Модели семьи и особенности семейных ценностей

Семья в семейной психологии рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Специальные научные исследования подтверждают, что в первые годы жизни ребенка семья оказывает самое сильное влияние на его развитие. В связи с этим вводится термин «семья - социокультурная среда» т.е. среда, которая формирует в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, гуманное отношение к миру в целом, способствует социализации (В.П. Арнаутова, А.В. Добрович, В.К. Котырло, С.А. Ладывир и др.).

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы всё чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями (28, с.41).

Итак, семья - это малая социально - психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Сущность семьи отражается в её функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.

Важнейшими функциями семьи являются:

Ø репродуктивная;

Ø хозяйственно-потребительская;

Ø воспитательная;

Ø первичной социализации;

Ø рекреационная и психотерапевтическая.

- Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. В настоящее время демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Поэтому в наше время одна из важнейших задач государства -восстановление репродуктивной функции семьи.

- Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основой хозяйственной ячейкой общества. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи. Те социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.

- Функция первичной социализации обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, поскольку они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

- Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

- Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие), финансовое положение и т.д. (40, с.61).

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функции может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может осуществляться только в семье.

Структура семьи. Она включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между её членами.

Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто - исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организации всех её функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьёй всех её членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором - демократической. Наиболее распространённая структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых её членов и детей. В науке сложилась традиция изучения семьи как социального института.

Согласно общепринятой трактовке, понятие «социального института» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в системе ролей и статусов.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность.

Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, берут на себя ответственность за жизнь своего ребёнка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них.

Семья обладает серьёзными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности (10, с.41).

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за своё существование в социуме. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчинённом положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений - рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т.д. - вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части. Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения (41, с.36).

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный потенциал семьи» появилось в научной литературе недавно и не имеет однозначного толкования. А.В. Мудрик под воспитательным потенциалом семьи понимает социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический факторы. Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во много определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками.

В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех её членов, через призму, которой воспринимается весь остальной мир и свое место в нём.

Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулирует у всех её членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга.

Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования родителей. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в образовательной деятельности положительно сказывается воспитательной и способствует повышению педагогической культуры родителей. Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы её деятельности (быт, досуг и т.д.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других её членов.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе (материальное положение семьи).

- Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

- Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.

Различают следующие разновидности семей:

1. полная сложная семья (3-х поколенная);

2. полная изменённая семья (один из родителей не родной по крови);

3. неполная семья (смерть одного из супругов, развод);

4. полная простая семья (родители и дети).

С появлением детей в семье родители должны быть готовы психологически к изменению обязанностей и к изменениям в социокультурной среде. Современным родителям нужны Психолого-педагогические знания, необходимо, чтобы каждая семья стремилась к объединению усилий вне и внутри её. В зарубежной и отечественной литературе указывается, что характер таких совместных усилий зависит от модели семейного воспитания (Д.В. Винникот, 1994; С.Дж. Джайнотт, 1992; Л.И. Маленкова, 1994; И.А. Хаменко, 1998) (9, с.28).

Различают три модели семейного воспитания:

1. Латино-европейская модель;

2. Скандинавская модель;

3. Англо-саксонская модель.

Первые две модели период дошкольного детства рассматривают как предмет педагогической опеки; со стороны близких возлагаются определенные ожидания успеха ребенка; т.е. взрослые направляют, планируют всю детскую жизнь, отдают детей к специалистам, педагогам. Поэтому при этих двух моделях ребенок кратковременно пребывает в родительском окружении (56, с.103).

Воспитание приспосабливается не к потребностям ребенка, а к потребностям взрослых членов семьи. Эти модели распространены во Франции, Италии, Финляндии, Швеции.

Третья модель семейного воспитания рассматривает ребенка-дошкольника как независимую развивающую личность. Ребенок с рождением имеет права и обязанности, право на полноценную реализацию своих индивидуальных возможностей. Родители понимают, что природа дошкольного детства не приемлет излишней опеки, ребенка стараются воспитывать в семье, где ему обеспечивают комфортные психологические условия, предоставляют позитивную свободу. В доступных формах используется помощь квалифицированных специалистов, ребенок находится 2-3 часа в общественных дошкольных учреждениях. Модель характерна для современной Англии, Канады, США, Германии.

Как видно из описания, модели семейного воспитания строится на различном характере взаимодействия взрослых и детей. Первые две модели предполагают авторитарность мира взрослых, их главенствующее начало. Третья модель строится на педагогике сотрудничества, признает равенство мира детей и мира взрослых. Модели отличаются стилем воспитания, характеризующим определенный взгляд общества на ребенка.

Замечено, что и в старшем дошкольном возрасте у этих детей не проявляются самостоятельность, инициатива, начало творчества. Факты говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи (7, с.60).

При демократичном стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья многопоколенная), характеризуется взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, её труда, отдыха, очень рано становятся и дети. Уже с детьми 4-5 лет, а тем более с детьми старшего возраста, отец и мать обсуждают вопросы, доступные детскому пониманию. Так дошкольник приобщается к жизни семьи, к её нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слово «можно», «надо», «нельзя».

Демократический стиль семейного воспитания дает эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной, осознаваемой заинтересованности в делах семьи. У детей формируется инициатива, находчивость. Наказания в этих семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей (10, с.47):

§ По своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства дают интимно - личностную связь, единство с родителями. Эти чувства представляются как чувства нежности, ласки, заботы, чувства великодушия, умения прощать. Эти чувства дают ребенка ощущение радости, счастья существования. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи.

§ Семья представляет собой разновозрастную группу, поэтому в семье существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семьи они гармонируются на основе создания семейных традиций.

§ В семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности.

§ Семья создает широкий диапазон своего воздействия на ребенка. В семье возникает постоянное воспитательное воздействие. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиций.

Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отличают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведение родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом (21, с.61).

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенно приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представляются различные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама - учитель, папа - шофер).

На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей их жизненные ценности.

Толковый русско-английский словарь Трифонова Е.В. «Психофизиология человека» трактует ценность следующим образом: ценность [value] - это сущности и явления первостепенно важные, значимые для духовной жизни индивида и общества, детерминирующие все другие (психические и физические, сознательные и подсознательные) аспекты жизнедеятельности человека и общества. Ценности - это конкретные образцы идеалов, представленных в сознании личностей, различных социальных групп, определяющих направленность сознания, ориентацию интересов, предпочтений, знаний.

Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которая определяет онтологическую основу личности. Ценности выступают связующим звеном между духовным миром общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности в совокупности формируют вероятностное поле сознания, имеющее определенное направление - ценностную ориентацию. Личностные ценности включают в себя широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. В структуре зрелой личности ценности детерминируют перспективные стратегические жизненные цели и мотивы жизнедеятельности. Эти жизненные цели и мотивы реализуются в потребностях, планах, программах поведения, действиях человека, деятельности.

Теория ценностей (аксиология) - учение о природе ценностей, их месте в реальности, о связях ценностей между собой, с личностью, социальными факторами.

Аксиология (греч axia - ценность и logos - учение, слово) - философское исследование природы ценностей. Аксиология возникла в западной философии в конце 19 - начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности».

Д.А. Леонтьев (32) считает, что психологи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что такое ценность и нужно ли психологии вообще это понятие. Сам Леонтьев определяет личностные ценности как более или менее осознаваемую модель должного (желаемого), которая отражает опыт жизнедеятельности социальной общности.

В исследовании О.В. Никифоровой (55) выделены общие положения деятельностного подхода к проблеме ценностей, которые заключаются в следующем:

1. Ценности как общие смысловые образования являются основными конституирующими единицами личности, ее ядром, основной содержательной личностной характеристикой.

2. Ценности как реализация отношений субъекта к миру обозначаются как модель должного, модель совершенной конечной цели деятельности личности.

3. Личностный смысл переводит ценности социального целого в ценности отдельной личности.

4. Ценности, потребности и мотивы, обозначая пристрастное отношение субъекта и опосредуя связь личности с действительностью, выступают как рядоположенные.

5. Ценности определяют отношения между целями и средствами их достижения, регулируют и переводят любой вид деятельности в ее нравственно-смысловой план.

6. Ценности играют основополагающую роль в структурировании собственного "Я" и функционируют как определенный уровень развития личности.

М. Рокич определяет ценность как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения".

Исходя из этого, он разделяет два класса ценностей:

Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

М. Рокич считал, что человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения (33).

Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения.

Г. Крайг отмечает, что процесс формирования ценностей начинается у ребенка в самом раннем возрасте, когда он узнает, что можно, а что нельзя. Обсуждая вопросы психологии юношества, автор считает, что содержание ценностей в большей степени зависит от культурного контекста и исторического периода, в котором растет подрастающее поколение. «В истории было не мало моментов, когда юноши и девушки брали на себя роль «совести общества». В новейшей американской истории мы можем мы можем обнаружить это в движении за гражданские права и антивоенных выступлениях, в борьбе феминисток за равноправие женщин и в компаниях в защиту окружающей среды» (33, с.126).

В каждом десятилетии молодые люди, в особенности студенты колледжей, были среди первых, кто отвергал старые ценности и принимал новые. Почти не вызывает сомнений, что восприимчивость молодежи к новым идеям и ценностям являлась движущей силой изменения ценностной структуры общества.

Автор отмечает, что молодые люди, имеющие ценности отличные от общепринятых, могут почувствовать себя отверженными. Г. Крайг считает, что в доподростковый возраст (примерно до 12 лет) дети могут быть не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как до наступления отрочества они не обладают развитыми когнитивными (умственными) способностями.

Таким образом, современная дошкольная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форма воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

Семейные ценности оказывают существенное влияние на эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье, что стимулирует у всех её членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга.

Наши рекомендации