ОК – это система ценностей, верований, убеждений, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности.

Рекомендации студентам по подготовке к ГОСам

Разработано на основе учебной программы по дисциплине«Организационное поведение»доцентом кафедры гум. и соц. дисциплин МИУ Рогач О.П.

Роль руководителя в формировании и оценке СПК предприятия

Социально-психологический климат - состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации.

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений: отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Высокий (здоровый) стимулирует

Уровень СПК средний, влияние СПК

низкий (нездоровый) тормозит

На качество СПК влияют факторы макросреды и микросреды

Факторы микросреды:

1. Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест, организация труда, режим труда и др.).

2.Экономические факторы (система оплаты труда и т.д.).

3.Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом, отношение руководителей к работникам, сплоченность управленческого звена, этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.).

4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой, степень социально-психологической совместимости, характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.).

5.Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала, соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности и др.).

6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; форма и содержание правовых актов и др.).

Также важнейшим в определении психологического климата организации является показатель удовлетворённость – неудовлетворённость трудом.Удовлетворённость трудом представляет собой эмоциональную реакцию на сложившуюся на работе ситуацию и определяется соответствием результатов труда ожиданиям человека.

Важным показателем психологического фактора, определяющего уровень СПК коллектива, являются межличностные отношения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем СПК.

Значение СПК

1. условия для роста производительности труда и качества продукции (стимулирует – тормозит).

2. показатель уровня социального развитияколлектива

3. фактор перестройки человека,формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Большая рольотводится руководителю.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

- уровень текучести кадров;

- производительность труда;

- качество продукции;

- количество прогулов и опозданий;

- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

- выполнение работы в срок или с опозданием;

- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

- частота перерывов в работе.

Задачи руководителя:

1.подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников.

2. ситуативную (наблюдение) и социально-психологическую (тестирование, опросы, беседы) диагностику СПК, Задачи диагностики – выявить проблемные зоны и ресурсные возможности организации и оптимизировать СПК.

3. обеспечить стимулирующее влияние СПК на коллектив сам СПК – здоровым, позитивным.

4. стиль руководства адекватный уровню развития коллектива и ориентированный на выполнение ПЗ и ЧР

В тех случаях, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений, в конфликтах между членами коллектива и часто демотивации работников.

Итак, наличие здорового социально-психологического климата в коллективе — один из показателей его зрелости, результат большой кропотливой работы руководства и общественных организаций.

2. ОК организации

О/к - дно из базовых понятий в менеджменте.

ОК – это система ценностей, верований, убеждений, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности.

Основные функции ОК:

интегрирующая-формирует чувство принадлежности к организации;

регулирующая - поддерживает правила и нормы поведения;

охранная -создание барьера от нежелательных внешних воздействий;

коммуникационная -установление контактов между людьми в соответствии с нормами и правилами данной организации;

адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде;

ориентирующая – придаёт общий смысл поведению работников;

мотивационная - создает необходимые стимулы для действий;

формирования имиджа организации – создает ее образ;

Наши рекомендации