Структура семейных отношений и организация семьи (Сальвадор Минухин)
Семья – это естественная группа, которая с течением времени вырабатывает определенные образцы взаимодействия. Эти образцы создают структуру семьи, которая управляет функционированием членов семьи, очерчивая контуры их поведения и взаимодействия.
Задачи семьи состоят в поддержке индивидуальности при одновременном сохранении чувства принадлежности, что требует особой формы жизнеспособного семейного устройства.
Члены семьи обычно не осознают себя частью семейной структуры. Каждый член семьи видит себя индивидуальностью, взаимодействующей с другими членами семьи. Каждый знает, что он влияет на поведение других и что они влияют на него. По мере взаимодействия каждый приобретает опыт разделения семейной территории. Каждый знает, что одна территория помечена знаком: «Обращайся осторожно», другая – «Делай, как знаешь», третья – «Остановись». Если граница пересекается, то член семьи столкнется с регулирующим механизмом: сопротивлением, неприятием, наказанием и т. д. Тогда этот член семьи или соглашается (молча), или оспаривает нечто. Имеются территории, помеченные знаком: «Вход воспрещен». Переход этой границы членом семьи связан с сильными переживаниями: вина, беспокойство, изгнание.
Поэтому каждый член семьи знает географию семейных территорий, но так как он является «одиноким путешественником по территории семьи», он редко ощущает семейную сеть как структуру.
Семья, как целое, напоминает колонию животных, составленную из различных форм жизни, где каждый выполняет свои функции, но и является необходимой частью этой экосистемы. Схема работы такой экосистемы, как семья и семейные «связи», выходят за поведенческий уровень и переходят на физиологический.
Работая с психосоматическими семьями, С. Минухин обнаружил, что в некоторых семьях уровень стрессовых взаимоотношений может быть измерен путем измерения АД у наблюдаемых им детей. Поэтому семейному психотерапевту не следует воспринимать семью только как структуру – собрание подсистем, а попытаться ощутить пульс семьи, ее потребность в адаптации. В таком случае психотерапевт будет ощущать порог допустимого и запретного, отношение семьи к конфликтам, ее взгляды на мир.
Для того чтобы придать особый смысл союзу из двух или нескольких человек, которые являются специфической подсистемой семьи, отражающей особенности их взаимодействия (мать-дитя, к примеру), Артур Кестлер изобрел термин «холон».
Подсистемы семьи.
1. Индивидуальная подсистема.
2. Супружеская подсистема (парная) – более крупные подсистемы.
3. Братско-сестринская.
4. Родительская подсистема.
5. По принадлежности к полу.
Люди в разных подсистемах располагаются калейдоскопически. Сын ведет себя в родительской подсистеме как ребенок, со своими детьми как отец, с женой как партнер или взрослый. По-всякому. Это следует внимательно изучить психотерапевту на диагностическом этапе взаимодействия с семьей.
Наиболее важны в семейном холоне 4 соединения:
1) индивидуальный холон;
2) супружеский;
3) родительский;
4) возрастной.
Индивидуальный холон
Это каждый человек отдельно в семье. Индивидуум, как естественная индивидуальность, может развиваться только в среде.
Это специфическое взаимодействие с другими людьми извлекает и укрепляет те аспекты личности, которые соответствуют среде. Существует цикличный непрерывный процесс взаимного влияния и укрепления, который стремится развиваться по определенной схеме. И в то же время это предполагает, что индивидуум и среда имеют потенциал гибкости и способности к необходимым изменениям.
Индивидуальности, как холон семьи, используют только часть своих возможностей, ограниченных «нормами» поведения в данной семье. Скажем, ребенок взаимодействует с матерью – пользуется механизмом «беспомощности», а со старшим братом будет пользоваться механизмами большей изобретательности – покровительства, защиты и т. д. Поэтому психотерапевту надо по возможности создавать новые непривычные ситуации и исследовать новые способы функционирования индивидуума в семье.
Супружеский холон
В семейной терапии полезно начинать отсчет образования семьи от того времени, когда двое – мужчина и женщина – объединяются с целью создания семьи. При этом важно знать, что каждый партнер имеет свой определенный набор ценностей и ожиданий, осознаваемых или неосознаваемых, от малоценных до идеальных. Эти два набора ценностей должны быть с течением времени согласованы, чтобы сделать возможной совместную жизнь. В процессе жизненного взаимодействия каждый супруг должен поступиться частью своих собственных предпочтений и ожиданий, теряя часть своей индивидуальности, но укрепляя при этом связующие узы. Таким образом получается новая система. Эти компромиссные тенденции так прямо в жизни не осознаются. Они просто существуют и методом опыта, получаемого в результате конфронтации, обсуждений, затем реализуются.
Часть неосознаваемых тенденций усваивается легко (например, оба супруга из патриархальных семей. «Жена должна готовить еду» – никем не оспаривается). Может существовать и система договоренности: «Сегодня твоя очередь мыть посуду».
В обоих случаях формируется ощущение собственной личности и личности партнера в новой ситуации – брачном союзе. Этот процесс может быть болезненным, так как всегда при этом бывает ощущение «предательства», поскольку не оправдываются «надежды» – бессознательные механизмы на созданный идеал.
Одной из важных задач супружеской подсистемы является создание границ, которые защищают супругов, давая им пространство для удовлетворения собственных психологических потребностей без вмешательства родственников, детей и прочих. Адекватность этих границ является важным аргументом в направлении жизнеспособности семейной структуры.
Если рассматривать только первичную семью, то отношения супругов могут складываться из единственных – взрослый к взрослому. Существование первичной семьи, как отдельной системы, в сегодняшнем индивидуалистическом мире, без поддерживающих систем может создать перегрузку в супружеском холоне.
Маргарет Мид считает такую ситуацию одним из стрессов, грозящих семье в западном мире. В то же время супружеская система может стать ареной для утверждения и дисквалификации одного из членов, и даже самой семьи другими членами семьи, не входящими в супружеский холон.
Супружеская система может стать мощной поддержкой во взаимодействии с внешним миром и может быть убежищем от внешних стрессов. Тогда, когда опыт, приобретенный супругами во внесемейной жизни, вводится в семейную подсистему и является несовершенным, то семья становится все более нежизнеспособной. В целом, супружеская подсистема необходима для роста детей. В этой системе ребенок видит способы выражения привязанностей, обращения с партнером, способы решения конфликтов. То, что он усвоит в родительской семье, станет частью его ценностей и ожиданий при вступлении во внешний мир. Любая дисфункция в супружеской подсистеме отражается на общем климате семьи и каждого его члена. В семье ребенок может стать «козлом отпущения» или он войдет в союз с одним из родителей, враждебный к другому.
Терапевт должен быть очень бдительным к такому использованию ребенка в той или иной подсистеме, к которой он не должен принадлежать, так как это функция родителей.