Моторная алалия и нарушения речи, вызванные интеллектуальной недостаточностью

Критерии сравнения Моторная алалия Нарушения речи, вызванные интеллектуальной недостаточностью
Сущность нарушения Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов Результат патологии познавательной деятельности
Предречевое развитие Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета
Динамика развития речи Отсутствие спонтанного овладения речью, нет скачков в темпе развития речи 1. к 6-7 годам жизни на основе подражания овладение простыми грамматическими стереотипами. 2. По мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется
Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимание сложных синтаксических конструкций, делается попытка выражать в речи причинно-следственные связи доступными языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) Понимание речи затруднено, выражение только самых элементарных причинно-следственных связей
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов Речь логически бедная и алогичная, может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
Запас знаний и представлений С трудом актуализируется в речи Ограничен
Невербальное мышление Сохранны такие мыслительные функции, как классификация, исключение четвертого лишнего, сравнение Нарушено вербальное мышление
Степень обучаемости Высокая Низкая
критичность Критичны к собственной речи, характерен речевой негативизм Некритичны к своей речи

Моторная алалия и аутизм (синдром Каннера)

Критерии сравнения Моторная алалия Нарушения речи, вызванные интеллектуальной недостаточностью
Определение Речевая патология Особая психическая аномалия, нарушение формирования эмоционального контакта с окружающим миром
Раннее развитие речи Речь развивается неполноценно Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
Реакция на обращенную речь Сохранная постоянная реакция на речь окружающих Отсутствие реакции на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен
Психопатологические симптомы Отсутствуют Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
Особенности психического развития Могут наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие Могут наблюдаться умственная отсталость и неравномерное искажение психических процессов
Экспрессивная речь Активное использование зачатков речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, отсутствие употребления слов «да» и «я», стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке
Мимико-жестовая речь Активно используют в общении Не используют
Эхолалия Не отмечается Встречаются непосредственные и отсроченные во времени эхолалии
Просодика Не нарушена Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
Общение Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) Отказ от общения
Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций

[1] Предлагаемая форма может использоваться как протокол обследования.

[2] Начинать исследование необходимо с предъявления слова. Если ребенок искажает слоговую структуру и не произносит нужный звук, можно предложить слово более простой структуры. Если же он не произносит звук в слове, ему предлагают произнести слог, если не произносит звук в слоге, просят произнести изолированный звук. Результаты отмечаются в соответствующей графе бланка исследования.



Наши рекомендации