Моторная (экспрессивная) алалия

Алалия. Определение. Причины, виды алалий, их характеристика.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры голов­ного мозга во внутриутробном или раннем периоде раз­вития ребенка.

Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье. В симптоматике расстройств при алалии преобла­дающими являются языковые нарушения. Это наиболее тяжелый дефект речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Серьёзные исследования появились в 1877 году – классификация, разработанная Кусмаулем. Было выделено 10 видов речевых нарушений, среди которых была выделена Алалия. Тем не менее, точное описание детей с Алалией появилось в 1888 году. Немецкий врач Коэн заложил основы первого направления в изучении этих детей. Это направление называлось КЛИНИЧЕСКИМ. Коэн впервые описал ребёнка, который не только не мог произносить слова, но не произносил даже звуки и слоги. Такое состояние автор охарактеризовал как СЛУХОНЕМОТУ.

Коэн считается родоначальником моторной теории. Он сделал предположение, что у такого ребёнка не сформированы те функц-е системы, которые отвечают за моторику речи, но рассматривал причину этого нарушения как функциональную. Это позволило наметить программу работу с таким ребёнком (медикаментозную и пед-ю).

Определяя пути медицинской помощи такому ребёнку, он выделил физиотерапию, гидротерапию и медикаментозное лечение. В качестве педагогического воздействия он выделил необходимость повторения слогов и слов за логопедом и работу над звукопроизношением.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Ме­лехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.

В изучении доминирую­щим является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследователей.

ПРИЧИНЫ

Речевые движения организуются определёнными зонами коры головного мозга.

Иванов (болгарский врач) написал, что с его точки зрения апраксия обусловлена недоразвитием лобных отделов коры головного мозга (1972).

Всегда волновал вопрос об этиологии нарушения. Большинство исследователей считают основной причиной наследственность-снижение речевой функции по многим поколения.

Причины:

-пренатальный период (токсикоз, асфиксия и др)

Клиническое направление представлено и работами русских врачей.

Богданов-Березовский до революции в Москве организовал стационар по изучению таких детей. В 1909 году вышла его книга «Изучение неговорящих детей-алаликов». Это изучение привело его к мысли о том, что часто причиной отсутствия речи является интеллектуальное нарушение. Такой позиции придерживались Трошин и Р.А.Белова-Давид.

В основном, в советской логопедии считается, что у этих детей иная причина. Г.В.Горовец (врач) долгие годы изучала этих детей и пришла к выводу, что моторная алалия неоднозначна.

В течение длительного периода изучения алалии высказы­вались разные предположения по поводу причин ее возник­новения. Так, Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962) и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Р. Лухзингер (1970), М. Берри(1957), М. Б. Эйдинова(1961), В. А. Ковшиков (1985) и другие – с природовыми черепно-мозговыми травмами и асфиксией ново­рожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев явля­ются следствием внутриутробной патологии.

Среди этиологических факторов выделяются также внут­риутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные усло­вия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Е. М. Мастюкова (1981), характеризуя ала­лию, с позиций нейроонтогенеза, подчеркивает, что при действии любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие ло­кального дефекта, ибо поражение чаще носит более распрост­раненный, диффузный характер. У ребенка в таком случае отмечается ММД — минимальная мозговая дисфункция.

Некоторые авторы (Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лух­зингер, А. Салей, 1977, и др.) подчеркивают роль наследствен­ности, семейной предрасположенности в этиологии алалии. Однако убедительных научных данных о роли наследствен­ности в происхождении алалии в литературе не приводится. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых повреждений (ми­нимальной мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.

Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило четкие локальные изменения биопотенциалов пре­имущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария (Л. А. Белогруд, 1971; А. Л. Линденбаум, 1971; Е. М. Мастюкова, 1972).

Последние исследования показывают, что при алалии име­ют место нерезко выраженные, но множественные поврежде­ния коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билате­ральные поражения. По-видимому, при односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально разви­вающегося и функционирующего полушария. При билатераль­ных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. Таким образом, не подтверждается ранее существовавшая точка зрения об узколокальном ха­рактере повреждения речевых зон головного мозга (корково­го конца речеслухового и речедвигательного анализаторов).

Виды алалий

Алалияпредставляет собой системное недоразвитие речи,при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.Среди неречевых расстройств при алалии выделяют мотор­ные, сенсорные, психопатологическиесимптомы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока ) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозмож­ности грамматических, лексических и фонематических опе­раций при относительной сохранности смысловых и артику­ляционных операций.

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии.

В 60-х г.г. прошлого столетия большое исследование провела Вера Константиновна Орфинская. Исследовав большую группу детей, она пришла выводу, что нельзя разделить детей и по клинической, ни по педагогической классификации. Выделила 10 форм алалии. Можно разделить на 2 группы. Первую группу составили нарушения речи, которые названы автором ПЕРВИЧНЫМИ. Вторую группу составили ВТОРИЧНЫЕ.

Первичное недоразвитие языковой системы объединяет 6 форм алалии (3 моторных и 3 сенсорных):

МОТОРНЫЕ:

1. Моторно-морфемная (морфологическая) – проявляется в том, что ребёнок пользуется речью и его речь состоит в основном из корневых слов. Существенные трудности проявляются при различении и образовании производных слов. Как следствие, ребёнок не овладевает морфемной системой языка.

2. У ребёнка нарушены произвольные речевые движения. Не может произвести намеренных артикуляционных движений. Как следствие, у ребёнка нарушена фонетическая систем языка.

3. В моторный компонент добавляется сенсорный компонент. Реб. не усваивает слова, поскольку у него существенное затруднение фонематического анализа.

СЕНСОРНЫЕ:

1. Смешанные вид. Ребёнок не воспринимает речь и сам не говорит (грубо нарушен фонематический слух)

2. Ребёнок не дифференцирует звуковые ряды (слова, которые похожи по общему звучании), не может овладеть значениями слова. Как следствие – нарушены все языковые системы.

3. Характеризуется тем, что ребёнок не дифференцирует звуки, похожие по акустическим признакам (не дифференц.фонетические паронимы –мишка-миска)

Вторичные недоразвития речи. Первично у детей нарушены другие процессы. Как следствие, не развивается речь.

Различают формы алалии:

1. Моторно-синтаксическая (у ребёнка есть отдельные слова, но он не может объединить их во фразу). Ещё называют моторно-динамическая (Гриншпун). В.К.Орфинская считала, что первопричиной является нарушение пространственных и временных ориентировок. Как следствие, нарушается программирование речевого высказывания.

2. Оптическая. Орфинская за Левиной выделили детей, которые не дифференцировали по форме, величине, количеству. В связи с этим у них не формировались языковые понятия и это приводило к нарушению всех языковых систем. (нарушена функция зрительного анализатора)

3. Сопряжена с тем, что у ребёнка в недостаточной мере сформирована память – мнестическая недостаточность. Различают две формы: 1. сенсомоторная амнестическая (ребёнок не может даже отражённо повторить предложения) – наблюдается нарушение слухового и речедвигательного анализаторов. И

4. сенсорно-амнестическая (нарушены связи между слуховыми и зрительными анализаторами)- ребёнок не различает, какой звуковой комплекс к какому предмету относится.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) АЛАЛИЯ

Моторная алалия(a. motoria; лат. motor двигательный) — это системное недоразвитие эксп­рессивной речи центрального органического характера, обус­ловленное несформированностью языковых операций процес­са порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

В основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Сторонники данной концепции объясняют речевую несформированность моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.) Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной алалии механизм нарушения речи сво­дится к кинестетической апраксии (ребенок не ощущает движения органов артикуляции и не может их контролировать. Сигнал проходит по афферентным путям),

при эфферентной — к кинетической апраксии (не дает возможности ребенку организовать серийные движения, переключиться с одного артикуляционного уклада на другой. Ребенок не может овладеть минимальной технической единицей речи- слогом. У него грубо нарушена слоговая структура слова).

У од­них имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии дос­таточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.

Современный психолингвистический подход нашел отра­жение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ков­шиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).

В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамма­тических, фонетических) при относительной сохранности смыс­лового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение (первично нарушена речевая деятельность говорения.

При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных син­таксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.

Оказываются несформирован­ными операции порождения, оформления высказывания, в частности, наряду с отбором фонем, нарушается внутрислоговое и межслоговое программирование (т. е. артикуляторная про­грамма), и операции, реализующие глубинно-синтаксический и глубинно-семантический уровень, т. е. уровень внутренней речи.

Наши рекомендации