Уверен в себе лишь тот, у кого это хорошо получается.

Д.Е.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

В подростковом возрасте девочки превращаются в гадкого утенка. Если бестактный сверстник отпустит ехидное замечание в адрес ее «плоской» фигуры, мол, другие девчонки уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, ‑ то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все ее мнимые “недостатки” типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у нее возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию.

Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других ‑ самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

Чтобы критиковать других, много ума не надо, и многие малоумные этим грешат.

Д.Е.

И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или “захвалить” девочку, и она слишком “возомнит” о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у подростков, которые кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.

‑ У меня вчера был удивительный эротический вечер. Она в изящном сексуальном белье в своей кровати, а я в доме напротив в семейных трусах и с биноклем!

NN

В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.

Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку.

Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, ‑ как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

Больше всего поучают те, кто меньше всего знает.

Д.Е.

ОТЦЫ И ДЕТИ

* * *

Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.

*

‑ Всю жизнь я донашивал брюки своего сына.

*

Цены ‑ как дети, ‑ растут очень быстро.

*

Юность романтизируют, чтобы не вспоминать ошибок.

*

Летом родители понимают, почему учителя такие нервные...

*

Детям не прощают, когда те лгут, а взрослым ‑ когда они говорят правду.

*

Детство‑ гонщик, зрелость‑ штангист, старость‑ шахматист.

*

Пожилые люди ходят медленно, потому что им уже некуда спешить.

*

Может ли осиротеть дитя времени?

*

Пусть у соседа денег побольше, зато у вас дети лучше!

*

У родителей тот же аппетит, что и у детей, только зубы не те.

*

Молодые считают стариков глупцами, а старики молодых ‑ дурачками.

*

Даже дьявол мечтает, чтобы его дети были ангелами.

*

Чем умнее ребенок, тем больше его отец верит в наследственность

*

Дети изнашивают родителей быстрее, чем свою одежду.

*

Каждый папа уверен, что его ребенку достался умный отец.

*

Без детей не было бы родителей.

“Я не такой, как другие”

Быть слишком недовольным собой есть слабость; быть слишком довольным ‑ глупость.

Мадам де Сабле

Типичная проблема подростка: “Я не такой, как все”, ‑ поэтому он считает себя хуже других. Но почему быть “как все” ‑ это хорошо, а отличаться от других сверстников ‑ это плохо?

На самом же деле любой нормальный взрослый мужчина как раз и хочет быть не таким, как все, хочет быть индивидуальностью.

Быть, как все, ‑ это значит, быть посредственностью, представителем “серой массы”, поступать стандартно и быть представителем общего стандарта. В любом человеке, как в мужчине, так и в женщине, ‑ ценится именно индивидуальность.

Если человек не такой, как все, это означает, что он ‑ индивидуальность.

Почему у подростка развивается комплекс неполноценности из‑за того, что он не такой, как все? Потому что в этом возрасте приняты определенные стандарты поведения, а если подросток, по мнению его сверстников, отличается от них, то он “белая ворона” и “изгой”.

Даже ничтожный человек обладает индивидуальностью... в узоре отпечатков пальцев.

Д.Е.

В среде подростков любой, кто отличается от остальных, ‑ становится объектом насмешек. Его дразнят, ему придумывают обидные прозвища.

Во все времена люди клеймили других, если они чем‑то от них отличались. Но только яркие индивидуальности, а не представители “серой массы” оставили свой след в истории. Именно потому, что они отличались от остальных, думали не так, как все, и поступали не так, как все.

Объясните вашему сыну (дочери), что:

Уважать стоит мнение только людей достойных, равных по интеллекту, уровню образования и человеческим качествам.

Неуверенные в себе подростки, которые много времени проводят наедине с книгами и много знают, ‑ нередко становятся потом хорошими профессионалами.

Наши рекомендации