Концепция невроза в гештальт-психологии и гештальт-терапии

Концепция невроза в гештальт-психологии рассматривает различные аспекты роста и развития личности, которые формируют личностные отношения со средой, ощущения самостоятельности личности и ее зрелости. Естественно, если речь идет о неврозе, подразумеваются патологические механизмы невротизма.

Нулевой уровень. Это этап развития личности с неосознаваемыми и, возможно, неаутентичными стереотипами поведения. Он типичен для детского периода развития личности и рассматривается гештальт-психологией как адаптивный. Во взрослом же состоянии такие стереотипы поведения все в большей степени дезадаптируют личность (например, конфлюэнция в детстве полезна, во взрослом состоянии вредна). При здоровом развитии личности пересмотр неосознаваемых стереотипов жизни и требований среды начинается в подростковом возрасте. Мотивацией выступают организмические процессы – все более новые и неудовлетворяемые потребности – гештальты.

Первый уровень формирования невроза. Это уровень игр и ролей (уровни Эрика Берна), уровень «фальшивых отношений». Мы можем поймать себя на мысли, что живем согласно концепции, которую создали сами или окружающие люди. Невротическая личность также отказывается жить согласно своему истинному «Я», отказывается от актуализации своего «Я». Вместо этого невротик живет ради какой-то идеи, принятого стереотипа, ради актуализации этой концепции. Он часто не хочет быть самим собой, он хочет быть кем-то другим. В результате он испытывает чувство неудовлетворенности. Он не удовлетворен тем, что он делает, или родители не удовлетворены тем, что делает их ребенок. Он с презрением относится к своим истинным качествам и отчуждает их от себя, создавая дыры, пустоты, которые чем-то должны быть заполнены. Так появляются фальшивые артефакты. И тогда он начинает вести себя так, как будто на самом деле уже обладает теми качествами, которые требуют от него и которые, в конечном счете, начинает требовать от него его совесть, или, как называл ее Фрейд, супер-эго. Привыкает к навязанному извне имиджу. У Ф. Перлза это называется Топ-дог. Теперь Топ-дог требует от другой части личности (Ундер-дог) жить согласно идеалу («Top-dog», «Under-dog»).

Топ-дог и Ундер-дог – это две части личности, которые противостоят друг другу и борются за контроль. Топ-дог характеризуется, прежде всего, чувством уверенности в своей правоте. Прав он на самом деле или не прав, он всегда знает, что должен делать Ундер-дог. Однако у него мало средств для обоснования своей правоты и поэтому он добивается своего путем угроз. Если Ундер-дог не делает, что ему велено, то он будет наказан или случится что-нибудь ужасное. Ундер-дог, напротив, очень не уверен в себе. Получая приказы от Топ-дог, он отбивается не агрессивным способом, а другими средствами.

Второй уровень невроза. Фобический. Человек боится, что общество подвергнет его за это остракизму. Если послать своего начальника к черту, можно потерять работу и т. д. Человек имплозируется, тогда как надо эксплозироваться. Это форма ретрофлексирующего сознания и поведения.

Третий уровень невроза. Тупик (эмпасс). Характеризуется тем, что человек знает, что делать дальше в таком случае, куда двигаться. Хороший пример эмпасса – брак по расчету. Оба партнера уже не любят друг друга, но у каждого есть концепция того, каким должен быть другой. Каждый почти не знает, каков другой, но как только поведение одного не соответствует тому, что ожидает от него другой, так он испытывает неудовлетворенность и начинает упрекать своего партнера. Они упрекают друг друга, вместо того чтобы осознать, что они в тупике, потому что не любят друг друга, а любят имидж, фантазию. Партнеры терпят друг друга, но не знают, из-за чего они терпят друг друга, и это – тупик. А терпят потому, что не имеют опоры в себе. Результат эмпасса – придерживаться статус-кво. Люди могут хотеть перемен, но, в то же время, и не хотеть их, боясь риска. Они придерживаются статус-кво, потому что слишком боятся пройти через эмпасс.

Четвертый уровень невроза. Имплозия. Это уровень, на котором субъект может с горем, отчаянием, отвращением к себе прийти к полному пониманию того, как он ограничивал себя. Имплозия появляется после перехода через тупик. На этом уровне человек может испытать глубокое отчаяние, страх смерти или даже такое ощущение, что он умирает.

Концепция терапии

В понимании гештальт – в терапии нуждается человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей, делает то, что не идет ему впрок, и не делает того, что было бы для него полезно. Пациент вообще имеет неадекватное представление о своих особенностях и возможностях, а его прежний опыт не развил в нем внутреннего источника опоры, позволяющего эффективно преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изолированных частей, а его поведение вытекает из ошибочно направленных усилий и попыток сохранить внутреннее равновесие.

Сознавание – основной процесс, интегрирующий функционирование организма. Принцип личностной саморегуляции означает постоянную ориентацию относительно состояния и хода явлений и процессов, происходящих в организме. Чтобы распознать состояния равновесия и их нарушения, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, организм должен осознавать самого себя. Понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем «знать», «различать», «отдавать себе отчет».

Внимание и активность терапевта сконцентрированы на помощи пациенту в расширении и обогащении зоны сознава-ния. Терапевт не руководствуется тем, какое поведение или установки должны быть сформированы в результате лечения. Зато он создает ситуации эксперимента, в которых пациент сам себя проверяет, что может быть для него подходящим и ценным, а что – неподходящим и вредным.

В терапевтической группе никого не принуждают и не склоняют к тем или иным действиям. Терапевт только вносит предложения, приглашает к предпринятию определенных действий, но одновременно следит, чтобы пациент не ощущал принуждения под давлением другого человека и осознавал возможность самостоятельного выбора в своей деятельности.

Основным элементом работы является индивидуальная поочередная работа терапевта с пациентами на фоне группы. После завершения этой работы остальные члены группы могут поделиться своими переживаниями, связанными с терапевтической работой, с другим пациентом, часто оказываются вспомогательным материалом для осознания собственных проблем и стимулом к собственной работе с терапевтом.

Технические процедуры

Технические процедуры, используемые в терапии гештальт, делятся на принципы и игры. Принципы вводятся в начальной фазе терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено, поскольку каждый терапевт может, используя общие принципы, создавать новые и модифицировать существующие идеи.

Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт-терапии. «Сейчас» – функциональная концепция, относящаяся к тому, что организм делает. Акт вспоминания (события детства) есть «сейчас».

В случае появления в процессе работы материала, связанного с каким-либо важным аспектом личности, предпринимаются усилия перенести этот материал в настоящее в максимально возможной степени. Если пациент рассказывает о каких-либо событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как если бы они разыгрывались в данный момент. В таких случаях часто выявляется, как много людей избегает контакта со своим настоящим, имеет тенденцию углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

Принцип «я» и «ты». Проявляется в стремлении к душевному и открытому контакту между людьми. В большинстве случаев пациенты избегают настоящего контакта с другими людьми. Боязливое избегание контакта, поверхностная и искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. Разговор о человеке, когда он присутствует и к нему можно было бы обратиться прямо, называется «сплетничанием». Сплетни пресекаются терапевтом. Прямая конфронтация мобилизует эффект и живость переживания в противоположность блеклому рассеиванию посредством сплетни. Когда обсуждается отсутствующее лицо, гештальт-терапевт предпринимает попытку осуществить и прямой диалог с воображаемым человеком. Замечено, что вопросы, которые задают друг другу пациенты в группе, якобы, предназначенные для получения информации, гораздо чаще маскируют заявления или требуют поддержки от других лип. В гештальт-терапии пациентов просят переводить вопросы в утверждения, начиная со слова «я». Например, вопрос: «Маша, тебе трудно говорить в обществе?» переводится в утверждение: «Маша, я вижу, тебе трудно говорить в обществе». Процедура является расширением отношений «я-ты». Она поощряет пациента быть более самоуверенным и находить поддержку в самом себе.

Принцип субъективизации высказываний. Данный принцип построен на семантических сторонах восприятия пациента. Достаточно часто пациент говорит о собственных чувствах, теле, поведении с определенной дистанцией, объективизируя. Типичными примерами этого могут быть такие высказывания: «что-то мне давит в горле», «что-то мешает мне это сделать», «это меня подавляет». Пациенту предлагается заменить форму высказывания на более субъективную – отсюда обозначение принципа, как принципа субъективизации высказываний. «Что-то мне давит в горле» заменить на «я давлюсь»; «что-то мешает мне это сделать» – на «я мешаю себе это сде-лать„; „это меня подавляет“ – на «я подавляю себя“.

Другая семантическая особенность. Если пациент говорит «я не могу», терапевт может попросить его попробовать сказать «я не хочу». Союз «но» является хорошим примером слова, которое имеет двойной смысл в заявлении. Так, в заявлении «я люблю тебя, но сержусь на тебя», слова после «но» отрицают слова, идущие впереди. Слово «и» есть союз, который может более точно обрисовать переживаемую реальность. Если человек одновременно переживает два факта – любовь и гнев – более точная коммуникация будет: «Я люблю тебя, и я сержусь на тебя».

Другая важная семантическая трансакция, которую геш-тальт-терапия помогает открыть людям, это так называемая «почемучечная карусель». Слово «почему», подобно многим вопросам, требует, чтобы респондент (отвечающий) оправдывался. Респондент чаще всего начинает свою защиту со слова «потому что». Все, что следует за словом «потому что», – рационализация, попытка оправдать себя, это избегание ответственности, это манипулирование и привлечение спекуляций для обоснования прошлого. Многие пациенты проговаривают внутренние диалоги, в которых они вовлечены в почему-карусель. Когда люди сознают тот аспект своей личности, который не соответствует их интеллектуально избранному идеалу, они ищут обоснование своего поведения. Когда же они находят оправдания, они продолжают вести себя, как прежде, теперь имея оправдание.

Терапия, основывающаяся на «почему», так называемая «казуальная терапия», ведет к спекуляциям, оправданиям. Это уводит от процессов «сейчас» и поддерживает прежнее поведение. Это избегание «здесь и сейчас», казуальность в ущерб функциональному анализу характерна для психоаналитически ориентированных психотерапевтов. Гештальт-терапевты считают неприличными такие слова, как «почему», «потому что», «но», «не могу». Когда они используются, терапевт привлекает внимание к ним: он посвистывает, когда эти плохие слова произносятся.

Непрерывность осознавания характеризуется целенаправленной концентрацией на спонтанном потоке переживаний в данную минуту. Континуум осознавания является неотъемлемой частью всех технических процедур, однако, применяется и автономно, и часто приводит к неожиданным и значительным для пациента результатам. Этот метод поведения приводит индивида к осознанию собственного опыта и к отказу от нескончаемых вербализаций, выяснений и интерпретаций. Осознание своих чувств, «языка тела», ощущений и наблюдений представляет наиболее определенную часть познания человеком самого себя и отграничения себя от окружающего мира.

Техники гештальт-терапии

Предлагаемые техники предполагают открыть себя, свою «индивидуальность», мобилизовать ее и сделать более эффективной для удовлетворения своих потребностей в качестве биологического организма и социального существа, увеличить и обострить контакт с окружающим миром.

Техника, направленная на увеличение и обострение контакта с окружающим:

1) чувствование актуальности и выявление сопротивлений;

2) ощущение действия противоположных сил;

3) внимание и сосредоточенность «Фигура и фон»;

4) дифференцирование и объединение.

Групповая терапия

Групповая терапия приводится как центрированная на клиенте, при этом используется так называемая техника «горячего стула» («места»). Терапевт при этой технике работает с одним из участников группы, который согласился занять «горячее место» для проработки своего конфликта. Когда идет работа один на один, то других членов группы просят воздерживаться от интеракций, пока работа не закончится. Напротив «горячего стула» располагают простой стул. Пациента часто просят сыграть роль – поговорить с важным лицом в его жизни, прошлой или настоящей; как если бы этот человек сидел на пустом стуле. Обычно пациента просят быть и этим другим лицом. Пациента просят развить диалог по своему собственному сценарию и меняться с воображаемым собеседником местами, когда тот начинает говорить. После этой работы другие участники группы делятся тем, что они испытывали и как реагировали, пока проходила работа один на один. Эта обратная связь является источником групповой интеракции. Становится очевидным, что другие члены группы идентифицируются с участником, работающим с терапевтом, и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая незаконченные ситуации или фрагментированные части себя.

Группа может рассматриваться со следующих позиций.

1. Группа как источник получения поддержки:

1) роль «работающего» члена группы – следовать указаниям руководителя;

2) роль «наблюдателя», свидетеля – сопереживание.

2. Группа как возможность осознания своего опыта «здесь и теперь». Можно обращаться к группе.

3. Группа как драматизирующий фактор. Вовлекаются члены группы в управляемые эксперименты (игры).

4. Группа как динамичный, всегда имеющий место, процесс. Члены группы учатся просить и получать обратную связь.

Оценка гештальт-терапии

Гештальт-терапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе, экзистенциальной философии, теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению и гештальт-психотерапии. Гештальт-группы ориентируются на сильных руководителей, на автономность и ответственность участников.

Основные понятия – отношение фигуры и фона; осознание и сосредоточенность на настоящем; противоположности; функции защиты и зрелости.

Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место, образуют фигуру, а менее важная информация – фон. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, как процесс организмической саморегуляции. Невротическое состояние говорит о наличии третьей зоны – фантазии (между внешней и внутренней зонами). Функции защиты рассматриваются как неэффективные способы избавления от угрозы стресса.

Зрелость – способность найти собственные ресурсы и принятие ответственности на себя.

Методики и упражнения Г-терапии направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятием ответственности за самих себя и преодоление сопротивления.

Критики обвиняют Г-терапевтов в антиинтеллектуальности, иррадикальности и излишней директивности. Однако методика широко распространена. Она предполагает выбор между традиционными видами терапии, с ориентацией на сознание, и нетрадиционными.

РАЗДЕЛ 5

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях: отношением между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками. Семья играет огромную роль в жизни отдельной личности и всего общества.

Наши рекомендации