Моторная алалия и нарушения речи, вызванные интеллектуальной недостаточностью
Критерии сравнения | Моторная алалия | Нарушения речи, вызванные интеллектуальной недостаточностью |
Сущность нарушения | Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов | Результат патологии познавательной деятельности |
Предречевое развитие | Соответствует возрасту | Задержка сроков гуления, лепета |
Динамика развития речи | Отсутствие спонтанного овладения речью, нет скачков в темпе развития речи | 1. к 6-7 годам жизни на основе подражания овладение простыми грамматическими стереотипами. 2. По мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется |
Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей | Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимание сложных синтаксических конструкций, делается попытка выражать в речи причинно-следственные связи доступными языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) | Понимание речи затруднено, выражение только самых элементарных причинно-следственных связей |
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) | Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов | Речь логически бедная и алогичная, может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении |
Запас знаний и представлений | С трудом актуализируется в речи | Ограничен |
Невербальное мышление | Сохранны такие мыслительные функции, как классификация, исключение четвертого лишнего, сравнение | Нарушено вербальное мышление |
Степень обучаемости | Высокая | Низкая |
критичность | Критичны к собственной речи, характерен речевой негативизм | Некритичны к своей речи |
Моторная алалия и аутизм (синдром Каннера)
Критерии сравнения | Моторная алалия | Нарушения речи, вызванные интеллектуальной недостаточностью |
Определение | Речевая патология | Особая психическая аномалия, нарушение формирования эмоционального контакта с окружающим миром |
Раннее развитие речи | Речь развивается неполноценно | Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне |
Реакция на обращенную речь | Сохранная постоянная реакция на речь окружающих | Отсутствие реакции на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен |
Психопатологические симптомы | Отсутствуют | Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции |
Особенности психического развития | Могут наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие | Могут наблюдаться умственная отсталость и неравномерное искажение психических процессов |
Экспрессивная речь | Активное использование зачатков речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки | Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, отсутствие употребления слов «да» и «я», стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке |
Мимико-жестовая речь | Активно используют в общении | Не используют |
Эхолалия | Не отмечается | Встречаются непосредственные и отсроченные во времени эхолалии |
Просодика | Не нарушена | Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса |
Общение | Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) | Отказ от общения |
Эмоционально-волевая сфера | Адекватность эмоций | Неадекватность эмоциональных реакций |
[1] Предлагаемая форма может использоваться как протокол обследования.
[2] Начинать исследование необходимо с предъявления слова. Если ребенок искажает слоговую структуру и не произносит нужный звук, можно предложить слово более простой структуры. Если же он не произносит звук в слове, ему предлагают произнести слог, если не произносит звук в слоге, просят произнести изолированный звук. Результаты отмечаются в соответствующей графе бланка исследования.