Национальное сознание как система культурных и этнических ценностей напрямую влияет на формирование родовых и семейных традиций, являясь некой надсистемой, куда включены системы семьи и рода.
Самый большой прямоугольник архетипической мандалы образован четырьмя архетипическими позициями Творца (Божественного мужского начала), Богини (Божественного женского начала), Разведчика и Ведьмы. Они создают архетипические вехи национального сознания.
Разведчик выступает здесь символом внешних связей нации, представителем ее военной и дипломатической сторон. Ведьма и Разведчик представляют область когнитивного, познающего аспекта коллективного сознания, его ведающую часть. Это сфера всех форм науки — от традиционных до оккультных, в частности, это сфера всех видов медицины - от ортодоксальной до народной. В то же время деструктивный полюс архетипических функций Ведьмы и Разведчика олицетворяют реакционные структуры общества — карающие социальные институты.
Современная наука, развиваясь как ведающий полюс познающей национальной функции, стремится сегодня преодолеть свое "застревание" в деструктивной области Ведьмы и Разведчика. Особенно большую революционную роль здесь играет квантовая физика, вышедшая на рубежи слияния духовного и научного знания. Что же касается "застревания" науки, то критичность ситуации очевидна — об этом говорят такие феномены как апогей межнациональной агрессии в виде атомной бомбы и других видов оружия массового уничтожения. В западном мире признаки "ведьминского коварства" проявляются в наведении морока на общественное сознание. Этот морок проявляется в монополии фармакологических способов лечения, в игнорировании ортодоксальной медициной духовных аспектов исцеления, в технократизации человеческих ценностей, уничтожении природы и пр.
Архетипическая функция Богини соответствует области национальной идеологии. В ней отражена система культурных и духовных ценностей нации. Архетипическая область Творца отражает духовный потенциал нации, ее религиозную, сакральную жизнь.
Интересы рода и нации неразрывно связаны между собой и взаимно определяют друг друга. Племенная война, которая продолжается на планете и в наше цивилизованное время, порождает межнациональное напряжение. Семейные и родовые ресурсы привлекаются в интересах защиты нации, когда мужчины рекрутируются в армию, образуя социальные защищающие силы. Степень инициированности внутренних архетипических функций Разведчика и Защитника каждого реального рекрута (как воина племени) влияет на дух и положение дел в армии. Каковы отдельные защищающие способности мужчин как представителей родов — таковы и возможности национальной армии. Если родовое сознание развито достаточно хорошо, ответственность мужчин как водителей родов высока, и армия является здоровой инициирующей мужчин системой, эволюционирующей в сторону все более мирной защитной идеологии.
Понятно, что когда архетипические области Разведчика и Защитника реальных мужчин и женщин истощены — родовое сознание слабеет. В этой ситуации активность сохраняют только негативные полюса этих воинских архетипических функций. Негативный полюс Разведчика — изменник, предатель, шпион; негативный полюс Защитника — наемный убийца. Не удивительно, что в современную армию проникает криминальная психология, превращая ее в антиинициирующий, подавляющий мужское начало патологический социальный пресс, напоминающий Великого Дракона. Современная армия переживает дефицит здоровых мужских энергий и в определенных своих аспектах являет собой социальное отражение внутренней картины подавления истинного мужского начала гиперМатерью.
Инстинктивная защитная функция, отраженная коллективным бессознательным в архетипических персонажах Амазонки и Защитника, призванных защищать свой род и территорию его обитания, может искусственно стимулироваться в социальном мире и использоваться в политических целях. Поскольку эти архетипические функции содержат огромный запас воинственных энергий, их легко "запускать" в действие при помощи провокаций на тему родовой, племенной и национальной безопасности. Нации, несущие потери в межнациональных столкновениях, инстинктивно "ощериваются", проникаясь духом вражды и мести в адрес друг друга. И действительно, если в военном конфликте погибли люди, их родные заражаются ненавистью к тем, кто погубил их близких. Родовыми кланами, пораженными жаждой мести, легко управлять в ситуациях создания межнациональной розни. Эти инстинктивные механизмы очень удобны для заражения сначала родового, а затем — национального сознания военной агрессией. При этом не важно, какого сорта "яблоко раздора" используется при этом — экономическое, религиозное или политическое.
В качестве ответной реакции на ситуацию угрозы национальной безопасности в коллективном архетипическом сознании сначала включается бессознательный слой механизмов выживания рода. В коллективном архетипическом космосе активизируются агрессивные защищающие аспекты — негативные полюса Амазонки и Защитника как архетипических функций родового и национального сознания. Как пожар, эта агрессия перекидывается, захватывая все больше родовых кланов. Ставшие широко известными шахиды — мужчины и женщины — живая современная иллюстрация этого процесса. Напрашивается вывод: чтобы не быть использованным в качестве оружия одного племени против другого, родовое и национальное сознание в ходе эволюции должно попасть, наконец, в осознаваемую область Я, должно быть интегрировано в целостную структуру личности современного человека. Национальное сознание должно управляться из центра личности, а не плыть щепкой по волнам политико-экономических штормов в обществе. Чем более осознаваемой областью коллективного бытия становится национальное сознание, тем больше у нас возможностей использовать эту могучую архетипическую систему выживания в мирных целях. Здоровое национальное сознание инициирует рост и многогранное развитие здоровых, миролюбивых поколений.
С целью гармонизации и оптимизации внутри- и межуровневых архетипических связей семейного, родового и национального сознания в инициационной терапии существуют индивидуальные и групповые инициации: "Семейное счастье рода", "Благословение поколений", "Семья, род, нация", "Национальный совет", "Восхождение нации (рода, семьи) по ступеням развития", "Родовой совет", "Семейный совет", "Семейный архив", и др. Эти темы позволяют решать задачи расширения сознания, обретения высокой духовной компетентности и ответственности.
Х х х