В другом типе упражнений условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое.

■ Дети лежат на спине ногами друг к дру|"У- Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву «Л». Аккуратно и медленно дети начинают делать «велосипед», удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг друга.

■ Дети встают лицом друг к другу, держась за талии, на подвижную опору физкультурного снаряда «педали». Требуется проехать до конка зала, придерживая друг друга, чтобы не упасть.

■ Дети встают боком друг к другу и «приклеиваются», становясь «сиамскими близнецами» (берутдруг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног). Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т.д.

■ «Сменой и поводырь». Дети делятся на пары: один из них -слепой (с закрытыми глазами), а другой - поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими нарами. Задача поводыря -' познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными

6Хпредметами): позволим, ему получить максимум информация, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого - максимально «вслушиваться» в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

■ «Паровоз». Дети разбиваются на команды но 4-5 человек, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто с гоп I впереди). Все закрывают глаза, кроме первых - ваюновожатых. которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча нести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее ^Ючно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая ючн>ю передачу информации стоящим сзади. По команде педагог лети останавливаются, первый встает в конец «паровоза», снова продолжается движение, пока все не побудут в роли ведущего и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества дегей в «паровозике», усложнение траектории движения (крутые повороты, 01 раниченис но высоте и т.п.).

Еше один тип парных упражнений - соревнования, в коюрых группа разбивается на команды по два человека. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации • начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренними импульсами детей. Дети получают возможность побыть в разных ролях, эмоциональных состояниях, повзаимодействовать друг с другом нетрадиционными способами, прислушаться к своим ощущениям.

■ Предлагается изобразить чаизпека, наделенного определенными качествами: сутулою, стройного с офицерской выправкой, сгорбленного, радостного, сделавшею открытие, удивленною, старика, младенца, красивую женщину и т.д. Упражнение выполпяося в статике (принять соответствующую позу, мимику и т.д.) и в динамике (движении). На первых порах.

69без подготовки упражнение оказывается для детей достаточно 'трудным. Поэтому, прежде чем перейти к спонтанному выполнению, сначала оно дается в форме домашнего задания.

■ Дается инструкция: «Не словами, а только звуками или придуманным «иностранным языком» имитировать различные состояния и действия, например: мямлить в .речи; путаться, подбирая слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем, удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стараясь обмануть и т.д.» Остальные участники отгадывают, что было сказано.

■ «Представление», Дети встают или салятся в круг. Один из них выходит в центр и' изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот, кто первым.угадает, встает в центр круга и изображает что-то свое и т.д. То же самое упражнение можно выполнять и в парах. Более сложный вариант - слово, которое Надо изобразить, на ушко ведущему называет педагог или кто-то из детей.

■ «Телевизор». Дети разбиваются на две группы. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (например, фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др.). Один участник второй группы приглашается на просмотр «немого» фильма: участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один по ролям пантомимически разыгрывает- просмотренный фильм. И так далее. Последний участник второй группы «показывает» фильм так, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант. После обсуждения вторая группа разыгрываег свою ситуацию.



Наши рекомендации