Терапия средой для детей дошкольного возраста
ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В промежуток между 3-мя и 6-ю годами легче всего понять, привязался ли ребёнок к родительской фигуре. Если не привязался, то с все возрастающей очевидностью становится ясно, что другие дети развиваются быстрее. В последующем возникает разрыв между хронологическим и психологическим (эмоциональным) возрастами. Другие дети часто понимают это и отказываются общаться с ребёнком с НП. У такого ребёнка может быть много временных друзей и при этом отсутствовать прочная дружба. В ответ на это ребёнок пытается справиться с социальными требованиями, либо имитируя поведение и речевые обороты, которых он не понимает, либо с помощью вспышек раздражения. Его отношение со взрослыми воспитателями часто также являются компромиссом, когда "очаровывающее" поведение ребёнка поначалу ошибочно принимается за чрезвычайно открытое и доверчивое, оборачиваясь последующим разочарованием, когда ребенок своим поведением обнаруживает насколько неразвитым он на самом деле является.
Типичными наблюдениями за такими детей в детском саду и дошкольном периоде являются:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
• Ребёнок быстро меняет роли в зависимости от ситуации.
• Ребёнок обвиняет других детей или взрослых за свои собственные поступки
• Ребёнок может озвучивать про социальные установки, но не
выполнять договоренностей.
• Ребёнок бурно реагирует на перемены или новые ситуации.
• Ребёнок хорошо функционирует только наедине со взрослым.
• Как положительные, так и отрицательные взаимодействия
заканчиваются конфликтом.
• Ребенок саботирует доверие и позитивные ситуации.
• Ребёнок не проявляет признаков вины, обдумывания ситуации, страха.
ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ
• Ребёнок одержим контролем (подчинением, доминированием)
• Ребёнок не уважает социальные, сексуальные и личные границы других людей.
• Ребёнок настаивает на принятии его собственных правил в
социальных играх.
• Ребёнку кажется, что за ним следят, хотя на самом деле
совсем наоборот.
• Он непрерывно вступает в дискуссии и возражает против
требований и правил.
• Ребёнок не в состоянии воспринимать себя как члена группы
("они/я" вместо "мы").
• За группой нужен постоянный надзор, так как она не в состоянии функционировать.
ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ УЧЁБЫ И ЗАНЯТИЙ
• Ребёнок не учится из опыта.
• Ребёнок учит наизусть, но не в состоянии применить свои
знания к новой ситуации.
• Ребёнок обращает внимание только на различие, а не общие
черты или свойства.
• Ребёнок думает только в абсолютных и конкретных рамках.
• Внимание ребенка неустойчиво.
• Ребёнок избегает повторения и рутинной работы, ведёт себя
беспокойно и предпочитает постоянную смену занятий.
• Ребёнок не в состоянии критически оценить собственную
работу.
Эти наблюдения указывают на проблемы крайне незрелого ребёнка. И они будут более выраженными, если сравнивать ребёнка с другими детьми его возраста. Этот перечень можно также применить при наблюдении за детьми более старшего и юношеского возраста с НП, так как мы говорим об устойчивой задержке развития.
ЦЕЛИ: Сбалансировать социальные требования в соответствии с возможностями ребёнка. Научить ребёнка делать то, что ему велят. "Сократите" мир до понимания ребёнка. Сконцентрируйтесь на требованиях к поведению, а не на эмоциональных требованиях. Научите других, как вести себя с ребёнком с НП. Создайте твёрдую, добрую и простую структуру социального контакта.
МЕТОДЫ: РАБОТАЙТЕ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
Планируя своё взаимодействие с ребёнком, поделите возраст ребёнка на 2,3 и 4 года.
Самая распространённая ошибка при работе с детьми с НП - это такое взаимодействие с ребёнком, которое выше уровня его развития. Вы используете слова, разъяснения и доводы, общаясь с ребёнком, и говорите ему: "Сейчас запомни, что я тебе сказал", "Ты обещал мне", " Мне очень жаль, что" и так далее.
Представьте, что вы это всё говорите ребёнку в возрасте 18 месяцев. Он это поймёт?
Слова не имеют большого значения для детей с НП, так как эти дети не регулируют свои действия с помощью системы языка.
2. Научитесь делать всё "по кирпичику": будьте зеркалом.
Вот что вы должны делать, когда хотите чему-нибудь научить ребёнка: предпочтительно очень простой модели поведения, например, одеваться или кушать или чему-нибудь, что составляет ежедневные занятия).
А. Вначале установите контакт. Прикоснитесь к ребёнку (его руке или плечу) и попросите его посмотреть на вас. Находитесь перед ребёнком. Используйте понятные выражения лица, жесты, тон голоса. Не разрешайте кому-нибудь прерывать вас. Начинайте упражнения наедине с ребёнком в тихой комнате.
Б. Скажите ребёнку, что вы собираетесь делать вместе (не больше 6 слов): "Сейчас мы будем одеваться".
В. Демонстрируя на своем примере, скажите ребёнку «Делай, что я делаю».
Г. Делайте то, что хочет делать ребёнок, и помогите ему делать это же одновременно.
Д. Не обращайте внимание на неудачи и коротко отмечайте его успех (словами "Хорошо", "Прекрасно").
Е. Когда ребёнок, теряет внимание, повторите " А"
Ж. Не требуйте глубокого понимания. Будьте удовлетворены, если ребёнок имитирует ваше поведение и делает только то, что вы ему говорите. Работайте только в течение нескольких минут.
3. Используйте этот образец снова и снова. Не ожидайте от ребёнка, что он запомнит всё со второго, третьего или тридцатого раза.
И. Когда ребёнок выучил наизусть эту модель поведения, следуйте той же процедуре, но на этот раз не проделывайте её сами. Вместо этого оставайтесь перед ребёнком, чтобы он мог вас видеть, и попросите ребёнка сказать самому себе, что делать. Иногда можно также спросить ребёнка, что делать дальше.
К. Когда это было проделано много раз, попросите ребёнка сделать это и сделайте что-нибудь ещё сами, например, выйдите в другую комнату на короткое время или займитесь чем-либо ещё ненадолго. Подготовьте ребёнка к этой новой процедуре.
Л. В период перехода от стадии вашего постоянного физического присутствия к стадии "Помни о моём присутствии" вы можете прикрепить свою небольшую фотографию на рукав или браслет ребёнка или сказать " Разговаривай со мной (с фотографией), когда ты это делаешь».
М. Используйте выученную "модель" в повседневной ситуации. Применяйте ее, начиная всё с пункта А, и до тех пор, пока не будет достигнут успех в повседневных делах.
Н. Помните о том, что данная последовательность упражнений тренируется от одного до трёх месяцев и даже больше прежде, чем она станет привычкой.
Когда вы первое время пользуетесь этой последовательностью, всегда выбирайте требования, которые ребёнок уже может делать успешно, так как ребёнок должен чувствовать себя как можно более успешным.
3. Цепь поведенческих моделей. Построение "дома" по кирпичику, (последовательность поведенческих моделей).
Когда вы научились пользоваться этой схемой для обучения простой поведенческой последовательности, то можете начать обдумывать, как что-то - например: вставание, одевание, умывание и усаживание за стол, - можно разбить на кирпичики, укладываемые в идентичной последовательности каждый день.
Используйте сенсорные ключи для инициации сенсорного действия, например,: "Когда ты просыпаешься, ты видишь эти полоски4? Это потолок. Когда ты их видишь, положи ноги в свои тапочки, они мягкие ... хорошо. Сейчас иди к столу. Ты видишь всю свою одежду, уложенную в одном и том же порядке каждый день... сейчас мы подходим к белой двери, это ванная ... ты видишь это, это холодная вода, брр. Сейчас включи горячую воду, сейчас тебе удобно мыться... Посмотри, где твоя мочалка, красная . Ты чувствуешь запах мыла на ней* Он очень приятный. Не кушай мыло, от него может болеть живот. Сейчас помой своё лицо... Вот полотенце, оно хорошее и тёплое. Сейчас мы вернёмся к столу. Начинай с этого конца чулок. В другом конце твой пуловер и затем: ты оделся! Молодец. Хорошо".
Возможно вы почувствуете себя пожилым, чёрствым учителем, когда вы это делаете, но это как раз то, что надлежит делать (только с неизменной добротой). Вы есть внешнее, организующее супер-эго ребёнка. Если вы почувствуете себя к концу дня совершенным болваном, то это означает, что вы выполнили свою миссию супер-эго: все эти непопулярные и нужные решения и ответственность позволяют делать прогресс.
Цель состоит в том, чтобы прервать хаотический опыт или поведение и разложить их на понятные модели с неизменной последовательностью и пониманием.
1. Установите контакт.
2. Подготовьте ребенка к тому, что произойдет (кирпичик) и
сделайте это.
3. После одной последовательности сделайте небольшую паузу.
4. Спросите: "Что мы сейчас сделали? "
5. Скажите: "Сейчас мы сделаем это".
6. Сделайте это.
7. Сделайте небольшую паузу и т.д.
Спустя 2-6 месяцев упражнений вы сможете обобщить, возможно, 20 "кирпичиков" в одно понятие, например "Привет. Доброе утро. Пожалуйста, встань, умойся. Оденься и присоединяйся к нам".
Если что-то не получается, или если ребенок неправильно делает ваши упражнения, у вас всегда должно быть на это одно и то же объяснение: "Извини, что меня здесь не было" или "К сожалению, это оказалось слишком трудным, мне надо было попросить тебя сделать что-нибудь другое" или "Мне надо было помогать тебе лучше". Примите всю ответственность на себя за все, что не получается, а если получается, отметьте это ребенку. "Ты сделал это хорошо". Не обвиняйте себя, спокойно объясните себе, что когда вас нет рядом, что-то не получается, или что ваши планы иногда чересчур амбициозные.