Огнехождение как инструмент роста
До 1492 года люди верили, что наш мир плоский и если какой-нибудь корабль заплывет слишком далеко, то свалится с края земли. Христофор Колумб был готов поспорить с этим убеждением, и в ходе своего путешествия открыл, что Земля круглая. Когда он вернулся на родину, старое представление об устройстве мира исчезло навсегда.
Большую часть своей жизни я верил, что, если я ступлю на раскаленные угли, температура которых достигает 650 градусов, я получу ожоги. После того как я первый раз прошел по огню, я расстался со своим прежним убеждением. Благодаря своему непосредственному опыту я избавился от него навсегда.
Убеждения — это устоявшиеся представления, через которые мы фильтруем информацию об окружающей нас действительности. Мы позволяем им создавать нашу реальность, и то во что мы верим, становится нашим жизненным опытом. Для биологического компьютера, который мы называем мозгом, убеждения — это своего рода программное обеспечение. Система убеждений, которой пользуется наш мозг, хранится в ретикулярной активирующей системе (РАС). Она определяет, как мы реагируем в той или иной ситуации. РА С развивается под влиянием религии, учителей, родителей и окружающих нас людей. Даже у пятилетнего ребенка эта система полностью сформирована и уже определено, кем ему суждено стать. В анатомическом смысле РАС — это сеть нервов, разветвляющихся от ствола мозга. РАС — одна из важнейших частей нервной системы, так как именно от нее зависит, что попадет в наше сознание. Она похожа на охрану у дворцовых ворот, которая не позволяет беспокоить короля по мелочам. Подобным же образом РАС не позволяет большей части информации, которая обрушивается на ваши органы чувств, проникать в ваше сознание. Многие психологи используют для названия деятельности /МСтермин «эго». Они говорят: «Вы слышите только то, что позволяет вам слышать ваше эго». Узкая система убеждений означает узкое восприятие жизни.
Конечно, убеждения и мысли невозможно извлечь из тела и изучить так же, как мы можем извлечь и исследовать внутренние органы. Однако, хотя ум неосязаем, он может иметь физическое проявление. Ваши идеи, представления и решения становятся осязаемыми, когда получают реальное воплощение. Например, вы смотрите страшный фильм, и, хотя при этом не подвергаетесь никакому физическому воздействию, вы начинаете обильно потеть. Под влиянием сексуальных фантазий может измениться ваше сердцебиение, дыхание, кровяное давление и температура тела. Ваши мысли — ваша РАС — создают физические ощущения и эмоциональное состояние.
Хотя мысли невозможно увидеть, они воздействуют на мозг и происходящие в нем электрохимические процессы. Электрохимические изменения состояния мозга порождают импульсы, которые передаются по нервным цепочкам в разные части тела, где вызывают электрохимические изменения. Поскольку каждая клетка тела связана с нервом, каждый нерв связан с мозгом, а мозг подвержен влиянию мыслей, легко понять, почему наши убеждения и идеи создают нашу реальность.
Когда вы принимаете какоето решение, вы в буквальном смысле слова программируете свой биокомпьютер! И для того, чтобы произвести серьезные изменения в своей жизни, вы должны проанализировать решения, которые до сих пор принимали. Если вы обна
ружите, что они ограничивали вас, их нужно заменить новыми решениями. Иными словами, вы должны создать новую программу восприятия жизни. Как заметил
Марк Твен за сто лет до того, как непосредственная связь между состоянием тела и состоянием мыслей стала общепризнанной: «Большинство людей настолько счаст
ливы, насколько они позволяют себе быть счастливыми».
Победа над страхом
Фактически, именно в этой победе заключен смысл огнехождения. Огонь — это символ всех испытании, от которых мы обычно убегаем. Когда мы учимся ходить по раскаленным углям, не получая ожогов, мы на самом деле учимся преодолевать свой страх. Мы узнаем, что страх — это убеждение, а в данном случае — еще и стена между тем местом, где мы находимся, и тем, где хотим оказаться. Ступая на горящие угли, мы разрываем пелену страха и таким образом делаем страх нашим слугой, а не хозяином.
Огонь вызывает у нас страх, это естественно. И наша задача — не отрицать страх, но, пристально взглянув на него, увидеть в нем лишь препятствие на пути к достижению цели. Экстремальная духовность побуждает нас не рыдать над своими страхами и проблемами, не обвинять других, не находить себе оправдания, не купаться в самоуничижении или постоянно жаловаться, но, засучив рукава, взяться за все негативное, что есть в нашей жизни. Пристальное внимание к негативным сторонам жизни поможет вам найти истину, которая освободит вас от страданий.
Будьте внимательны!
Итак, первое, чему я учу людей на моих семинарах по огнехождению, — это правильно направлять свое внимание. В конце концов, раскаленные уголья ужасно горячи! Если человек, ступая на огненную дорожку, будет прислушиваться к своим мыслям, то услышит вопль: «Боже мой, твои ноги обгорят до костей!» Чтобы в этот момент не запаниковать, важно обращать внимание на свои ноги, а не на голову. А ноги говорят: «Да, горячо, но никаких травм нет. Это скорее похоже на то, как будто ты идешь босиком по горячему асфальту, нагретому летним солнцем»*. Подумайте о том, какие уроки можно извлечь из следующей истории:
Однажды за монахом погнался тигр. Чтобы спастись, человек спустился со скалы по длинной лиане. Однако снизу появился другой тигр. Пока монах висел между двумя смертями, прибежали мыши и начали грызть лиану в таком месте, где он не мог их прогнать.
В этот момент человек заметил кустик земляники, растущий на скале. Он сорвал ягодку и положил ее в рот. Лиана оборвалась, и монах упал на землю, где его ждала неминуемая смерть. В эту минуту он сосредоточил все свое внимание на ощущениях, которые вызывала ягода у него во рту. Благодаря этой полной сосредоточенности на ягоде земляники монах не чувствовал, как его тело рвут клыки и когти тигра. Он умер, но он не страдал.
В жизни нас часто преследуют тигры. Наша задача — научиться находить землянику.
Редактор этой книги помнит в подобных обстоятельствах скорее ощущение, будто ступаешь по покрытой росой траве, а не по горячему асфальту.
Представьте, что вы сидите в ресторане, и воздух пропитан сигаретным дымом. Если вы позволите себе почувствовать раздражение, вы не получите никакого удовольствия от еды. Дым — это ваш тигр. Поищите землянику. Возможно, вы увидите великолепный закат за окном. Если вы сосредоточите свое внимание не на дыме, а на закате, ваше восприятие изменится, и вместо страдания вы получите радость. Мы сами создаем свои страдания и свою радость в зависимости от того, как мы оперируем своим сознанием.
Понаблюдайте, на что обычно направлено ваше внимание, и вы обнаружите, как создаете реальность — свой жизненный опыт. Некоторые великие мастера считают, что важнее всего развивать в себе осознанное внимание. Уже один этот инструмент может кардинально изменить способ восприятия и превратить жалкое существование в замечательную жизнь. То, что вы испытываете, зависит, от того, на что вы обращаете внимание. Вы можете либо наслаждаться земляникой, либо страдать в когтях тигра.
Как часто вы обедаете или ужинаете перед включенным телевизором или раскрытой книгой — и даже не ощущаете вкуса еды? Как часто вы разговариваете со своими детьми или друзьями, одновременно мысленно составляя список дел на сегодня или подсчитывая расходы? Всем нам знакома такая невнимательность. На самом деле в нашей культуре у нее даже есть имя: многозадачность. Но многозадачность противоположна осознанному вниманию. Только в случае, когда вы не позволяете себе отвлекаться, вы можете по настоящему ощутить богатый вкус пищи или получить удовольствие от общения с другим человеком.
Достижение состояния осознанного внимания потребует от вас определенных усилий. Вы можете использовать его как еще один шаг на пути к обретению контроля над собой. Для этого следует направлять все 100 процентов внимания на объект вашего выбора. Тогда жизнь становится совершенно иной. Когда вы обращаете стопроцентное внимание на запах цветка, вы становитесь этим цветком. Когда вы обращаете 100 процентов внимания на свой обед, вы становитесь вкусом пищи во рту. На протяжении столетий тантрические буддисты использовали технику осознанного внимания, чтобы усилить наслаждение во время занятий сексом.