учреждения, их взгляды на мир и поведение не меняются – они начинают мстить обществу за то, что с ними сделали, совершая разнообразные преступления.
Авторитарная дисциплина, используемая при работе с такими детьми, совершенно бесполезна. Сравнительное изучение малолетних правонарушителей из Вилтвикской Общественной Школы и мальчиков, живущих в исправительном интернате со строгой дисциплиной, показало преимущество терапевтического воздействия на ребят в общественной школе, в которой прививались добродетели доверия и понимания. В конце своего пребывания в интернате дети были в большей степени беспокойны, обижены и предвзяты в своем отношении к воспитателям, чем дети из Вилтвика, которые казались счастливыми и вполне доверяющими своим учителям. Благодаря такому эксперименту можно сделать вывод, что наказание не представляет собой целесообразный метод воспитания.
Как мы можем использовать йогические практики для перевоспитания малолетних преступников? Мы не можем заменить родителей, но благодаря техникам йоги мы сможем научить ребенка бороться со своими внутренними противоречиями. Учителя должны сначала сами овладеть йогой и только потом учить других. Они также могут использовать определенные техники йоги, для поддержания высокого уровня энергии, необходимого для работы с такими детьми.
Многие малолетние правонарушители бывают агрессивными и испытывают чувство гнева. Для них совершенно необходима карма йога, чтобы направить необузданную энергию в конструктивное русло. Работа по дереву, рисование и садоводство - вот возможные занятия. Для ребенка, который испытывает много гнева, наиболее полезной будет практика шашанкасаны. Она останавливает избыточный поток гормонов из надпочечников, ответственных за утрату самоконтроля. Такие практики, как нади шодхана, пранаяма и йога нидра способствуют необходимой релаксации и балансу ментальной и пранической энергий.
Большинство детей с отклонениями в поведении получат несомненную пользу от продолжительной жизни в ашраме. В одухотворенной атмосфере ашрама такие дети смогут полностью измениться и раскрыться, став наиболее полезными и полноправными членами общества. Заменой обучению в ашраме может служить компетентный учитель йоги, воспитывающий в детях самодисциплину и концепцию высшего я.
Значение шишковидной железы
Крошечная шишковидная железа, находится в медулла облонгата (продолговатом мозге), в головном мозге. Йога считает, что шишковидная железа тесно связана с агья чакрой, центром мудрости и интуиции. Когда ребенку исполняется 8 лет, шишковидная железа начинает деградировать. Это связано с началом полового созревания, когда гормоны начинают высвобождаться из гипофиза. В этот переходный период, во время пробуждения половых желаний, многие дети чувствуют себя не очень хорошо. Именно поэтому в данном возрасте у детей часто наблюдаются нарушения поведения, они часто испытывают гнев, прибегают к насилию. Многие из этих проявлений прямо или косвенно связаны с гормональным дисбалансом.
Зачем ребенку испытывать стресс половой зрелости в таком раннем возрасте? Если мы сможем задержать деградацию шишковидной железы, установив баланс между симпатической нервной системой (пингалой) и парасимпатической (идой); тогда ребенок продолжит радоваться детству без стресса и неуместных в его возрасте импульсов.
В йогическом понимании эмоциональное нарушение представляет собой дисбаланс между манас шакти (ментальной составляющей) и прана шакти (биоэнергетической составляющей). Если наблюдается избыток ментальной энергии и недостаток праны, ребенок страдает от депрессии, беспокойства или апатии. Ему недостает подвижности, и он не в силах преобразовать свою умственную энергию в творческое действие. И, наоборот, если мы наблюдаем избыток праны и недостаток манаса, ребенок становится буйным и подвержен деструктивному поведению. Огромное количество энергии без надлежащего контроля может привести к беде. Это можно сравнить с транспортным средством, движущимся без тормозов. С таким ребенком очень трудно жить и практически невозможно обучить его чему-либо.