Структура заболеваемости злокачественными опухолями у детей и взрослых.
Новообразование | % наблюдений | |
дети | взрослые | |
Острый лейкоз | 29,5 | 4,0 |
Злокачественные лимфомы | 14,5 | 6,0 |
Опухоли ЦНС | 18,0 | 6,0 |
Опухоли костей | 6,5 | 1,0 |
Опухоли мягких тканей | 7,0 | 2,0 |
Опухоли почек | 7,0 | 0,5 |
Нейрогенные опухоли | 6,0 | 2,0 |
Ретинобластома | 4,0 | 2,0 |
Опухоли печени | 2,5 | 1,0 |
Опухоли яичек | 3,0 | 2,0 |
Рак (желудка, легких, молочной железы, яичников, матки, пищевода, кишечника и др.). | 6,0 | 73,0 |
Прочие злокачественные опухоли | 2,0 | 1,0 |
Для практического врача важны, главным образом, особенности опухолей у детей, связанные с диагностикой и лечением. Они в основном сводятся к следующему
Особенности диагностики опухолей в детском возрасте:
1. Трудности, связанные с получением анамнеза у детей младшего возраста, отсутствием или невнятностью жалоб.
Сведения, получаемые от родителей и родственников или других людей, ухаживающих за ребенком, далеко не равноценны сведениям, полученным от самого больного. Нередко эта информация «уводит» от диагноза, создает неверную картину заболевания в силу различных качеств рассказчика, его отношения к больному, эмоциональному состоянию. Близкие ребенка нередко стараются навязать свою точку зрения врачу. Это часто происходит из-за страха перед диагнозом рака. Не сознавая всего, они, в ряде случаев, стремятся описать заболевание как часто уже случавшееся у ребенка, Другая часть родителей наоборот, старается обнаружить рак на ранней стадии и ищет симптомы, характерные для злокачественной опухоли. В редких случаях, при явлениях канцерофобии, родители ребенка даже придумывают симптомы, которые им кажутся характерными для рака.
Поэтому врач вынужден активно «искать» признаки болезни, предполагать возможные жалобы больного. Здесь важно обратить внимание на поведение ребенка. Изменение внешнего вида и поведение ребенка особенно хорошо видно врачу, постоянно наблюдающему ребенка. В связи с этим, желательно иметь контакт с лечащим врачом больного, если обследует его другой врач. Необходимо исходить из того, что у детей преобладает определенная локализация наиболее распространенных опухолей: забрюшинное пространство, средостение, подмышечные, паховые, шейные и надключичные лимфатические узлы, мягкие ткани конечностей. К сожалению, при обследовании маленького ребенка приходится ориентироваться по его поведению, внешнему виду, положению тела, многое строить на предположениях, так как отсутствие конкретных жалоб со стороны ребенка, их неясность, нелокализованность, если они есть, крайне затрудняют диагностику. Особенно затруднительна диагностика опухолей головного мозга.
У более старших детей приходится учитывать при сборе анамнеза стремление ребенка скрыть некоторые симптомы болезни из-за боязни боли при обследовании, нежелании госпитализации. В более редких случаях следует исключить аггравацию с целью вызвать жалость или с другими мотивами.
Принимая во внимание вышеизложенное, врач должен стремиться в большей степени к объективному обследованию, что особенно важно в детской онкологии, но никогда не сбрасывать со счетов даже крупицы знания, полученного при сборе анамнеза.
2 Относительно малое число визуально наблюдаемых опухолей. В отличие от взрослых, у которых много визуально наблюдаемых форм опухолей (рак молочной железы, рак пищевода, желудка, прямой кишки, ротоглотки, кожи), которые доступны простому или эндоскопическому осмотру, у детей такие опухоли крайне редки. У девочек, например, крайне редки опухоли шейки матки, позволяющие у женщин ставить диагноз при простом осмотре с последующим цитологическим исследованием. Однако и ряд опухолей у детей (лейкозы, злокачественные лимфомы) может являться объектом визуального наблюдения. Увеличения лимфатических узлов разной локализации при этих новообразованиях должны привлечь внимание врача. Обязательно их цитологическое и гистологическое исследование, позволяющее во многих случаях своевременно поставить диагноз. Визуально можно также наблюдать припухлость в области конечности при опухолях мягких тканей и костей. Здесь, наряду с рентгеновским исследованием, показана пункционная биопсия с целью получения цитологических данных.
3. Наиболее распространенные опухоли у детей расположены в труднодоступных областях.
К сожалению, часто встречающиеся опухоли, особенно у самых маленьких детей, располагаются в труднодоступных для прямого исследования областях: череп — опухоли ЦНС; средостение — нейробластома, опухоли вилочковой железы, злокачественные лимфомы; забрюшинное пространство — нефробластома, нейробластома, тератоидные опухоли. Опухоли, расположенные в этих областях, могут расти длительное время, не вызывая субъективных ощущений, не приводя к видимым объективным изменениям (разумеется, речь не идет о тех случаях, когда, например, опухоль мозга затрагивает жизненно важные центры). В некоторых случаях опухоли могут вызывать боли или неприятные ощущения, сдавливая нервы или сосуды, но обычно они растут, раздвигая окружающие органы и ткани, тем более, что анатомо-физиологические данные детского органа позволяют это. Постепенно опухоли, расположенные в труднодоступных областях увеличиваются в размерах и нередко обнаруживаются, когда становятся очень большими. Нередко их обнаруживает мать ребенка при одевании или купании. В других случаях, сама первичная опухоль не обнаруживается, а обращают на себя внимание метастазы. Последнее очень характерно для нейробластомы, которая дает о себе знать появлением визуально наблюдаемых метастазов (глазница, мягкие ткани, кости черепа). Очень трудны для диагностики опухоли мозга, так как их проявление (головокружение, головные боли, тошнота, изменения со стороны зрения и другие) объективно регистрируются с трудом, а расспросить ребенка, особенно маленького, как мы уже писали, сложно. Здесь необходимо ультразвуковое исследование, компьютерная и магнитно-резонансная томография.
4. Большинство опухолей у детей скрывается под «масками». Диагностика опухолей в детском возрасте затруднена и тем, что большинство опухолей у детей скрывается под различными «масками». Практически любое заболевание в детском возрасте, особенно раннем, да и некоторые физиологические процессы могут своими проявлениями напоминать опухоль, так же как опухоль может приниматься за физиологический процесс или какое-либо неонкологическое заболевание. Положение усугубляется тем, что довольно часто наряду с опухолью одновременно протекают и другие заболевания, происходят физиологические процессы, которые могут прикрывать опухоль (прорезывание зубов, половое созревание и т. д.). Необходимо помнить о нередком сочетании опухоли с пороками развития, которые своей манифестацией могут также «прикрывать» ее. К сожалению, обычно врач останавливается на диагнозе широко известных в детском возрасте болезней, к которым у него есть достаточный опыт еще со студенческой скамьи. Поэтому столь важна онкологическая настороженность по отношению к ребенку. Во всех случаях врач, осматривающий ребенка, в первую очередь должен думать о злокачественном новообразовании и исключить или диагностировать его.
5. Преобладание общих симптомов над местными. Клиническая картина большинства опухолей у детей нередко кажется одинаковой, так как на передний план выходят общие симптомы. В подавляющем большинстве случаев, для всех злокачественных новообразований характерны бледность кожных покровов разной степени выраженности, в той или иной мере похудание (или остановка в прибавке веса), изменения в поведении, быстрая утомляемость, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, запоры, поносы, боли), субфебрильная температура, анемия, повышение СОЭ. В общем, врач часто наблюдает клиническую картину, характерную для любой детской болезни, для любой детской инфекции. Мало присущи опухолям бросающиеся в глаза симптомы, которые символичны для опухоли, появляющиеся обычно в разгаре заболевания. Врач должен помнить о типичных злокачественных новообразованиях у детей и при обнаружении общих симптомов, исследовать наиболее часто встречающиеся локализации опухолей в детском возрасте.
6. Необходимость анестезиологического обеспечения. Почти во всех случаях диагностических исследований у детей необходимо анестезиологическое обеспечение, особенно у маленьких детей. Только обезболивание диагностической процедуры, исключение неприятных ощущений позволяет получить качественную информацию, не говоря уже о сохранении контакта с обследуемым ребенком. Обезболивание во многих случаях необходимо не только для того, чтобы избавить ребенка от страха, неприятных ощущений и боли, но и для его «обездвиживания». Чтобы максимально использовать время анестезии, следует сочетать там, где это возможно, несколько процедур одновременно (например, пальпацию, ректальное пальцевое исследование, пункцию костного мозга, пункционную биопсию и т. д.). Только полное исключение неприятных ощущений, страха, тревоги и боли у ребенка позволит провести полноценное исследование, а в дальнейшем — лечение.