Уверен в себе лишь тот, у кого это хорошо получается.
Д.Е.
Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.
В подростковом возрасте девочки превращаются в гадкого утенка. Если бестактный сверстник отпустит ехидное замечание в адрес ее «плоской» фигуры, мол, другие девчонки уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, ‑ то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все ее мнимые “недостатки” типичны для подросткового возраста.
Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у нее возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию.
Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других ‑ самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.
Чтобы критиковать других, много ума не надо, и многие малоумные этим грешат.
Д.Е.
И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или “захвалить” девочку, и она слишком “возомнит” о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.
Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у подростков, которые кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.
‑ У меня вчера был удивительный эротический вечер. Она в изящном сексуальном белье в своей кровати, а я в доме напротив в семейных трусах и с биноклем!
NN
В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.
Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.
Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку.
Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, ‑ как правило, не страдают от комплекса неполноценности.
Больше всего поучают те, кто меньше всего знает.
Д.Е.
ОТЦЫ И ДЕТИ
* * *
Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.
*
‑ Всю жизнь я донашивал брюки своего сына.
*
Цены ‑ как дети, ‑ растут очень быстро.
*
Юность романтизируют, чтобы не вспоминать ошибок.
*
Летом родители понимают, почему учителя такие нервные...
*
Детям не прощают, когда те лгут, а взрослым ‑ когда они говорят правду.
*
Детство‑ гонщик, зрелость‑ штангист, старость‑ шахматист.
*
Пожилые люди ходят медленно, потому что им уже некуда спешить.
*
Может ли осиротеть дитя времени?
*
Пусть у соседа денег побольше, зато у вас дети лучше!
*
У родителей тот же аппетит, что и у детей, только зубы не те.
*
Молодые считают стариков глупцами, а старики молодых ‑ дурачками.
*
Даже дьявол мечтает, чтобы его дети были ангелами.
*
Чем умнее ребенок, тем больше его отец верит в наследственность
*
Дети изнашивают родителей быстрее, чем свою одежду.
*
Каждый папа уверен, что его ребенку достался умный отец.
*
Без детей не было бы родителей.
“Я не такой, как другие”
Быть слишком недовольным собой есть слабость; быть слишком довольным ‑ глупость.
Мадам де Сабле
Типичная проблема подростка: “Я не такой, как все”, ‑ поэтому он считает себя хуже других. Но почему быть “как все” ‑ это хорошо, а отличаться от других сверстников ‑ это плохо?
На самом же деле любой нормальный взрослый мужчина как раз и хочет быть не таким, как все, хочет быть индивидуальностью.
Быть, как все, ‑ это значит, быть посредственностью, представителем “серой массы”, поступать стандартно и быть представителем общего стандарта. В любом человеке, как в мужчине, так и в женщине, ‑ ценится именно индивидуальность.
Если человек не такой, как все, это означает, что он ‑ индивидуальность.
Почему у подростка развивается комплекс неполноценности из‑за того, что он не такой, как все? Потому что в этом возрасте приняты определенные стандарты поведения, а если подросток, по мнению его сверстников, отличается от них, то он “белая ворона” и “изгой”.
Даже ничтожный человек обладает индивидуальностью... в узоре отпечатков пальцев.
Д.Е.
В среде подростков любой, кто отличается от остальных, ‑ становится объектом насмешек. Его дразнят, ему придумывают обидные прозвища.
Во все времена люди клеймили других, если они чем‑то от них отличались. Но только яркие индивидуальности, а не представители “серой массы” оставили свой след в истории. Именно потому, что они отличались от остальных, думали не так, как все, и поступали не так, как все.
Объясните вашему сыну (дочери), что:
Уважать стоит мнение только людей достойных, равных по интеллекту, уровню образования и человеческим качествам.
Неуверенные в себе подростки, которые много времени проводят наедине с книгами и много знают, ‑ нередко становятся потом хорошими профессионалами.