Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие — отвержение ребенка:3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация:21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз:1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль:2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка:9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетель­ствуют о значительной развитости указанных выше видов роди­тельских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравни­тельно слабо развиты. Оценка и ин­терпретация полученных данных производятся следующим об­разом.

Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение»от 24 до 33— говорят о том, что у родителя имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 —говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой родитель считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и не­редко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имею­щему такие наклонности взрослому необходимо работать над собой.

Высокие баллы по шкале «кооперация»7-8 баллов— яв­ляются признаком того, что взрослый проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла— говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противополож­ным образом и не может претендовать на роль хорошего воспитателя.

Высокие баллы по шкале «симбиоз»6-7 баллов— доста­точны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрос­лый человек не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла— являются при­знаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль»6-7 баллов— гово­рят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый че­ловек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла— напротив, сви­детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наи­лучшим вариантом оценки педагогических способностей взрос­лого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка»7-8 баллов— являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла, напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим воспитателем.

Методика 6. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ)

Р. В. Овчаровой

Инструкция: «Предлагаемый опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть и в бланке опросника. Ваша задача – по очереди прочитать все утверждения опросника и обвести номер утверждения в бланке, если Вы с ним согласны. Если трудно выбрать ответ, поставьте знак вопроса, но постарайтесь, чтобы таких случаев было не больше трех. Помните, что Вы характеризуете свое самочувствие в семье. Отвечайте, что Вы действительно чувствуете».

Опросник

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, что как бы я не поступил, все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в моей семье.

5. Часто в семье я чувствую себя беспомощным.

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим и неловким.

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым.

9. Когда я дома, я все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды своей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще что-то случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что еще что-то нужно сделать.

13. Нередко я чувствую себя лишним.

14. Дома у меня такое положение, что просто руки опускаются.

15. Мне кажется, что если бы я исчез, то никто бы этого не заметил.

16. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

17. Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает, что хочу сделать хорошо, но получается плохо.

21. Мне многое у нас в семье не нравится, но я стараюсь этого не показывать.

Бланк опросника АСТ

Номера вопросов Шкалы Диагностическое значение
1 4 7 10 13 16 19 В
2 5 8 11 14 17 21 Т
3 6 9 12 15 18 21 Н
  С

Семейная тревога диагностируется в том случае, если количество обведенных кружком ответов в бланке равно или больше диагностического значения.

Обозначения:

«В» - чувство вины в семье,

«Т» - тревога,

«Н» - нервно-психическое напряжение,

«С» - интегральный показатель семейной тревоги как типового семейного состояния.

Методика 7. «Типовое семейное состояние»

(Р. В. Овчаровой)

Инструкция:

«Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми Вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми Вы вспоминаете домашние дела на работе. Как Вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю Вашу семейную жизнь. Каким (какой) Вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах.

Бланк к методике

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________

Состояние Шкала оценок Состояние Индекс
Довольный 0 1 2 3 4 5 6 7 Недовольный У
Спокойный 0 1 2 3 4 5 6 7 Неспокойный Т
Напряженный 0 1 2 3 4 5 6 7 Расслабленный Н
Радостный 0 1 2 3 4 5 6 7 Огорченный У
Нужный 0 1 2 3 4 5 6 7 Лишний Т
Отдохнувший 0 1 2 3 4 5 6 7 Усталый Н
Здоровый 0 1 2 3 4 5 6 7 Больной У
Смелый 0 1 2 3 4 5 6 7 Робкий Т
Беззаботный 0 1 2 3 4 5 6 7 Озабоченный Н
Плохой 0 1 2 3 4 5 6 7 Хороший У
Ловкий 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуклюжий Т
Свободный 0 1 2 3 4 5 6 7 Занятый Н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по субшкалам превышает или равна следующим диагностическим значениям:

По шкале «У» (общая неудовлетворенность) - 26 баллам,

По шкале «Н» (нервно-психическое напряжение) - 27 баллам,

По шкале «Т» (семейная тревожность) - 26 баллам

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ………….………………………………………………………… 3

Глава 1. ОСНОВЫ ДОРОДОВОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКИ…………………….. 7

1.1. Этапы жизни малыша в маминой Вселенной………………………… 9

1.2. Минимальные мозговые дисфункции: причины

возникновения, особенности проявления

и педагогические рекомендации…………………………………….... 25

Глава 2. ПОКАЗАТЕЛИ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ……………………………………………….. 33

2.1. О стартовых возможностях малыша………………………………….. 37

2.2. Первый месяц…………………………………………………………. ..43

2.3. Второй месяц………………………………………………………….....52

2.4. Третий месяц…………………………………………………………... .56

2.5. Четвертый месяц………………………………………………………...59

2.6. Причины и диагностика неблагополучного развития младенца……..62

2.7. Пятый месяц……………………………………………………………..65

2.8. Шестой месяц…………………………………………………………... 67

2.9. Седьмой месяц………………………………………………………… ..71

2.10. Восьмой месяц……………………………………………………….....73

2.11. Девятый месяц………………………………………………………… 75

2.12. Десятый месяц………………………………………………………… 76

2.13. Одиннадцатый месяц………………………………………………..... 77

2.14. Двенадцатый месяц………………………………………………….....78

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА...……….............82

3.1. Нормативные признаки развития малыша второго года жизни……...83

3.2. Эмоциональная саморегуляция как основа самостоятельности

ребенка…………………………………………………………………....89

3.3. Психолого-педагогические причины болезней малыша……………...102

Глава 4. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

СЕМЬИ……………………………………………………………………..109

4.1.Характер и условия его воспитания…………………………………....114

4.2. Акцентуации характера………………………………………………...119

4.3. Неправильные стратегии воспитания……………………………….....126

4.4. Разумное воспитание правильного поведения………………………..130

Глава 5. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ МОЛОДЫМ РОДИТЕЛЯМ....135

5.1. Как обустроить комнату младенца…………………………………….137

5.2. Где и как укладывать младенца спать………………………………....141

5.3. Нельзя говорить «нельзя»………………………………………………142

5.4. Кто и как способен разрешать семейные конфликты………..…….....147

5.5. Зачем и как писать свою родословную книгу………………………....150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………155

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………….......157

ПРИЛОЖЕНИЕ: Методы самодиагностики для родителей.……………………...161

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………….....184

Наши рекомендации