Обработка и оценка результатов

Сначала определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком в течение 2,5 минут, т.е. за всё время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30 секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребёнка одновременно двух свойств внимания, продуктивности и устойчивости:

0,5N – 2,8n

t

S - показатель продуктивности и устойчивости внимания, обследованного ребёнка N - количество изображений предметов, просмотренных ребёнком за время работы

t - время работы

n - количество ошибок, допущенных за время работы.

Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведённой выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 минут ), а остальные для каждого 30 секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребёнка При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся ( каждый в отдельности ) в баллы по десятибалльной системе:

10 баллов - показатель S больше 1,25 балла

8-9 баллов - показатель S находится в пределах 1,00 - 1,25

6-7 баллов - показатель S находится в пределах 0,75 - 1,00

4-5 баллов - показатель S находится в пределах 0,50 - 0,75

2-3 балла - показатель S находится в пределах 0,24 - 0,50

0-1 балл - показатель S находится в пределах 0,00 - 0,20

Оценка устойчивости внимания

10 баллов - высокопродуктивное, устойчивое внимание

8-9 баллов - низкопродуктивное, устойчивое внимание

6-7 баллов - среднепродуктивное и среднеустойчивое внимание

4-5 баллов - среднепродуктивное и неустойчивое внимание

3 балла - среднепродуктивное и крайне неустойчивое внимание

Выводы об уровне развития

10 баллов - продуктивность внимания и устойчивость очень высокие

8-9 баллов - продуктивность внимания и устойчивость высокая

«Корректурная проба Бурдона» (диагностика внимания)

Для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости используется корректурная проба Бурдона. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям.

Инструкция: “Перед тобой находится лист, на котором напечатаны буквы. Твоя задача - просматривая построчно буквы зачеркивать буквы /учитель должен назвать какие буквы должен зачеркивать ученик; например, А и З, или А, М, К и З. Можно назвать любой вариант, который больше нравиться/. Через каждые 30 с /можно через 60 с/ я буду говорить тебе: “Отметка”. Ты должен пометить чертой то место, на котором находишься в этот момент. После этого продолжай просматривать строчки дальше. Пока я не скажу тебе: “Стоп!” Постарайся работать быстро и точно. Начинай”.

Обработка: обработка производится путем наложения ключа. Подсчитывается количество правильно зачеркнутых букв и количество пропущенных. Подсчет можно производить как по отдельной минуте, так и по всему заданию в целом. В результате можно количественно выразить:

Уровень концентрации внимания

К= (П1 - П2 3 ) : П * 100%, где:

П1 - сумма правильно зачеркнутых букв,

П2 - сумма пропущенных букв,

П3 - сумма ошибочно зачеркнутых букв,

П- общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.

Для оценки концентрации внимания в психотехнике принята следующая шкала:

очень хорошая - 81 -100%

хорошая - 61 - 80%

средняя - 41 - 60%

плохая - 21 - 40%

очень плохая - 0 - 20%

Показатель скорости выполнения задания

А= S : t, где:

S - количество знаков в проработанной части задания,

t - время, затраченное на эту часть.

Переключаемость внимания

C= S0 : S x 100%, где

S0 - количество ошибочно проработанных строк,

S - общее количество строк проработанных испытуемым.

Анализ:

Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления. Отсутствие ошибок свидетельствует о врабатываемости и достаточной устойчивости внимания, о его малой истощаемости.

Методика «Распределение цифр в определенном порядке» (диагностика внимания)

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

         
         
         
         
         

Оценка:

22 балла и выше –средняя норма

Наши рекомендации